Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0


Главная » 2017 » Февраль » 5 » Обощение опыта
Обощение опыта
05.02.2017 18:06
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат »

Обобщение опыта по теме «Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями, как необходимое условие успешной адаптации в обществе» (2013-2016 уч. год)



Подготовила: Камышникова Н.В.,
воспитатель высшей категории

Слайд 1(Название)
Цели: (Слайд 2)
1.Совершенствовать педагогическое мастерство по формированию навыков общения у детей с ограниченными возможностями.
2.Пополнить методическую копилку материалами, включающими различные формы и методы работы с учащимися по теме самообразования.
Этапы деятельности.
I. Составление списка литературы по самообразованию.
II. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы школы.
III. Проектирование собственной деятельности по самообразованию.
IV. Результативность, рефлексия самооценки.
Свою работу я начала со знакомства со статьями по теме самообразования в журналах периодической печати, обзора в Интернете материалов по теме самообразования, изучения специальной литературы , с целью пополнения знаний по теме самообразования, применять их в работе:
- В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников».
- Б.П. Пузанов «Основы дефектологии».
- Д.И. Исаев «Умственная отсталость».
- И.Ю. Левченко «Патопсихология теория и практика».
- В.В. Марилов «Общая психопатология»
- А.Ю. Асанов «Основы генетики и наследственные нарушения развития детей».
- Л.Д. Виноградова «Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка».
- Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
- С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».
- И.П. Подласный «Курс лекций по коррекционной педагогике».
- Л.С. Выготский «Дефектология».
- И.А. Зайцева «Коррекционная педагогика»
- А.Ф.Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении».
- Б.П. Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»
- В.Ф. Мочихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате.
- А.Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики»
- О. Шпек «Люди с умственной отсталостью».
- С.С. Ляпидевский «Клиника олигофрении».
- В.П. Кащенко «Коррекционная педагогика»
- В.В. Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».
- Г.М. Дульнев «Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе»
- В.А. Сластенин «Основы коррекционной педагогики» (Слайд 3 - пустой)
Изучила опыт по теме самообразования через Интернет (сайты коррекционных школ 8 вида), посещала внеклассные мероприятия коллег с целью обмена опытом, изучила материалы работы с моим классом психолога школы. Провела диагностику уч-ся по формированию навыков общения, вела диагностику уровня воспитанности в течение отчетного периода, отслеживала мониторинг. Вела работу по подбору, систематизации и оформлению накопленного материала по теме самообразования в электронном варианте.
В своей работе использовала различные формы занятий: беседы, познавательные занятия, коррекционно-развивающие занятия, сказкотерапия, анкетирование, тестирование.
Работа по формированию навыков общения у детей с ОВЗ имеет ряд особенностей:
- в младшей возрастной группе необходимо формирование навыков общения в коллективной деятель¬ности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (уче¬ник, успешный ученик) и формирующей его новое отно¬шение к среде, самооценка черт ха¬рактера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие...)
- в средней возрастной группе раз¬витие основ личностной самооценки, становление личностной по¬зиции «Я — сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие уме¬ния оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекват¬но реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.
Развитие общей психологической компетент¬ности у ребенка. Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ: сочувствия к другим, умения оказывать поддержку другому, адекватно реа¬гировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение пра¬вил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С. Выготский неоднократно подчерки-вал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».
- в старшей возрастной группе актуаль¬ным становится построение временной перспективы будущего воспитанника как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рацио¬нального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я».
Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей.
Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии, согласно мнению ученых, подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.
При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.
Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (еда, сон и т. д.). Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей.
С целью изучения особенностей направленности личности воспитанников, и дальнейшей коррекции учебных, а также социально значимых нравственных мотивов, на занятиях включала анкеты, небольшие литературные произведения (рассказ, сказки), с последующим обсуждением, ответами на вопросы.
1.Как бы в этом случае поступил ты? Что бы ты ответил? Почему?
2.Кто поступил правильно?
3.Оцени поступок.
4.В чем ошибка?
Формирование коммуникативной потребности у детей с ограниченными возможностями является особенно актуальной, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. Формирование коммуникативной компетенции детей с умственной отсталостью способствует полноценному речевому общению и их социальной адаптации. Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Общение, объединяя достижения ребёнка, становится важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знали, как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила следующие занятия:
• «Давайте познакомимся»
• «Правила поведения в школе»
• «Мы в этом мире»
• «Мой класс»
• «Правила общения с окружающими»
• «Хорошие манеры»
• «Мы умеем обращаться к людям» и др.
Диагностические методики:
 «Давайте познакомимся» (цель: выявить интересы, увлечения, умения детей, формировать интерес, внимание друг к другу)
 Тест «Несуществующее животное» (цель: выявить некоторые особенности характера ребенка)
 «Конвейер» (цель: выявить поведение в конфликтной ситуации)
 «Какой я?» (цель: выявить адекватность самооценки) (Слайд 4)
Диагностика школьной мотивации учащихся была проведена во 2 классе
Исследование мотивации дает возможность выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на начальном этапе обучения.(см. прил.1 )
В младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки, в среднем — наиболее адекватные, в старшем — преимущественно завышенные.
Нарушение самооценки в младшем возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.
Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Повышенная самооценка может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке педагогом деятельности, поступков, высказываний учащихся.

Мною были предложены детям анкеты «Кто я?» (см. прил.2), для изучения самооценки и уровня притязаний учащихся использовала:
а) метод Де-Греефе: ученику предъявляется три кружка с условием, что один кружок означает его самого, второй — его товарища, третий — учителя. После чего предлагается провести линии разной величины от каждого из этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному; (Слайд 5)

Результаты изучения самооценки учащихся 3 класса Метод Де-Греефе.
(присутствовало 10 человек)
Завышенный уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень самооценки
Зинюков Д.,
Куринский А.
Умрихин С. Шестакова В.,Липковская О.
Кученчерекова С.Зайцев И.Сивко ю. ДмитриевЭннс Т.

б) метод С. Я. Рубинштейн: ученику предлагается 4 вертикальных линии: одна означает счастье, вторая — успехи в учебе, третья — развитие ума, четвертая — поведение. Ученику объясняется, что высшая точка, отмечаемая на каждой из линий, обозначает высшую степень развития ума (самый умный), счастья (самый счастливый) и т. д. Чем ниже точка, тем менее счастлив, менее умен и т. д. Ученик должен сам оценить свои качества, отметив оценку точкой на соответствующей вертикальной линии. (Слайд 6)

Результаты изучения самооценки учащихся 4 класса Метод С. Я. Рубинштейн .
(присутствовало 8 человек)
Завышенный уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень самооценки
Зайцев И.
Сивко Ю.
Куринский А. Шестакова В.
Липковская О. Зинюков Д.
Кученчерекова С.

Одной из личностных структур является характер. Это сложное образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека, это стиль поведения личности. В характере отражаются воля, интересы, эмоциональный склад человека. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же, как и другие структурные компоненты личности, отличается своеобразием.
При проведении беседы «Мы в этом мире» в 4 классе предложила детям анкету «Мой характер» (см. прил.3)
Системе отношений умственно отсталых школьников тоже присущ ряд особенностей:
а) сравнительно с нормой низкий уровень активности отношений;
б) затрудненность процесса формирования отношений из-за недоразвития психических свойств и процессов, пониженной потребности в общении,
в) сравнительно элементарная мотивация отношений;
г) недостаточно осознанный характер отношений и их регуляции;
д) нарушение избирательности отношений.
При проведении беседы « Правила общения с окружающими» мною была предложена детям анкета « Общительность» (см. прил. 4)
По межличностным отношениям мною проводились в 3-4кл. социометрическое исследование (см. прил. 5), во взаимоотношениях детей в классе больших изменений не наблюдалось. (Слайд 7)



Отверженные (29%) –Дмитриев В., Сивко Ю., Умрихин С.,
Лидеры (28%) – Кученчерекова С., Шестакова В., Зайцев И.
Принятые (43%) – Липковская О., Зинюков Д., Дерксен Р., Эннс Т.
Изгой (0%) –

Все годы, анализируя уровень воспитанности, я следила за динамикой формирования навыков общения у учащихся. (Слайд 8)




В заключение хочу сказать, за отчетный период я принимала активное участие в работе педсовета (подготовила сообщение «Взаимодействие педагогов в учебно-воспитательном процессе») , методического объединения воспитателей, подготовила сообщения на МО воспитателей в рамках дефектологического всеобуча «Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью», «Изучение уровня сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии»
Таким образом, работу по теме самообразования закончила. (Слайд 9)
Просмотров: 1289 | Добавила kamyshnikovanat  в свой дневник | Рейтинг: 5.0/1 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 25.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.