Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


Главная » 2015 » Июль » 3 » ОПЫТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
03.07.2015 17:41
Особенно трудно увидеть творческую одаренность,
еще труднее её развивать.
В.С.Юркевич

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как вы-явить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические воз-можности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ре-бёнке». Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обяза-тельном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. В своем докладе я раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей дошколь-ников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
1. Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельно-сти через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведе-ний искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
• приобщая детей к искусству мастеров;
• организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окру-жающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко)
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Например, Илья нарисовал большую ёлку и сказал, что это солдат, защитник ле-са, а рядом рисует кудрявые берёзки и говорит, что это женщины и их детки. И вдруг всё, что было нарисовано, Илья размазывает кистью и говорит, что по земле прошёл Змей Горыныч, но когда понимает, что рисунок не восстановить – начинает плакать. Ребёнок, несомненно, одарён, но многое зависит от созданных взрослыми условий и руководства процессом восприятия.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая позна-вательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потреб-ность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и мето-ды изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо по-знакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей дей-ствительности в собственном художественном творчестве.
Мы включили в учебный процесс самые необычные средства изображения: кок-тейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Например, прием «расчесывание краски», при котором гребешком, стекой с зубчиками или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или кроткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. Например, при изучении разных климатических зон, можно нарисовать картину «Верблюд в пустыне». Дети учатся передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетани-ям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изоб-ражения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения при-близят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).
Интересно и таинственно выглядит готовый детский рисунок, если сверху за-крыть его одним слоем упаковочной сетки. А если приклеить к сетке пенопластовые горошинки, то будет казаться, что идет густой снег.
А как нарисовать пушистых зайчиков и медвежат, кошек и собак? Обмакните в краску губку, затем окрашенной стороной слегка прижмите её к нарисованному конту-ру. Когда вы оторвете губку от листа, то получится отпечаток: объемный и пушистый.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, от-личающихся по форме, размеру, окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашен-ной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают. Получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Гроздья спелой рябины... Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже - еще раз, чуть ниже - еще. Теперь тонкой кисточкой дорисуем веточки, и зим-нее угощение снегирям готово.
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то можно предложить им рисовать ватными палочками. Для этого ватную палочку достаточно опустить в краску и ударить кончиком палочки по листу сверху вниз. На листе останется четкий отпечаток. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, черемуху, ягодки.
Принесите на занятие по изодеятельности обычные детские соски и спросите детей: для чего нам соски на занятии? Кто-то из детей предложит налить в них воды, краски, проткнуть их, а кто-то просто окунет соску в краску и поставит на бумагу от-печаток. Получится красивое яблоко, ягода, цветок... А может быть что-то ещё?
В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Но педагог может сделать кляксу обучающим, развивающим средством в художествен-но-творческой деятельности детей. Если сложить лист пополам, на одну сторону нака-пать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли и т.д.
Знакомя с пейзажем, можно показать красоту природы не только традиционны-ми способами рисования, но и рисуя деревья кулачком, ладошкой, разбрызгивая капли краски зубной щёткой, рисуя пластилином, губкой, на мятой бумаге, на наждачной бу-маге, сминая бумагу, скручивая её, смачивая бумагу водой.
Очень интересна техника рисования, которая имеет сложное название – моноти-пия (моно – один, тип – отпечаток). Эта техника несколько схожа по исполнению с кляксографией, но вместо клякс на одну половину листа красками наносится изобра-жение отдельных объектов будущего пейзажа, расположенного около водоема. После этого, лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Это заставляет детей продумывать композицию рисунка, выделять дальний и ближний план пейзажа.
Оказывается, наждачная бумага таит в себе огромные возможности для рисова-ния. Рисунки на наждачной бумаге получаются объемные, переход одной краски в дру-гую - без четких границ, более мягкий. Попробуйте нарисовать горы, и вы в этом убе-дитесь сами.
Результатом работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и конкурсах детского творчества.
О.А.Куревина (кандидат философских наук, доцент) в своей книге «Синтез ис-кусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» пишет: «Дети стано-вятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколь-ко потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.

Литература
1. Юркевич, В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и роди-телей [Текст] / В.С.Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - С. 218-221.
2. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного воз-раста [Текст] / О.А.Куревина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – С. 215
3. Дьяченко, И.И. Так ли важно рисование в жизни ребенка [Текст] / И.И.Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2009. - №8. – С. 16-18.
Просмотров: 1249 | Добавила joke1975  в свой дневник | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.