Зубная паста какая лучше? (0) Как дать ребенку лекарство? (21) Делаем массаж профессиональный (8) Дот-тест. (0)


Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект «Хлеб в жизни людей»​​​​​​​
Скачать (154.5Kb) 02.05.2017, 20:44
Автор: Пустошинская Анна 1 класс город Магнитогорск
Горбунова Елена Владиславовна
учитель начальных классов

Научно-исследовательский проект
«Хлеб в жизни людей»

Введение
Актуальность моей работы: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.                                                                                                     Проблема исследования: Почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?                                                            

Цель исследования: Узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования: 
1. Изучить и проанализировать научную информацию по теме;
2. Познакомится с историей возникновения хлеба;
3. Выяснить отношения одноклассников к хлебу;
4. Провести опрос и определить «Нужен ли нам хлеб?»;
5. Обобщить полученные результаты. 

Объект исследования: хлеб                                          

Предмет исследования: отношение людей к хлебу.   

Гипотеза: Если мы узнаем больше о хлебе, то мы будем бережнее к нему относиться.                                               

Методы исследования: сбор, изучение и обобщение информации; анализ и синтез; наблюдение; опрос; фотографирование; сравнение. 
                                             
История возникновения хлеба
История хлебопечения

По мнению историков, хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад в Средней Азии. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. 
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают и увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.
Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. 
Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая. Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен [2]. 
Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. 
Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. Во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. По мнению историков, появление хлеба, способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города [3].
Возникновение дрожжевого хлеба также имеет свою историю. Многие историки считают, что дрожжевой хлеб появился в Египте, где рабы научились разрыхлять злаковую смесь с помощью дрожжевых грибков, которые при оптимальных условиях способствовали брожению теста. Древние люди изучали хлеб, который в разрезанном виде имел множество маленьких полостей, за счет которых тесто становилось воздушным и мягким. Эти пузырьки получались в результате появления углекислого газа, выделявшегося в результате молочнокислого брожения. Освободившийся углекислый газ придавал пористость и пышность тесту. Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим, вкусным и очень пышным. 
Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей. А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным [2].

Место хлеба в жизни людей 
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.
В Греции большим наказанием являлось, если человек отведал блюда без хлеба, по их мнению, за это человек должен был получить жестокое наказание богов. Считалось, пренебречь хлебом, значило нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление [7].
Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк. Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта.
В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.
Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу.
•    Без соли, без хлеба — половина обеда.
•    Без хлеба куска везде тоска.
•    Хлеб — всему голова [8].

История хлебопечения на Руси
Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.
Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось. Существовали специальные службы контроля качества хлеба, которые ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба [4].
На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола.  Ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси. 
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба.
На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.
Хлебобулочные изделия на Руси были разные: крендели, бублики, баранки. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах [1]. 

А нужен нам хлеб?
Разговор по душам с одноклассниками о хлебе

Перед тем как провести опрос среди моих одноклассников и выяснить, что они знают о хлебе, мы предложили послушать суфийскую притчу «Сны и кусок хлеба».
«Сны и кусок хлеба»
Три человека, отправились в долгое путешествие и однажды встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути. 
Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны достаться хлеб и вода. И никто из них не желал уступить другим. Решили было разделить всё поровну, но это им не удалось. 
Так и спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них предложил: «Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами.» 
Его товарищи согласились с ним, и тут же они улеглись и заснули. Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись. 
Первый стал рассказывать: «Приснилось мне, что я был восхищён в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: «Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения». 
— Как странно, — сказал другой путник, — ведь когда я заснул, то я в самом деле увидел своё прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: «Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и поведёшь за собой людей». 
Третий путешественник сказал: «Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить всё это, что я тут же и сделал». 
После прослушивания притчи, мы задали ребятам вопрос.
-Почему один из путников предложил посмотреть свой сон, перед тем как съесть хлеб?
Мы предложили интересные факты о хлебе ребятам. 
1 факт: в Индии в 1 веке нашей эры существовал закон, преступников наказывали тем, что запрещали, есть хлеб на какое то время. При этом были уверены, что кто не ест хлеб, будет иметь несчастную судьбу. 
2 факт: самую большую булку хлеба испекли в Мексике в 1996 году в городе Акапулько, длина булки составляла 9 километров в длину. 
3 факт: французы потребляют 67 килограммов хлеба в год на одного человека. 
4 факт: Примерно половина хлеба, который каждый день съедается во всём мире, идёт на приготовление бутербродов. 
5 факт: ежедневно человечество съедает более 9 миллионов буханок хлеба. 
6 факт: Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены, влюбиться друг в друга. 
7 факт: из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. 

Опрос о хлебе
Мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. 
Анкета
1. Как часто вы едите хлеб?
а) каждый день б) редко в) вообще не ем
2. Что для тебя кусочек хлеба?
а) просто пища б) продукт, полученный в результате труда многих людей
в) предмет игры на перемене
3. Из чего делают хлеб?
а) из пшеницы и ржи б) из кукурузы в) из риса г) растёт сам
4. Рассказывают ли тебе о роли хлеба?
а) да б) нет
5. Если «да», то где?
а) в школе б) дома в) в детском саду г) другое (указать)
6. Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?
а) ничего бы не изменилось б) еда перестанет быть такой вкусной
в) на земле был бы голод
7. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?
а) всегда б) часто в) редко г) никогда
8. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?
а) скармливается домашним животным б) сушат сухари
в) не остается г) выбрасывается
9. Знаете ли вы, что нужно беречь хлеб?
а) да б) нет
10. Какой хлеб вы предпочитаете?
а) пшеничный б) ржаной в) пшенично-ржаной
11. Чем вы предпочитаете утолять голод?
а) хлеб (булочки) б) чипсы в) мясо г) шоколад
 
Вывод: в ходе опроса мы выяснили, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.

Заключение
Мы считаем, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
В своей работе мы хотели показать окружающим, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе. 
Таким образом, поставленные задачи нашей работы были решены, а именно, мы изучили и проанализировали научную информацию, познакомились с историей возникновения хлеба, выяснили отношение одноклассников к хлебу и провели опрос «Нужен ли нам хлеб?».
Гипотеза подтвердилась: мы стали бережнее относиться к хлебу, когда узнали больше информации о нем. 
 
 
Категория: Eстествознание | Добавил: Nastenok
Просмотров: 373 | Загрузок: 36 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 1
1 Елена   (08.05.2017 08:33)
К сожалению нет презентации. Работа носит теоретический характер, нет практического материала. Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Имя *:
Email *:
Код *:




Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Модульная система в детскую — отличный способ организовать пространство с пользой и комфортом!
Как выбрать радиоуправляемые игрушки для ребенка?
Детская одежда и игрушки для аллергиков
Оружие – детям игрушка

На сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2017
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал