Миома при беременности (6) Коляска для младенца, какая лучше (4) Самая распространенная проблема c волосами. (19) Как облегчить проявления варикоза во время беременности? (7)


Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект "Тайны школьного мела"
Скачать (11.04 Mb) 17.08.2018, 17:17
Автор: Аржаник Анастасия, ученица 4 класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Полоцка»
Поцелуенок Наталия Александровна
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 2 г. Полоцка»

Научно-исследовательский проект
"Тайны  школьного мела"

 

Он может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!
Нам без него ремонт не сделать,
И потолок не побелить,
И в целой уйме дел полезных
Его мы можем применить.
Выводит им слова учитель,
Детишкам в школе на доске,
Кто он, загадки этой житель,
Живущий в маленьком куске?

Этот загадочный житель – школьный мел, который с детства знает каждый человек. Сейчас в школах появились интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако мел остаётся до сих пор незаменимым помощником.
Оказывается, хорошо знакомые всем вещества обладают чудесными свойствами! Если их правильно использовать, они будут менять цвет, превращаться в другие вещества и даже улетучиваться! Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый нам школьный мел тоже настоящий волшебник!

Мел – это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником.
На каждом уроке, выходя к школьной доске, мы с волнением берём в руки кусочек мела. Иначе как можно научиться чему-то новому?

Почему мелом так удобно писать и рисовать? Откуда он появился? Из чего он состоит? Почему учителя жалуются на мел, а дети в восторге от него?

Мне стало интересно, и я решила провести исследование, чтобы узнать, что такое мел и в чем его секреты.

Цель: изучить строение школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту.

Задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения мела, его составом;
  2. изучить свойства мела;
  3. выяснить, как использование мела влияет на здоровьешкольников и педагогов;
  4. представить одноклассникам результаты исследований.
Объект исследования: школьный мел.

Предмет исследования: свойства мела, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни.

Гипотеза:
  • мел очень полезен и необходим в повседневной жизни;
  • мел может быть опасен для человека.
Практическая значимость исследования: материалы работы можно использовать при проведении занятий по учебному предмету.

Методы исследования:

  1. изучение литературы;
  2. проведение опытов;
  3. наблюдение;
  4. анкетирование;
  5. сбор фотоматериалов;
  6. анализ полученных результатов.
Основная часть
Теоретическая часть
История возникновения мела

Чтобы узнать всё про мел, я изучала различную познавательную литературу, анализировала материалы из сети Интернет, совершила заочное путешествие в экомузей «Дно древнего моря», который находится в Чаусском районе Могилевской области.

Оказывается, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел.
Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики. Погибая, эти растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.

Около 200000 лет назад ледник вырвал куски дна с мелом из океана и протянул их на сушу. Когда ледник растаял, потоки воды перенесли тонны осадочных пород и песка и надёжно укрыли мел толстым слоем. Так залежи мела появились на территории Беларуси.
В Беларуси разведано 33 месторождения мела.
В 1980-е годы в Малоритском районе Брестской области открыто крупнейшее в Беларуси и Европе месторождение мела «Хотиславское». Там имеется около 500 млн. тонн мела.


1.2. Состав природного и школьного мела.
Мел - это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет собой остатки древних организмов, часто в его составе встречаются камешки и песчинки.

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа.
Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Кстати, накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в основном из карбоната кальция.
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.

Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик.

Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.


1.3. Использование мела человеком
Мела добывают много. А где он находит применение?
  1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на школьных досках.
  2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.
  3. Широкое применение мел нашел в промышленности: его используют для очистки свекловичного сока; при изготовлении стекла; для производства спичек; для изготовления питьевой соды; при изготовлении резины; для производства цемента, лаков, красок; для получения отделочного сайдинга; в полиграфии и бумажной промышленности.
  4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.
  5. В парфюмерии мел – это составная часть зубных порошков и паст.
  6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.
Практическая часть

2.1 Изучение состава и свойств мела
Если потрогать руками школьный мел – он твердый и шероховатый. Когда мы пишем на доске – он крошится, сыплется, значит, он хрупкий. Если провести мелом на руке, он оставляет след, значит, он пачкается. Если опустить в воду мел, она мутнеет, значит, мел не растворяется в воде. Из чего же он состоит?
Опыт 1.
Я решила рассмотреть мел под микроскопом. Взяла кусочек мела, поместила в ступку и размяла его. Затем перемешала мел с водой. Полученную кашицу положила на стекло. Стекло поместила под микроскоп.

Я увидела белые комочки, это крупные кусочки мела. Мне показалось, что они действительно напоминали кусочки ракушек. А те кусочки, которые поменьше, они были темными. Возможно, это просто песчинки.

Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов и водорослей и различных примесей.
Если мел образовался из ракушек с панцирями, из извести, значит, мел состоит из известняка. Действительно ли это так? Я решила провести еще один опыт.

Опыт 2.

В стакан налила немного уксуса и положила туда мелок. Уксус сильно забурлил. Затем от мела начали откалываться небольшие кусочки. Учительница подсказала, что уксус – это кислота. Мел состоит из известняка, который при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяется углекислый газ, что я и увидела при проведении опыта.

Выводы:

- мел состоит из известняка (кальция);
- кальций разрушается кислотой.

Еще я узнала, что жемчуг, мрамор, яичная скорлупа и зубы тоже содержат кальций. Значит, их необходимо оберегать от воздействия кислот. Например, соки нужно пить через трубочку, мраморные скульптуры в парке хорошо бы укрывать от дождя. А вот накипь в чайнике можно удалять с помощью лимонной кислоты.
У нас в классе есть кусочки мела разного цвета и качества. Один мел пишет на доске не очень хорошо, сильно крошится и пачкает руки. Другие мелки, в том числе и разноцветные, на доске оставляют очень яркий след, не так сильно крошатся, да и руки после них чище. Я задумалась: «Почему это происходит?»

Опыт 3.
Я взяла 6 мелков и капнули на них по капле йода. Оказывается, крахмал может изменить цвет йода. Окраска пятнышка йода на одном из мелков изменилась на сине – фиолетовый цвет. На остальных образцах мела окраска спиртового раствора йода не менялась.
Вывод: Значит, в разных видах мела есть разные добавки: в одних, например, крахмал, а в других, наверное, клей.

2.2 Изучение влияния школьного мела на здоровье человека
Меня заинтересовал вопрос, влияет ли мел на здоровье человека. Этот вопрос я задала 8 учителям и 28 учащимся начальной школы. «Да» – ответили 8 педагогов, «нет» – 26 учащихся.
Мне кажется, что мои одноклассники так ответили на этот вопрос, потому что им мел очень нравится, они любят им рисовать на доске и на асфальте.

Учителям нашей школы я задала еще вопросы:
1. Нравится ли вам мел, которым вы пользуетесь в школе?
2. Какие неприятные ощущения вы испытываете при работе с мелом?
Большинство учителей отметили, что школьный мел негативно влияет на кожу рук:
- сохнет кожа рук – 5 человек;
- вызывает аллергию – 1 человек;
- проблемы с дыханием – 1 человек;
- приступы кашля – 1 человек
Часть опрошенных учителей отметили, что из-за трещинок на коже постоянно пользуются увлажняющим кремом для рук.
Изучив статью в учебнике «Человек и мир», я узнала, что у человека под кожей находятся потовые желёзки. Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит, мел впитывает в себя влагу и жир.

Опыт 4.
Взяла 2 тарелочки. В первую налила воду, во вторую - немного растительного масла. В каждую положила по кусочку мела. Воду мел впитал очень быстро, масло – помедленнее, но тарелочка тоже оказалась почти сухой.
Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.
После изучения различных источников информации я составила следующие рекомендации учителям:
- чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады;
- чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2—3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;
-чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.
Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуется:
- учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;
- дежурным - чаще проветривать класс;
- вытирать мел с доски только влажной тряпкой;
- промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;
- в конце рабочей недели можно промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.

2.3 Исследование возможности применения мела в повседневной жизни человека
Изучив литературу, прочитав статьи в газетах, журналах и в сети Интернет, я узнала много интересного о свойствах простого кусочка школьного мела: его мягкости, способности впитывать воду и поглощать жир. Благодаря этим свойствам мел можно широко использовать в жизни человека каждый день.

Я нашла и попробовала на практике разные советы:
«Мел-чистюля». Мел легко превратить в порошок, поэтому можно использовать его, например, для чистки раковины. Нужно положить мел в ступку, измельчить и добавить немножко моющего средства для посуды. Мягкий скраб готов. Почистите им раковину, дно кастрюльки или столовые приборы.

«Мел-поглотитель влаги». Можно использовать мел для ликвидации влаги и запахов в платяном шкафу: положить кусочки мела в мешочек и развесить в шкафу.

«Мел – помощник водителя». Если при вождении автомобиля у папы потеют руки, он просто катает мелок между ладонями. Мелкие частицы мела закупоривают просветы сальных желез и тем самым на время блокируют выделение пота.

«Мел – защитник от ржавчины». Если разложить мел на полке с папиными инструментами – на них не появится ржавчина.

«Мел – пятновыводитель». Если вы умудрились запачкать кожаное изделие жиром, то не трите это место водой с мылом или чем-то другим, способным нанести вред коже. Просто посыпьте место загрязнения меловой пылью, которую можно получить, измельчив обычный школьный мел в мелкую крошку или, еще лучше, пыль. После нанесения мела на кожаное изделие его не стоит трогать в течение суток, за это время мел впитает в себя частицы жира и влаги. А через 24 часа счистите меловую пыль мягкой щеткой и пятна вы больше не увидите.

«Мел – организатор детских игр». Мел пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. Без него трудно организовать игру «Классики», «Тик-так» и многие другие.

2.4 Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний про школьный мел
Узнав много интересного про мел, мне захотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками. Для того, чтобы понять, что знают одноклассники о таком полезном материале и хотят ли узнать больше, я провела анкетирование по следующим вопросам:
- Из чего состоит мел? Влияет ли мел на здоровье? Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?
В опросе участвовало 20 учащихся и 10 учителей. 

После опроса я убедилась, что учителя школы о происхождении и составе мела знают много, а учащиеся – очень мало.
Вывод: учащимся будет полезно и интересно послушать наше сообщение о происхождении, свойствах и применении мела.

Заключение
В ходе работы над проектом я выполнила все поставленные задачи:
  • научились работать с литературой и интернет-источниками, искать в них нужную информацию;
  • познакомилась с историей возникновения мела, его составом;
  • провела ряд опытов и изучила свойства мела;
  • выяснила, как использование мела влияет на здоровье человека;
  • обобщила рекомендации по безопасному использованию мела, советы по применению мела в быту.
Я сделала следующие выводы:
  • область применения мела очень широка: это и повседневная жизнь человека, и медицина, и промышленность, и сельское хозяйство;
  • мел пока что незаменим на уроках в школе;
  • несмотря на важность, мел может причинять вред здоровью человека, поэтому при использовании его нужно быть аккуратным.
В ходе выполнения работы я узнала много нового и интересного. Теперь я хочу, чтобы и одноклассники с моей помощью познакомились с ролью мела в жизни человека. А еще, чтобы они сами попробовали поэкспериментировать с ним.
Я предложила ребятам разные игры с использованием мела, и теперь на переменах и в выходные вместе весело проводим время.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Eстествознание | Добавил: Весна
школа, Научно-исследовательский, детский, проект, Мел
Просмотров: 261 | Загрузок: 38 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Экскурсия — лучший подарок
Как правильно учить ребенка английскому языку с раннего возраста
О пользе интернет-покупок
Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике

На сайте всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2018
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал