Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 16
Гостей: 15
Пользователей: 1
светланаz


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Без боба и жизнь бедна"

Скачать (6.31 Mb) 18.09.2017, 11:36
Автор: Поликанова Евгения, ученица 3 класса А МБОУ «Начальная школа № 200» г. Ульяновск
Магарина Надежда Евгеньевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Начальная школа № 200» г. Ульяновска

Научно-исследовательский проект
"Без боба и жизнь бедна"


Генеральной Ассамблеей ООН 2016 год объявлен Международным годом зернобобовых. С помощью этого шага представители Генеральной Ассамблеи «надеются привлечь внимание всего населения планеты к рациональному использованию зернобобовых культур, а также подчеркнуть их важность в современном рационе человека».
Бобовые - одно из «крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 18 тыс. видов». Распространены они почти по всей, доступной цветковым растениям суше земного шара, и представлены самыми разнообразными жизненными формами - от огромных деревьев и лиан до крошечных пустынных растений. Представители бобовых «способны подниматься в горы до 5 тыс. метров высоты, обитать на Крайнем Севере и в жарких безводных пустынях».
Давнюю историю имеет и «применение бобовых в медицине. Огромно значение как кормовых растений. Клевер, люцерна - основные пастбищные растения, опыляются насекомыми».
Но обратимся сначала к истории. Бобовые – очень древние культуры. О некоторых из них упоминает Ветхий Завет. И относились в древности к этим плодам с уважением и почитанием. Считается, что «»некоторые бобы приравнивались к пище богов. Блюда из фасоли приносили в дар, потому что они ценились как особо сытные и вкусные».[13] В Европу по преданию первые бобовые культуры завез Карл Великий. Он отметил одно из таких растений, «как очень привлекательное во внешнем плане – приятные глазу цветы и вьющиеся стебли украсили королевский сад. А позже плоды диковинного заморского растения появились на столах знати.»
В современном мире, на мой взгляд, роль бобовых культур очень велика, так как они являются одним из распространенных продуктов и прост в приготовлении.

Меня, как ученицу 3 класса в больше степени заинтересовала роль зернобобовых культур в литературных произведениях и распространение этой культуры по земному шару.

Этапы проекта:
Постановка целей и задач, выдвижение гипотез.
Исследование:
2.1. Опрос учащихся моего класса;
2.2. Анкетирование воспитанников дошкольного подразделения.
2.3. Интервьюирование учителей нашей школы и воспитателей.
Поиск сказок.
Написание сказок собственного сочинения детьми.
Написание сказки вместе с мамой и иллюстрирование ее бобовыми культурами.
Выводы.

Первым этапом моей работы является постановка целей, задач и гипотез исследования.
Целью моей работы является:
познакомиться со сказками народов мира, в которых встречается зернобобовая культура, и определить, действительно ли бедна жизнь без боба.

Я определила для себя следующие задачи:
Опросить учащихся школы и детей сада о том, с какими сказками о бобах они знакомы.
Изучить сказки, связанные с зернобобовыми культурами.
Выявить области распространения зернобобовой культуры в художественных произведениях и их воздействие на распространение в мире.
Изучить сказки, имеющее общее название «Джек и бобовый стебель».
Проиллюстрировать свою сказку и сказку в стихах о Джеке и бобовом стебле, сочиненную моей мамой.
Проиллюстрировать сказку, изученную на английском языке.
Представить сказки о бобах (и горохе), сочиненные и проиллюстрированные учащимися 2-4 классов.
Создать и проиллюстрировать книгу сказок «Без боба и жизнь бедна».

Исходя из темы и цели моего исследования, а так же принимая во внимание задачи, я поставила несколько гипотез:
Верно ли, что существует мнение о распространении народных сказок о бобовых не только «по вертикали» (от потомков к предкам), но «по горизонтали» (в результате торговли между другими странами).
Верно ли предположение, что бобы – это источник жизни для человечества, а образ бобового стебля в древних сказаниях является мировым деревом.
Если сказка вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении, высмеивании человеческих недостатков, значит, есть сказки мира похожие между собой.
Возможно ли ее распространение в нашей стране?
В своей исследовательской работе я использовала метод «полевые исследования» и пользовалась средствами анкетирование и интервьюирование.

Следующий этап моей деятельности - исследование.
В начале своей работы я опросила учащихся нашего класса о том, читали ли они сказку «Джек и бобовый стебель». Из 34 обучающихся – 25 человек были хорошо знакомы с этой сказкой, 7 человек слышали название, 2 человека не были знакомы с произведением вообще.
Следующим этапом опроса было узнать, знают ли ребята о существовании нескольких вариантов этой сказки, и о том, какую роль она сыграла в мире. Из 25 опрошенных 15 человек слышали о существовании английской сказки, 2 человека о китайской.
Так как наша школа, в которой я обучаюсь, имеет два подразделения: дошкольное и начальная школа, то я обратилась к своему воспитателю, в группу которой ходила в дошкольном подразделении – Ильмире Ибрагимовне с просьбой проанкетировать ребят ее группы. В ходе обследования знаний ребят дошкольников я получила следующие результаты: из 20 опрошенных ребят 2 человек знают сказки, в которых бобы являются главными героями сказок, а вот о сказке «Джек и бобовый стебель» слышали уже около 16 анкетируемых и все они твердо убеждены, что Джек - это трудолюбивый мальчик.
Кроме этого я взяла интервью у учителей нашей школы и воспитателей детского сада. В ходе беседы я выяснила, что взрослые знают сказки о бобовой культуре, и их заинтересовало их распространение «по горизонтали» и «вертикали». Это я и решила выяснить в первую очередь.
Далее я приступила к поиску народных сказок, в которых боб – является главным героем. В нашей районной библиотеке, а так же с помощью интернета я познакомилась и прочитала следующие сказки:
Авторская сказка - Братья Гримм «Соломинка, уголёк и Боб»
Английская народная сказка «Джек и бобовый стебель»
Китайская народная сказка «Боб, который умел песни петь»
Китайская сказка «Чудесные бобы»
Корейская сказка «Золотые бобы»
Латышская народная сказка «Боб до неба»
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Французская народная сказка «Боб»
Работая над этим этапом я: обращалась к энциклопедическим словарям – для получения самой информации или для нахождения ссылок на других авторов; консультировалась с работниками библиотеки по данному вопросу; просматривала периодическую литературу.
При знакомстве с данными сказками мне показалось удивительным, что народная английская сказка «Джек и бобовый стебель» имеет так много собратьев в сказках других народов. Это и натолкнуло меня на мысль о том, что кроме того, что сказки передавались от поколения к поколению и росли вверх с развитием рода той или иной семьи, но и ширились по горизонтали, попадая в другие страны. Это, возможно, могло возникнуть в результате торговли. Когда один торговец, предлагая другому семена бобов, рассказывал свою сказку.
Таким образом, первая гипотеза подтверждается.

Изучая материалы для подтверждения или опровержения второй гипотезы я обратилась к сети Интернет. Зная, что политическая обстановка на нашей планете многие годы была неспокойной и наша страна была участникам многих вооруженных конфликтов я решили узнать чем же питались люди в те неспокойные времена. К моему удивлению я узнала что горох, фасоль, чечевица были очень доступны в пропитании, так как их выращивание не составляло большого труда. Мне удалось выяснить, что пищей многих военнопленных русских солдат во время второй мировой войны являлись солёные бобы. А по данным военно-исторического журнала за декабрь 2016 года немцы исключили горох и прочие бобовые культуры из пищи. «Следуя правилу, что многое предназначавшееся для корма скота, но могущее быть съеденным пленными, и должно служить для их прокормления, немцы исключили из довольствия пленных совершенно: горох, бобы огородные, чечевицу, всякого рода крупу, макароны, оставивши кроме пресловутой сои лишь кукурузную кашу и конский боб…»
Я только могу предположить, что у людей, которые находятся сейчас в зоне военных конфликтах зернобобовые являются важным источником пищи.
Таким образом, одна из гипотез: верно ли предположение, что бобы – это источник жизни для человечества, а образ бобового стебля в древних сказаниях является мировым деревом - подтверждается.

Работая над третьей гипотезой и изучая разнообразную литературу меня, поразило, что английская сказка «Джек и бобовый стебель» имеет так много вариантов в самой Англии. Я выяснила, что самой «сказке может быть до 5 тыс. лет.» (Лондон, 20 Января 2016 Антрополог Даремского университета (Великобритания) доктор Джейми Теграни, который работал над исследованием с фольклористом Сарой Грасой да Силва из Университета Нуэва де Лиссабон (Португалия), считает, что исследование прольет свет на наше культурное наследие. «Мы считаем довольно примечательным то, что эти истории сохранились в устной форме», — заявил он. ( Sky News)
«Некоторые из этих историй старше, чем первые литературные памятники, и намного старше, чем античная мифология. Эти истории появляются в латинских и греческих текстах, но, как показывают наши результаты, они гораздо древнее», — сказал ученый, и она имеет множество вариантов. 1807г. – впервые появилась в печати в обработке Бенджамина Табарта – он ввел новых героев. Это фея, она помогает Джеку понять мораль сказки. 1890г. – англ./рус. Вышла версия Джозефа Джейкобса. Которая стала самой популярной.
В ходе работы я познакомилась со сказками народов мира и выяснила, что все они схожи между собой, как и предполагали это дошкольники, которых я опрашивала, но меня заинтересовала одна сказка, написанная английским народом «Джек и бобовый стебель».
Со 2 класса в школе мы начали изучать английский язык, и я поинтересовалась у учителя Натальи Сергеевны Любодеевой, есть ли у нее эта сказка. Вот что я хочу вам рассказать о ней.

Jack and the beanstalk.
Jack is a small boy. He was a given some magic beans. Then he had a very big beanstalk. So he went to a cloud. Jack met a giant there and took his father*s gold coins. So Jack and his mum became rich and had a lot of food.

Таким образом, третья гипотеза не подтверждается.

Сказки о Джеке очень мне понравились, и я решила вовлечь своих одноклассников, ребят из других классов и детей дошкольных групп в написание своей сказки и таким образом продолжить распространение этой сказки «по вертикали». Малыши вместе с родителями оформили книжки-малышки, а я сделала сборник, который так и назвала «Без боба жизнь бедна», который так же вошли сказки народов мира. Все сказки мы вместе с учителем разобрали в классе с нашими ребятами.
Даже моя мама – Татьяна Александровна Шамаева не удержалась от этой увлекательной работы и присоединилась к нам, вместе с ней мы написали эту сказку в стихах, а я проиллюстрировала и даже изготовила аппликацию к сказке, где главным материалом являются, конечно же, бобы.
Таким образом, наша последняя гипотеза подтверждается, и мы продолжили распространение сказок о зернобобовых в нашей стране.

Изучив все сказки, я пришла к выводу, что в действительности, жизнь простых людей без бобовых растений была бедной.
К тому же, в действительности, сказки кроме того, что распространялись «по вертикали» от поколения к поколению еще и распространялись «по горизонтали», проникая в разные страны вместе с торговцами, везущими семена.
СЕМЯ (в данном случае ДРЕВНИЙ БОБ) – зачаток будущего растения-жизни, что позволит и свет разлить и добро дарить, и мир сохранить.
Ведь дерево жизни – это светлый путь в прекрасное будущее. Таким образом, три наши гипотезы подтвердились.
Может сказка и вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении, высмеивании человеческих недостатков, но мы и сейчас сочинили сказки о бобах, а они не похожи на сказки мира. Эта гипотеза не подтверждается.
Таким образом, мы узнали, что одно бобовое зерно добро сеет,
богатство даёт и мир бережёт.

 
Шамаева Татьяна Александровна
***
Может долго, может - нет,
Не один раз пό сто лет
С той поры уже прошло,
В гости к нам зерно пришло:
- Путешествую давно я,
В разных странах побывал.
Ой, простите, не сказал,
БОБ – народ меня назвал.
Всех детишек я люблю
И похлёбкой накормлю,
Только, чтобы не ленились,
Я им чудо подарю.
Помню как-то шёл дорогой
Мальчик Джек вдвоем с коровой.
Я ж в кармане старичка,
Был за место пятачка.
Состоялся их обмен,
И попал я к Джеку в плен.
Очень радостно домой
Он бежал в руке со мной.
Это было лишь начало,
Мама Джека отругала.
Я в окно, ему попало.
(Если б знали, что нас ждало!)
Ночь тепла, звезда на небе,
Не сидится все ж в земле мне,
Я сначала напрягался,
Из земли сил набирался,
А к утру рванул к звезде,
Лучше стало видно мне.
Джек проснулся – за окном
Весь зеленый в небо «дом»,
Пусть на ваш он, не похож,
Но свеж, зелен и хорош.
Долго Джек не размышлял,
А по стеблю вверх, …пропал!
Уж, с земли его не видно,
Ну, а стеблю не обидно,
Что он силы отдавал,
Да до неба вырастал.
Джеку же совсем не страшно,
Видит пики уже башен,
Целый город в небе там,
И живет в нем ВЕЛИКАН.
Вот телята, вот овечки,
В чугуне жаркое в печке,
Но любимый завтрак там
НЕПОСЕДА – МАЛЬЧУГАН.
Джек смекалку проявил,
ВЕЛИКАНА победил,
(Помогла ему одна
Великанова жена).
А наградой послужило,
То, что деньги приносило:
Арфа песенки поет,
Яйца курица несет,
Джек все это продает,
А богатство бережет,
(Хоть и в Англии живет).
Коли тратить только будешь,
Быстро все вокруг погубишь.
Может долго, может - нет,
Не один раз пό сто лет
С той поры уже прошло,
Но в народе так пошло.
Джека каждый в мире знает,
И принцессу вспоминают,
Стала что его женой.
Деткам же наказ такой:
Коли БОБ к тебе попал,
Значит, друга повстречал.
Посади его, трудись,
И мечтами ввысь стремись,
Но, а там, не за горами,
Чаша полная с бобами,
В дом богатство принесет,
От невзгод убережет.
Может долго, может - нет,
Не один раз пό сто лет
С той поры уже прошло,
Счастье в каждый дом пришло.

 
 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
Научно-исследовательский, Боб, сказка, Стих, Детский, проект
Просмотров: 3059 | Загрузок: 361 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (16.10.2017 19:45) [Материал]
С интересом прочитала данную работу. Сначало заинтересовало название. Очень необычное. С таким названием могло быть проведено несколько исследований. Оказалось что в работе речь идёт о бобовых. Большое внимание автор работы уделила сказкам в которых встречаются бобы, как русским народным так и сказкам народов мира. Уделила внимание питанию бобовыми в военное время. И даже написала вместе с мамой свою версию сказки про Джека в стихах.
Молодцы!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 25.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.