Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Кем быть? Секреты выбора профессии"

Скачать (5.47 Mb) 24.03.2016, 09:28
Автор: Седашкин Алексей, ученик 4 «Б» класса МБОУ гимназии Перспектива г.о. Самара
Ажиркова Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ гимназии Перспектива г.о. Самара

Научно-исследовательский проект
"Кем быть? Секреты выбора профессии"

Выбор профессии. Какой огромный смысл заложен в привычном словосочетании. Период выбора профессии сопровождают  тревоги,  ожидания и некоторые  проблемы! Сложная задача стоит перед  каждым человеком.
Общество требовательно относится  подготовленности кадров. При выборе профессии  надо решить  противоречивый вопрос  между потребностями общества в кадрах и желаниями молодежи.  Правильно и заблаговременно  проведенная подготовка молодежи позволит гармонично развиться личности.  Происходит постепенное совершенствование личности в нравственном, трудовом, интеллектуальном направлении.  Правильный выбор работы  является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Цель работы:  раскрыть секреты готовности учащихся  к социальному и профессиональному самоопределению.

Гипотеза: При заблаговременной настороженности учеников в выборе направления своей будущей профессии можно надеяться на правильное развитие  личности с учетом трудовых, интеллектуальных и политических запросов общества.

Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с  истоками  профессионального самоопределения.  

  2. Установить мотивы выбора профессии.

  3. Поиск оптимального пути социального и профессионального развития. 

  4. Изучить и провести анализ основных мотивов выбора профессии среди одноклассников и восьмиклассников.

  5. Принятие решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности. 

  6. Дать рекомендации по профессиональному самоопределению. (разработать алгоритм действий для учащихся школ).


Методы исследования: анализ литературы, составление анкет для учащихся 4-х и 8-х классов, анкетирование учащихся.

Объект исследования: учащиеся младших и старших классов.

Речь идет о будущем, и я попытаюсь определить основные черты становления профессионального будущего.  При выборе профессии ученик старается  предугадать, какие же профессии будут нужны обществу через  пять-десять лет,  каким будет само  общество  в будущем. Можно ли полагаться только на общие прогнозы и сегодняшние наблюдения? Наверное, нет. Кажный ученик должен принять самостоятельное решение -  неустанно искать новую, актуальную информацию  о рынке труда, анализировать ее, создавать свое  «знание о профессии».  А поскольку это  касается  будущей профессии, человек фактически строит свою  биографию.
И еще, при проведении настоящего исследования, я хотел  бы надеяться на то, что выбранная мной или моими товарищами профессия будет востребована  в будущем и нужна людям. Трудности  в жизни являются  трамплином к успеху.
При написании работы надо  разобраться и выявить факторы, которые больше других  влияют на выбор профессии. На   выбор любого человека  оказывают влияние: позиция родителей, позиция товарищей, знания о профессиях, способности, личные  планы, мнение учителей и школьных педагогов, склонности, уровень притязаний на общественное признание. Все эти факторы влияют на выбор профессии в той или иной степени.
В настоящее время я и мои товарищи заканчивают первую ступень гимназического образования - начальную школу и мало кто еще задумывается о том, какую профессию он выберет. Возможно, кто-то пойдет по стопам отца, будет продолжать его дело, кто-то выберет профессию своей мамы, следуя семейной династии. А кто-то выберет совершенно новое направление и будет самостоятельно добиваться успеха. После окончания гимназии многие из ребят поступят в высшие учебные заведения, где получат специальное образование и специальные навыки.
В своей работе я постараюсь ответить на вопросы: как человек готовится к принятию решения, как правильно сделать выбор и из каких составляющих он складывается, какие факторы влияют на него? Рациональность в выборе, удовлетворение общественных и личностных интересов. Не нужно бояться противоречий в своих представлениях о чем-либо – они являются главным мотивом к исследованию, к познанию внешнего мира и самого себя. Вот и моя работа соткана из таких противоречий и из первой попытки осмысления поиска профессии.

Исторические черты профессиональной ориентации в России и за рубежом

«Судя о человеке,  должно принимать
во внимание обстоятельства жизни,
в которые  он поставлен судьбой»
В.Г. Белинский.

После окончания школы перед каждым учеником встает вопрос  выбора ВУЗА для осуществления продолжения образования. Что бы быть готовым к успешному освоению программы высшего учебного заведения, ученик должен еще в младшей школе задуматься  о собственной подготовке. Перед младшим школьником стоит серьезный вопрос выбора профессии, от правильности которого будет зависеть вся его взрослая жизнь.
В далеком прошлом нашим предкам было несколько проще: кто в какой семье родился, тот тем и становился. Государству требовались четыре профессии: священники, служивые, торговцы  и земледелы.   Начало профессиональной  ориентации  обозначено в 1908 г. В это время было   открыто  первое  профессиональное  консультационное  бюро  в  Бостоне. Это официальная информация. А на самом деле  профессиональная ориентация  возникла еще  глубокой древности.  И исходила она из потребностей  развития  общества. Профессиональная ориентация имеет свою историю. Появление новых профессий диктовали перемены, происходящие в разные эпохи времени. Затем происходило  разделение людей на разные профессии. Слово «профессия» пришло в русский язык в XVIII веке, скорее всего с французского и означает «публичное заявление о роде своей деятельности», а французы это слово заимствовали с латинского.
Еще в древности  проводили уточнение некоторых специальных знаний и способностей человека, создавались школы, где юноши и девушки получали специальное образование. Образование всегда ценилось!
История доказывает, что  середине III тысячелетия до н.э.  в  Древнем Вавилоне уже имелись определенные экзамены, их называли  испытаниями.  Важной фигурой того временм был писец -  он  умел  измерять  поля, делить  имущество,  петь, играть на музыкальных инструментах.  Он должен был уметь  различать ткани, металлы, растения,  выполнять простые арифметические действия. В древнем Египте самым важным считался  жрец. И им мог стать только тот,  кто  выдерживал  определенные  испытания.  Перед экзаменами проводилось собеседование. Оценивались биографические данные,  образованности,   внешность, умение вести беседу. Проверяли разные  знания и умения, такие как трудолюбие, способность выслушать, выносливость разных испытаний. Такую же школу проходил и  Пифагор. И когда он вернулся к себе домой в Грецию, он создал  школу,  подобную той в которой учился сам.  Пифагор  ценил умственные способности своих учеников и говорил,  что  «не  из каждого  дерева можно выточить  Меркурия» или, говоря современным языком, представление об индивидуальности, с которой родился человек, в значительной мере определяет его дальнейшее развитие.  Наверно, Пифагор прав. Существует много примеров, когда человек получает прекрасное образование, например, по настоятельному желанию родителей или выбирает профессию «по-моде» и в итоге, в начале своей деятельности погружается в разочарование или совсем  отказывается от работы.  Ученый древности был очень внимательным учителем, он оценивал смех, умение говорить,  походку  молодых  людей.  Он считал, что по смеху можно определить характер человека.  Он наблюдал за каждым новеньким учеником,  за тем как ученики свободно могли высказать свое мнение.
А вот в  Спарте, Афинах и  Риме воспитывали воинов. 
В России профессиональная ориентационная  началась в  XX в. В Москве есть педагогический  музей  учительского дома. Главной задачей было выяснение тех профессий, которые нравились молодежи. Было предложено анкетирование.
 
Профессии: престижные и непрестижные?
Взгляд в глубину веков

В разные временные периоды профессии можно было разделить на престижные и  непрестижные. Каждая профессия имеет свой дебют, свое становление, уровень престижности и полезности обществу.  И не всегда престижная работа  была высокооплачиваемой. Вот, например, в Древнем Вавилоне  престижной была профессия врача, но малооплачиваемой и не безопасной, потому что при ошибке врача он подвергался тем же мучениям.  В Древнем Египте были важными  писцы. Его можно сравнить с управляющим настоящего времени.  Профессия адвоката была популярной в  Древней Греции и Риме. Адвокатами был  Цицерон, Гай и Тиберий Гракхи.  Оплата  адвокатской деятельности всегда была очень высокой. Престиж адвоката  до сих пор велик, что даже после падения Римской империи в V в. н.э. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. В наше время, например в Англии, адвокатов больше, чем простых людей.
А вот профессия банкира начала свое существование в Италии  XII в. Эта профессия  была возможна только в привилигированных слоях населения. В XIII в. ломбардцы были в Италии, в Англии, Франции, Германии, Испании и других европейских странах. Пожалуй, основной из основных  причин их финансового взлета является то, что банки  Италии выдавали вексели.  Дело в том, что в те времена ездить по дорогам средневековой Европы было очень опасно, везде могли быть грабители. А перевозить несколько листов ценных бумаг в виде векселей было обычным делом.
Оказывается, что короли были постоянными должниками  банков, и они не старались погашать свои долги.  Со временем банкиры становились все  более популярными, и в наши дни быть работником банка считается престижной.
В XV–XVI вв., когда открывались новые материки и моря, стала популярной профессия мореплавателя. Эта профессия приносила огромный доход.  С Индии, например,  вывозили  пряности, которые перепродавались в Европе на вес золота. Из Америки вывозили  золото. Еще одна интересная профессия – корсар приносила огромный доход. Это пираты, грабившие суда. Но эта профессия лишена чести и не стоит нашего внимания.
В эпоху войн (XVII–XVIII вв.) популярной стала  профессия военного. Особенно служба в элитных частях армии. Об этом хорошо пишет Александр  Дюма, прославляя  личную гвардию французского короля.  В России профессия военного являлась престижной в течении XIX столетия. Поэтому  русские дворяне старались отдать своих сыновей  в армию.
В XVIII в. дебютировала  профессия художник-модельер. Два столетия назад эта профессия называлась  портной. Портные настолько серьезно относились к своей работе, что готовы были даже  понести убытки, чем допустить, чтобы их клиент  остался недовольным.
В наше время престижная профессия -  актер. К тому же высокооплачиваемая.  Актерское искусство  зародилось в Древней Греции.  Имена знаменитых актеров знала вся Греция, а зрителям на их спектаклях часто не хватало места. В те далекие времена игра на сцене была более трудным делом, чем в наши дни. В XIX столетии  взлетает популярность  профессии  журналиста. В давние  времена людей этой профессии  было  немного,  даже в столицах разных государств печаталось не больше пары десятков газет. Но журналисты XIX в. пользовались огромным  уважением.
Главными задачами профессиональной ориентации является профессиональное просвещение, т.е  своевременная информированность  отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, перспективы ее развития, результат труда, качества необходимые для становления специалиста, взаимодействия с другими специальностями. Помощь в выборе профессии оказывают педагоги, психологи, врачи и др.
 
Идей много, а цель одна. Мотивы выбора профессии.
«Что я хочу?», «Кто я в этом мире?», «Что я могу?»
«Какой у меня темперамент?»

Как же, все - таки,  сделать правильный выбор, не потеряться среди множества профессий, выбрать  путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок? Формулы успешного выбора профессии не существует.  Надо поближе  подойти к профессии, примерить ее на себя, учесть все свои желания и черты характера.  Главным  условием успеха является самоанализ. «Что я хочу?» - каковы мои профессиональные потребности. Когда человек  осознает потребность – это называется  мотив, он как указатель показывает  куда нужно двигаться, что нужно искать. Это не легко! Не каждый  профессионал может  сказать,  чем именно привлекла его выбранная профессия.  Мотивами  могут  быть: интерес  к  делу, престижность, популярность, нужность людям,  хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п.  Хорошо бы  совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будут о себе напоминать. Ну а главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес. «Кто я в этом мире?», «Что я могу?» – вопросы касаются изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип выбранной  профессии  должен совпадать с личностью и  характером учащегося. Каждая профессия требует от кандидата специальный  набор профессионально - важных качеств. Профессию надо выбирать с учетом темперамента (Таблица 1, Приложение).
 Я  стараюсь изучать  свои способности и пробую соотнести  их со специально - важными качествами профессий.  Работаю  над собой, познаю  себя. Это позволит увидеть мое место в мире профессий. Благодаря анализу я смогу узнать свои слабые стороны. В будущем буду развивать и тренировать некоторые нужные качества.  Буду стараться  добиваться наибольшего успеха  в выбранной  деятельности.
Вторым условием успеха является  внешняя активность. Это значит -  узнавать, интересоваться, выяснять, добиваться. Источниками информации  будут: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, интернет. Чем больше я узнаю о мире профессий, тем яснее будет то, из чего выбирать. Мир профессий многогранен живет и развивается по своим законам.
 
Типы профессий по классификации А.Е. Климова
Согласно классификации А.Е. Климова, можно выделить типы профессий:

  1. «Человек – Техника» - при данном типе профессий объединены виды  деятельности, в которых человек  взаимодействует  с  приборами, машинами, механизмами (инженер, радиомонтажник, сварщик, водитель, токарь, швея, механик, электромонтер и др.);
  2. «Человек – Природа» -  работа человека с природными объектами и явлениями (микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар и др.);
  3. «Человек — Знаковая система» - взаимодействие человека и  знаковых  систем, в качестве которых  выступают  цифры, числовые значения, коды, символы, тексты (корректор, переводчик, машинистка, программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир, штурман, чертежник, картограф, радист, телефонист и др.);
  4. «Человек — Художественный образ» -   деятельность связана с   искусством (художник, парикмахер, кондитер композитор, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер и др.).
  5. «Человек - Человек» -   работа  с людьми (врач, медсестра, воспитатель, гувернер, тренер, учитель, продавец, проводник, официант, юрист, участковый инспектор и др.);

После изучения профессиограмм этих профессий, анкетирования  способностей и склонностей учащихся, можно сделать вывод о  пригодности  к различным профессиям. Подойдя «с умом» к данному вопросу, можно сделать успешную карьеру. Многие профессии востребованы, социальнозначимы,  актуальны, современны.
 





Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, выбор, Научно-исследовательский, Профессия
Просмотров: 10393 | Загрузок: 730 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Гурьева Евгения Валентиновна (Goluboglazk59)   (10.04.2016 19:41) [Материал]
Я абсолютно согласна с автором данной работы, что профориентационную работу необходимо начинать уже с младших классов! Работа выстроена грамотно, замечательно определены задачи работы, сделаны выводы. Здорово, что педагог сумела заинтересовать такой непростой темой столь юного ученика. Удачи и исследователю, и педагогу! Продолжите данное исследование, когда нынешние четвероклассники будут классе в 7-8 и сравните результаты. Успехов!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.