С какого возраста развивающие занятия? (0) Как у вас изменились отношения с мужем после рождения ребенк (17) Скоро Новый Год (163) Мочесборники для новорожденных отзывы (0)



Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Мое генеалогическое древо"
Скачать (5.72 Mb) 01.10.2019, 15:35
Автор: Прокопьева Вероника, 3б класс, МБОУ СОШ №4 г. Можга
Владимирова Валентина Васильевна

«Семьёй дорожить – счастливым быть»

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, где родился, вторые скажут, что это родной дом, где сделал первый шаг и сказал первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он не находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего отечества, не зная родословной своей семьи.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

Гипотеза: если я узнаю о своих предках, то я смогу составить генеалогическое древо и, думаю, что буду гордиться ими.

Цель работы - изучить родословную моей семьи и составить генеалогическое древо своего рода и герб своей семьи.

Задачи работы:

  1. Собрать исторический материал о моих предках.
  2. Изучить жизнь и увлечения моей семьи.
  3. Провести анкетирование ребят из моего класса.
  4. Составить генеалогическое древо семьи.
  5. Составить герб моей семьи.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников.
  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.
  3. Анкетирование.
  4. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Предмет исследования: изучение истории семьи.

Объекты исследования:

  1. Воспоминания и рассказы бабушек и дедушек о жизни.
  2. Фотографии, документы, письма.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определения и понятия
Что такое семья?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

Совсем недавно, на уроке окружающий мир мой классный руководитель Владимирова Валентина Васильевна рассказывала нам о том, что такое семья, семейные традиции. На уроке я узнала, что самые близкие для меня люди – это моя семья. В каждой семье есть традиции, праздники, блюда, но не в каждой семье есть сведения о предках.

Семья – главная часть жизни любого человека. Следует помнить, что семья это не только ныне живущие родственники, но и предшествующие поколения. Важно сохранить память и донести ее до следующих поколений. Сегодня вы видите своих родных – родителей, бабушек и дедушек, но возможно ваши дети их не увидят. Поэтому необходимо собрать как можно больше информации, чтобы составить семейное древо.

Благодаря созданию родословных книг и деревьев можно выяснить, кем являлись ваши предки, что послужило основой вашей фамилии, а также систематизировать всю полученную информацию о поколениях.

Мне предстояло разобраться с важными понятиями: что такое родословная? Что это за наука - генеалогия.

Что такое родословная?
Из книги А.Н. Онучина «Твое родословное древо» я узнала, что родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. От слова «род» образованы новые слова: родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная. Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю.

Из интернет-источников и на уроках русского языка я выяснила, что родство бывает: кровное – по общему предку; свойственное (сватовство) – по брачным союзам; духовное (крестные, кумовья) – по восприятию от купели.

Виды родословных: родословное древо, родословная роспись, родословная книга, родословная таблица.

В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия.

Что такое генеалогия?

Существует даже особая наука, генеалогия, которая изучает происхождения, историю родственные связи семьи.

В книге О.Н. Наумова «Очерки по русской генеалогии: избранные труды» сказано, что генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18 в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом. Её расцвет в Европе совпадает с периодом развития феодализма.

В России родословные росписи появляются в конце XV века, а в XVI веке появляются первые родословные книги. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. В XVIII – XX веках вышли труды по генеалогии Феофана Прокоповича, М.М. Щербакова, А.Т. Князева, М.Г. Спиридова, П.В. Долгорукова, Ю. Воейкова, Л.М. Савелова и др.

В Западной Европе имели обыкновение раскрашивать свои родословные дерева: мужчин, имеющих потомство, писали на желтом фоне, не имеющих детей - на красном, замужних женщин - на лиловом, девушек - на синем. Всех живых рисовали на зеленом фоне, мужчин - на более темном, женщин - на более светлом. Мужские имена писали в прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или овалах. Но это не правило, в России так делали редко.

Таким образом, изучив понятия о генеалогии, прочитав научную литературу, нам удалось составить родословное древо по восходящей до пятого поколения.

Виды генеалогичеких древ

Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение.

Родословное (генеалогическое) древо – это один из способов представления родословной, когда связи между родственниками отображаются в виде символического дерева.

Различают два вида родословных древ: прямые - восходящие к предкам и обратные - нисходящие к потомкам.

В восходящем к предкам (прямом) древе потомок находится в самом низу, в корне древа, а от него восходят его прямые предки, образуя крону. Самый старейший из предков оказывается отображенным на вершине древа. Следует заметить, что в таком древе указываются только прямые предки и не отображаются братья и сестры персоны, даже если в жизни они есть (были).

Одним из основных условий в составлении родословных является то, что они составляются по мужской линии, а для специальных генеалогических исследований – смешанные родословные (мужская + женская линии).

Смешанные родословные составляются довольно редко, в основном для того чтобы выяснить родственные связи между представителями различных родов.

Изучив книгу Н.Д. Тарасенко, Г.И. Лушановой «Что вы знаете о своей наследственности?», книгу А.Н. Барсукова «Обзор источников и литературы русского родословия» мы выяснили, что родословные по женской линии не составляются, так как, во-первых, они все равно фактически сводятся к составлению смешанной родословной, а во-вторых, юридически принято что женщина и родившиеся у неё в законном браке дети переходят в род мужа. Это не относится к незаконнорожденным детям и женщинам, живущим в так называемом «гражданском браке».

 

Результаты проведения опроса в классе
В ходе работы нами была разработана анкета и проведено анкетирование обучающихся нашего класса с целью узнать, что они знают о своих предках.

Анкетирование проводилось среди моих одноклассников, возраст 8-9 лет. В опросе приняли участие 25 учеников нашего класса.

Перед вами вопросы анкеты:

  1. Знаете ли вы, как зовут ваших бабушек и дедушек?

Ответы: да, нет, не знаю.

  1. Знаете ли вы, как зовут ваших прабабушек и прадедушек?

Ответы: да, нет, не знаю.

Было опрошено 25 учеников.

Ответ на первый вопрос нашей анкеты виден на диаграмме № 1 (Приложение 1)

Ответ на второй вопрос нашей анкеты виден на диаграмме № 2 (Приложение № 1)

В нашем классе из 25 опрошенных ребят всего 1 человек совсем не знает, как зовут бабушек и дедушек, 4 человека – как зовут прабабушек и прадедушек.

Остальные ребята знают либо знают не всех своих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Из анкетирования моих одноклассников можно сделать вывод, что почти все знают своих близких предков – бабушек и дедушек, но не знают своих далеких предков, а значит и историю своей семьи. Может быть, на примере моей исследовательской работы кому-то захочется изучить свою семейную историю и составить генеалогическое древо.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Генеалогическое древо моей семьи

Начало моей родословной

1. У каждого из нас есть собственная история. Она у меня тоже есть. Её я узнала от своих родителей, бабушек и дедушек.
не 8 лет. Я родилась 2 мая 2010 года в городе Можге. При рождении мой вес был Меня зовут Прокопьева Вероника.3100 г, рост 51 см.

Сейчас я учусь во 2 классе. Моя учительница, Владимирова Валентина Васильевна, научила меня писать, считать и читать. Мне нравится в школе. Я учусь отлично и уже имею грамоты. Хожу в музыкальную школу, посещаю уроки вокала и судию английского языка.

2. У меня есть брат Макар. Ему 4 года. Он родился 26 мая 2014 года. Макар посещает детский сад № 20.

История моей жизни продолжается…..

Мои родители
2. Мой папа – Прокопьев Анатолий Владимирович. Он родился 28 декабря 1981. Учился в школе № 4 до 11 класса. Затем продолжил обучение в ПУ №12. Сейчас работает в АО «Свет» водителем погрузчика. В 2018 году награжден званием «Лучший работник года на предприятии». Он помогает мне изучать английский язык и иногда помогает рисовать картины на урок изобразительного искусства. Я его очень люблю!

3. Моя мама – Прокопьева Наталья Андреевна. Девичья фамилия – Привалова. Родилась 27 июля 1986 года. Окончила нашу школу № 4 с серебряной медалью. В этом же году поступила в ИжГТУ на экономический факультет. После окончания университета работает по специальности в органах местного самоуправления. Мама помогает мне в любом деле, заботится обо мне. Моя мама самая лучшая!

Мои родители поженились в 2008 году, ну а после появилась я и мой младший братик Макар.

Родители моего папы
4. Дедушка – Прокопьев Владимир Иванович. Родился 18 июня 1953 года в городе Можге. Проучился 3 года в школе № 9, после чего в 1962 году его семья переехала на Украину. Там же мой дедушка и закончил школу. В 1971 году он был отправлен служить в армию в войска дальней авиации, где прослужил 2 года. Работал мой дедушка слесарем механо-сборочных работ завода «Дубитель». В возрасте 33 лет по призыву через военкомат попал в Чернобыль. Известия об аварии на Чернобыльской АЭС застали дедушку дома и вызвали непонятные чувства, а также появилось плохое предчувствие. Вместе с дедушкой уехали еще 30 человек, все рабочие завода «Дубитель». В Чернобыле находился полтора месяца: с 4 ноября по 23 декабря 1986 года. Он производил очистку территории (за стеной, где находился реактор) от загрязнения опасными химическими веществами. Дедушка отмечает, что территории, где происходили работы по очистке, регулярно проверялись дозиметрами. Приступать к работе можно было только после замеров уровня радиации. Каждый работник имел средства индивидуальной защиты такие, как свинцовый фартук. После работы принимали душ, возвращались в палатки, в которых жили по несколько человек. На работу шел с чувством долга, о вере в лучшее, особого страха не испытывал, разве только неизвестность пугала. Больше всего дедушке запомнилось проживание в палатке, сам процесс работы. «Кормили отлично!» - говорит дедушка. В ликвидации аварии была задействована разная техника: тракторы, танки наподобие экскаватора, бульдозеры. Работники были обеспечены медикаментами, в отдельной палатке существовала даже библиотека. В Чернобыле дедушка обрел множество друзей и знакомых. Запомнились также дедушке просмотры кино по вечерам в столовой. В Чернобыле на ликвидации последствий аварии находились и женщины – гражданские вольнонаемщицы. На женщин не всегда обращали внимания, но были рады увидеть милое лицо любой девушки. Дедушка часто писал и получал письма из дома. Дома встретили его радушно – бабушка и двое маленьких сыновой. Тогда моему папе было почти пять лет.
О Чернобыле дедушка вспоминает редко. Говорит, что готов всегда служить Родине! Сейчас мой дедушка на заслуженном отдыхе. Увлечения: домашние животные и рыбалка.
Дедушка имеет много наград: орден Мужества, 2006 год, Памятная медаль «В память о катастрофе на ЧАЭС 1986-2011», юбилейный нагрудный знак «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС», юбилейный нагрудный знак «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1986-2006», медаль «Союз «Чернобыль 1986-2011», нагрудный знак «Союз «Чернобыль 1986-2006». За проявленное мужество и героизм, безупречную дисциплинированность и высокую сознательность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Ченобыльской АЭС, 18 декабря 1986 года дедушке выражена благодарность от имени командира войсковой части № 99868.
В 2016 году вышла Книга памяти о можгинцах – ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в которой рассказывается о моем дедушке.

5. Бабушка – Прокопьева Людмила Алексеевна. Девичья фамилия - Иванова. Родилась 5 января 1954 года в городе Можге. Училась в школе № 4. Всю жизнь проработала на предприятии ООО «Можгасыр» - крупнейшем предприятии Удмуртии по переработке молока. Сейчас моя бабушка на пенсии. Она учит меня красоте, доброте и любви к животным. У бабушки дома живут 2 кота и домашняя собачка Жуля. Именно благодаря моей бабушке я очень люблю животных!

Родители моей мамы
6. Дедушка – Привалов Андрей Витальевич. Родился 3 января 1962 года в городе Можге. Учился в школе № 9. После школы служил в армии в автомобильных войсках. Работает водителем Камаза, как и его отец. Имеет звание «Ветеран труда». Дедушка очень смешной, много рассказывает мне про астрономию и про разные физические явления. Он очень добрый и заботливый.

7. Бабушка – Привалова Надежда Никаноровна. Девичья фамилия – Петрова. Родилась 2 марта 1963 года. Училась в школе № 4. После школы закончила Сарапульский кооперативный техникум, а затем получила высшее образование. Бабушка уже на пенсии, но еще работает главным бухгалтером. Бабушка учит меня быть доброй и самостоятельной девочкой, печет очень вкусные блины и пироги.

Мои прадедушки и прабабушки
8. Прадедушка - Привалов Виталий Иванович. Родился 18 апреля 1934 года, умер в 1987 году, когда моей маме был всего один годик. Работал водителем грузовика.

9. Прабабушка – Привалова Лидия Поликарповна. Девичья фамилия – Павлова. Родилась 18 февраля 1935 года. Умерла 26 января 2012 года, когда мне было 1,5 года. Я ее совсем не помню. Со слов моей мамы, бабушка вела здоровый образ жизни.

10. Прабабушка - Петрова Екатерина Васильевна. Родилась 19 марта 1930 года. Умерла 26 января 2018 года. Детство Екатерины Васильевны пришлось на военные годы. Ей пришлось узнать, что такое голод и холод. Прабабушка сама рассказывала мне о том, что во время войны они с сестрами и братьями выходили в поле, собирали гнилую картошку и лебеду и пекли из этого лепешки. Когда прабабушке Кате было 11 лет, началась Великая Отечественная война. Она своими маленькими ручками шила кисеты, плела лапти и отправляла все это на фронт солдатам.
Прабабушка рассказывала мне, что в военные годы на окнах их дома вместо штор висели газеты. Уходя на фронт, ее родной брат Петров Александр пообещал ей, что когда он вернется с войны, обязательно повесит на окна настоящие шторы. Но осуществить этого ему не пришлось. Он погиб под Сталинградом в возрасте 19 лет.
Прабабушке пришлось окончить всего 3 класса начальной школы. Больше ей учиться не пришлось. Прабабушка была очень шустрой девочкой, всегда была душой компании, умела веселиться. После войны всю жизнь проработала в заводе «СВЕТ», выдувала бутылки. Имела звание «Ветеран труда» и медаль.

11. Прадедушка - Ильин Никанор Максимович. Родился 12 мая 1934 года, умер 1 июля 1970 года. Работал простым рабочим.

12. Прадедушка - Прокопьев Иван Дмитриевич. Родился в 1933 году в городе Можге. Всю жизнь проработал сварщиком. Умер в 1999. Похоронен на Украине в Херсонской области, в деревне Новая Коховка.

13. Прабабушка – Прокопьева Галина Алексеевна. Родилась в 1933 в городе Можге. Работала поваром. Умерла в 2001. Похоронена на Украине.

14. Прадедушка – Иванов Алексей Иванович. Родился 18 марта 1915 года. Всю жизнь прадедушка проработал на железной дороге, сначала кочегаром, а потом машинистом поезда. Отправляясь в путешествия по Советскому Союзу на поезде, всегда привозил моей бабушке шкурки различных диковинных животных, из которых она потом шила себе шапки и шубы, и была самой модной девочкой в классе. Прадедушка умер 20 сентября 2008 году на 94 году жизни.

15. Прабабушка – Иванова Надежда Ивановна. Родилась 02 июля 1915 года. Прабабушка была домохозяйкой, весной торговала на рынке рассадой. Умерла 12 августа 1985 года.

Мои прапрабабушки и прапрадедушки

16. Прапрадедушка – Петров Василий Петрович. Родился в 1893 году. Умер в 1959 году. Был крестьянином.

17. Прапрабабушка – Петрова Елена Захаровна. Родилась 5 мая 1893 года, умерла 12 июля 1982 года. Елена Захаровна всегда была домохозяйкой, воспитывала 5 детей.

18. О прапрадедушке и прапрабабушке со стороны папы ничего не было известно. Сестра моей бабушки делала запрос в Центральный Государственный архив Удмуртской Республики. Из архивной справки стало известно, что моих прапрадедушку и прапрабабушку звали Иван Ефремов и Матрона Иванова, родом из деревни Горных Юраш, крестьяне из вотяков, оба православные.

Я составила родословную своей семьи. Я заметила, в нашей семье прослеживается несколько закономерностей. Оказывается, по женской линии все фамилии начинаются с буквы «П». Прокопьева, Привалова, Петрова, Павлова. Возможно, я выйду замуж, и моя новая фамилия будет начинаться на букву П.

Вторая закономерность – я, мои родители, обе мои бабушки учились в школе № 4. Мой младший брат будет учиться в этой школе. Школа № 4 взрастила и дала путевку в жизнь не одному поколению нашей семьи.

Семейные традиции нашего рода
Наши семейные традиции – это богатый набор ритуалов, связанных с рождением, свадьбой и смертью человека.

Бабушки и дедушки, и с папиной и с маминой стороны, мои родители - верующие люди. Они вместе, несмотря на все радости и тяготы жизни. В нашем роду не было семейных разводов. Они являются опорой и надеждой друг для друга.

Другой важной традицией моей семьи является содержание могил предков на кладбище в ухоженном состоянии. Каждую весну и каждую осень мои родители, бабушки и дедушки ухаживают за могилами. Я знаю маршрут этой поездки и иногда езжу с ними.
Мама говорит, что человек должен знать и помнить своих предков. Мои предки были люди трудолюбивые. Прабабушки и дедушки являются Ветеранами труда. Их родители тоже были люди мастеровые и рукодельные.
Еще одна традиция, которая передается из поколения в поколение - это семейные застолья по праздникам, где собираются близкие люди. В моей семье к традициям рода добавились и свои традиции.

 

  1. Семейные традиции моей семьи
В нашей семье тоже сформировались свои семейные традиции. Вот они:

   1. Суббота – день чистоты: уборка, баня.

2. Воскресенье – день угощения. В воскресенье мы вместе с папой и мамой готовим что-то вкусненькое.

3. Сказка на ночь.

4. Подарки, сделанные своими руками.

5. Забота о бабушках и дедушках.

6. Семейное «фирменное» блюдо папы – пельмени.

7. По вечерам обсуждение событий уходящего дня.

8. Семейное генеалогическое древо.

Такую небольшую информацию удалось мне собрать о прабабушках и прадедушках. Но с полной уверенностью я могу сказать, что это были люди, преданные своей земле, своему делу, своей семье. Жили они по законам добра и справедливости и учили этому своих детей. Я с мамой, по рассказам своих дедушек и бабушек, составила свою родословную и придумала Герб нашей Большой Семьи.

4. Герб семьи Прокопьевых

Как и создание генеалогического древа, процесс создания герба интересен и многогранен. Я попыталась создать Герб своей семьи, но это только набросок. На гербе я изобразила руки папы, мамы, мою руку и руку моего брата. Герб символизирует единство нашей семьи, взаимовыручку и взаимопонимание.

Думаю, что более плодотворную работу над созданием герба своей семьи я продолжу в следующем году.

Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета,
И за спиной стоит СЕМЬЯ!
Понять способны мы не сразу…
На это нужно много лет:
СЕМЬЯ даётся лишь однажды –
Дороже, ближе, лучше нет…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда работа была закончена, я посмотрела на свою родословную, на фотографии и мне показалось, что все родственники собрались вокруг меня. И так мне стало тепло и радостно рядом с ними! Я сделала заключение: родословная, которую я сумела проследить, начинается с 1893 года.

Во-первых - мои дедушки и бабушки, прабабушки и прадеды были вместе, несмотря на все радости и тяготы жизни. Не было семейных разводов. Они были опорой и надеждой друг для друга. В будущем и я хочу создать крепкую и дружную семью, как мои предки.

Во-вторых – мои предки были люди трудолюбивые, отзывчивые, готовые прийти на помощь, добрые, умеющие вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием, воспитывать детей, защитники Родины, труженики. И я хочу быть такой же.

Мы с мамой, по рассказам своих дедушек и бабушек, составили свою родословную и придумали Герб нашей большой Семьи. В результате выполнения своей работы я построила генеалогическое древо моей семьи. Мне стало понятно, какие предки жили до нас и как они жили. Я узнала много интересных фактов из их жизни. Вместе с родителями мы записали все воспоминания, которые удалось собрать. Эти воспоминания и родословное древо мы сохраним и передадим следующим поколениям нашей семьи. Таким образом, гипотеза моего исследования доказана. Я горжусь своей семьей и своими предками.

Высшей нравственной ценностью является семья. Именно настоящая семья воспитывает людей, способных выстоять в трудные для них времена, не идти против совести, гордо, с достоинством вынести всё, что выпадет им на долю. Я - память своего рода. И весь свой опыт я обязана донести до следующих поколений. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода.
 

 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, Древо, генеалогическое, Научно-исследовательский
Просмотров: 167 | Загрузок: 15 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


Зимняя одежда для девочек
Биоакустическая коррекция
Путешествуем с детьми
Какую игрушку купить ребёнку?

На сайте всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2019
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-афертой.


Рейтинг@Mail.ru