Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 28
Гостей: 26
Пользователей: 2
Ласка, Golubovskaya


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Образ нечистой силы в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки"

Скачать (4.11 Mb) 26.02.2016, 17:43
Автор: Мехоношин Матвей, ученик 5 Б класса МОБУ "СОШ №1" г. Кудымкар
Чагина Ирина Анатольевна
учитель русского языка и литературы МОБУ "СОШ №1" г. Кудымкар

Научно-исследовательский проект
"Образ нечистой силы в сборнике Н.В. Гоголя
"Вечера на хуторе близ  Диканьки"


Нечистая сила испокон веков не даёт покоя русскому народу. С нею встречаются как лицом к лицу, так и на уровне бесконечных легенд и быличек. В редкой семье, имеющей сельские корни, не найдётся бросающего в дрожь рассказа о том, как один из родственников или знакомых чуть было не победил чёрта или не оказался вовлечённым в болото коварной русалкой. В нашей семье тоже передавались такие истории, связанные со встречей с нечистой силой. Так у меня появились первые представления о нечисти. А недавно на уроках литературы мы познакомились с повестью Н.В. Гоголя «Заколдованное место» и мне очень захотелось узнать более подробно об образе нечистой силы.

Цель работы:
1.Познакомиться с образами нечистой силы в народном творчестве.
2.Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевских произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».  

Задачи исследования:
1.Изучить мифологическую историю нечистой силы и разновидности нечисти.
2.Прочитать повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3.Классифицировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение.
4.Рассмотреть специфику гоголевских мистических персонажей.
5.Объяснить причины частоты использования данных образов.
6.Познакомиться с проявлениями мистики в биографии Н.В. Гоголя.
7.Изучить представление современных людей о нечистой силе.

Цель исследования - выяснить способы изображения нечистой силы в произведениях писателя. Исследовать проявление мистики в жизни и творчестве самого загадочного русского писателя Н.В. Гоголя.

Объектом исследования в данной работе является сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Предмет исследования – нечистая сила.

Гипотеза: современные люди верят в нечистую силу и защищают  себя от неё различными способами. Однако образы нечистой силы со временем меняются и современная жизнь оказывает серьезное влияние на представление людей о нечисти.

Приёмы (методы) исследования:
1.Чтение литературы по теме.
2.Изучение творческой биографии Н.В. Гоголя.
3.Анализ текста повестей.
4.Опрос.

Актуальность работы: читая произведения Гоголя, можно получить полное, объективное представление о значении фольклорных мотивов в творчестве писателя, а также об истоках мистического мироощущения  народа Малороссии.    

Структура работы: введение, 6 глав, заключение, список литературы, приложения.

История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей - появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в весёлый весенний день 1 апреля 1809 года в день смеха. Видимо, поэтому он был от природы одарен тонким чувством юмора, которое умело передал в своих гениальных произведениях. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Детство писателя прошло в родительском имении Васильевка на Украине, в обстановке украинского быта, в краю, овеянном легендами, верованиями в домовых, ведьм, водяных и русалок. И Н.В. Гоголь вырос глубоко верующим человеком. Он верил, что «черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки»
Он верил в чудеса, но в чудеса не сказочные, не в фантастические истории, а в таинственные и великие события, творимые Богом. 
Не было более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. Говорят, что гении - народ странный, не такой, как все. А Гоголь был гениальный и был странный. «В школе будущий гениальный литератор писал весьма посредственные сочинения, был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.  Он не любил и не знал математику.
Он был «невысокий, с кривым носом и ногами, Гоголь испытывал страсть к рукоделию, и был настоящим мастером в этом деле. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Николаю Васильевичу нравилось готовить вареники и галушки и угощать ими друзей. Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. А еще он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. В карманах у Николая Васильевича всегда лежали сладости. Он мог в одиночку выпить самовар чая, съесть пряники и банку варенья»
Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Он никогда не был женат. Речь его отличалась словами малоупотребительными, старинными и насмешливыми. Гоголь был человеком необыкновенным, имеющим высокий ум и доброе сердце. "Маленькое сокровище," - так  назвала Гоголя одна из подруг Пушкина, красавица Смирнова».
«Известно, что Гоголь был ужасно неряшливым человеком, редко мылся, стригся и ходил в грязной одежде»
Из высказываний можно сделать вывод, что Гоголь был скрытным, застенчивым, молчаливым, замкнутым и неряшливым, увлекался мистикой, верил в существование нечистой силы, был очень суеверным.
Работу над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь начал с того, что стал собирать  предания, пословицы, поговорки, песни, так как они должны были помочь ему в написании книги, ведь книга рассказывала о народной жизни. Автор тщательно собирал всю фольклорную информацию, касающуюся нечистой силы. Он видел, как люди интересуются фольклором. Писатель хотел полного сходства с народными представлениями о нечисти. В письмах домой он просил свою мать писать ему «о поверьях, обычаях, сказках, преданьях, описать наряд сельского дьячка, свадебный обряд» .
«Еще несколько слов, - пишет он матери, - о колядках, об Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно».
Эти материалы в дополнение к собственным жизненным впечатлениям были использованы Гоголем в большом цикле повестей, вышедших под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». В сборник «Вечеров» вошли повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место». Эти повести словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. В них автор передал всю свою любовь к народу, его жизни, обычаям, культуре. Это веселые, радостные, счастливые  сказки, в которых преобладает светлое  начало, а рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти. Настоящий герой книги — народ.  Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно. В них не всегда добро вознаграждается явно, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки, дурные и хорошие. В сборнике   нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще всего побеждены и унижены. В «Вечерах …» Гоголь показывает всю силу человека, верующего в Бога. Он хочет донести до людей эту веру, показать то, что будет с человеком, не оступившимся с верного пути.  
 
Нечистая сила и её разновидности

Нечистая сила  (также не́чисть,) — собирательное имя потусторонней силы и существ:  злых духов, чертей, демонов, водяных, оборотней, и т.д. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.
«Нечистая сила» по суеверным представлениям-1. дьявол, сатана, чёрт. 2. злая судьба, рок. 3. бранная характеристика кого-либо.
«Нечистая сила» - 1) нечисть 2) бес, чёрт, дьявол. 
«Нечистая сила» - нечистый, враг, дьявол, сатана, привидения, домовой, кикимора и пр.
«Нечистая сила»  - в народных суеверных представлениях, злые духи, черти.
Нечистой силой принято называть всех без исключения низших демонических созданий, которые принадлежат к негативному, грязному, нездешнему, потустороннему миру. Персонажи нечистой силы как правило различаются зловредностью и агрессивностью по отношению к людям, хотя иногда они могут и помочь, но это случается в исключительных случаях.

Происхождение нечистой силы
Существует несколько версий происхождения нечистой силы. Первая гласит о том, что вся земная нечисть была создана высшими божественными силами – либо самим Богом, либо Сатаной. По второй версии -  нечистая сила появилась из «неправильных» покойников (например, самоубийц), людей, похищенных нечистой силой и детей, появившихся на свет от человека и какой-нибудь нечисти. Ещё одна версия - нечистая сила возникла из ангелов, взбунтовавшихся против Бога. Бог победил отпавших ангелов и сбросил их с неба на землю. Ангелы, упавшие в реки и озёра, превратились в водяных, упавшие в болото - стали болотниками, те, кто упал в лес, сделались лешими, кто упал в дом, стал домовым. А некоторые так и не долетели до земли - они превратились в чертей и с тех пор носятся в воздухе и устраивают вихри, ураганы и бури, что вредит человеку. И, наконец, ещё одна версия происхождения нечистой силы. Бог решил создать себе помощников – ангелов. Он взял молоток и стал бить им по большому камню. Посыпались искры, которые и превратились в ангелов. Тогда, подражая Богу, Сатана схватил молоток и тоже принялся бить им по камню, но от его ударов получились черти.
Принципиально, что нечистая сила вездесуща: с ней можно встретиться в любом месте и в любое время. Однако чаще всего нечистая сила базируется в «нечистых» местах. Дебри непроходимого леса, вязкие мрачные болота, перекрёстки дорог, бани, подполы, хлева и, наконец, самые обычные кладбища вмещают в себя столько разнообразной нечисти, что остаётся только диву даваться, как мы ещё не смогли найти общий язык с теми, кто живёт бок о бок с нами?
Как правило, нечистая сила враждебна человеку, но иногда, некоторые из нечисти из-за длительного общения с людьми могут подобреть и даже оказывать людям разные услуги. Например, домовой почти всегда привязан к хозяевам дома, в котором он живет, хотя, если разозлится на что-нибудь, то начинает так пакостить, что хоть из дому беги.
Все представители нечистой силы похожи чем-то на человека, но способны к трансформации. Нередко нечистая сила способна принимать облик разных мелких животных, например: зайца, кошки, собаки, свиньи, белки. Чёрт в Петербурге пре­вращается в коня и ведет Вакулу по улицам города. А перед похо­дом во дворец царицы он сделался таким маленьким, что помес­тился у кузнеца в кармане.  Солоха превращалась в животных: «черною кошкою перебежала доро­гу», к попадье она явилась в облике свиньи, «закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». Кроме того, нечистая сила может проявляться и в виде таких неодушевлённых предметов, как ворох сена или столб пыли. Нередки и такие варианты появления нечистой силы, при которой её внешний облик остаётся невидимым для человека.
Важным признаком нечистой силы является обязательное наличие в её облике природного или животного элемента (рогов, хвостов, когтей и повышенной волосатости тела, в ряде случаев, переходящей в звериную шерсть).  Ярким примером может служить описание чёрта Гоголем: «спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды». Пару­бок Кизяколупенко «видел у нее (Солохи) сзади хвост». Русалки представляют собой «девушку с рыбьим хвостом».
Чтобы не поддаваться нечистикам, следует всячески оберегаться. Оберегом от нечисти служили различные амулеты, заговоры, круговая черта вокруг домов, опахивание вокруг села, охраняющие знаки внутри жилых помещений и т. д.  Например,  не купаться в реке до Троицы и после Ильина дня (иначе водяной может утащить на дно), не покидать дома в полночь и уж тем более не ходить в это время на перекрестки дорог. Нельзя оставлять открытой посуду с водой или едой (нечистик обязательно туда плюнет). Обязательно нужно занавешивать колыбель, иначе кикимора подменит ребенка, а также закрывать на ночь окна, а не то упырь, оживший мертвец, заглянет в них и напугает до смерти. При похоронах нужно завешивать зеркала, чтобы не увидеть в них плачущего покойника, который может вернуться, но уже как нежить. Очень полезны также молитвы- обереги своему ангелу-хранителю, плевать через левое плечо, поскольку именно там всегда стоит нечистая сила, почаще осенять себя крестным знамением.  При непосредственной опасности следует очерчивать себя волшебным кругом (впрочем, как мы помним, гоголевскому Хоме Бруту из «Вия» все это в конце концов не слишком помогло).  Следует также знать, что нечистая сила боится пения петуха, четных чисел, чертополоха, мака, полыни, всех металлических режущих и колющих предметов (например, полезно носить на одежде булавку).

Русалка
Считается, что русалкой становится женщина, умершая неестественной или преждевременной смертью, чаще всего - утонувшая или умершая до брака девушка.
Как же выглядит русалка?  В русской литературе 19 века не без влияния Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распушенными волосами. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки - страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Иногда русалки выходят из воды и перебираются на землю - в поля и леса. Они появляются на земле во время цветения ржи или конопли и, пока эти растения не процветут, живут в них. Русалки хлопают в ладоши, поют песни, хохочут, стонут и кричат. Встреча с русалками опасна и почти всегда приводит человека к гибели. Русалки губят людей самыми разными способами. Чаще всего они нападают и замучивают до смерти: щиплют, кусают, душат, щекочут. Щекотать людей до смерти - излюбленный способ русалок. Те, кого защекотали русалки, сами становятся русалками. В рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева  Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит».            

Упырь
Упырь – чаще всего умерший колдун, он встает по ночам из могилы и поедает людей или высасывает из них кровь. Упырь нападает и на скотину, наносит ущерб хозяйству.

Ведьма
Ведьма – один из главных персонажей низшей мифологии восточных славян. В старину на Руси ведьм называли ведуньями – они ведали то, что для других было неведомо. В народе верили, что ведьмы бывают «рожденные», то есть такие, кому ведовство досталось по наследству, и «ученые», по собственной воле заключившие договор со злым духом. При этом «рожденная» ведьма знает больше и может творить и плохое и хорошее, а «ученая» делает только зло и не может исправить вред, причиненный ею же самой. «Учеными» ведьмами становятся женщины, добровольно поступившие в обучение к Признаками ведьмы считались различные уродства: два ряда зубов, горб, сутулость, хромота, крючковатый нос, костлявые руки.  Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. 
Ведьма может превращаться в любое существо и в любой предмет, но охотнее всего оборачивается кошкой, собакой, свиньей, зайцем, жабой. Ведьма стремится и просто вредить всем людям без разбора. Она посылает порчу «на ветер»: пускает по ветру клочки шерсти, щепки, обрывки ниток. И тот, на кого попадает такой порыв ветра, тяжело болеет.
Ведьмы, черти и прочая нечистая сила слетаются на шабаши. Описание некого шабаша ведьм, чертей и бесов также представляется традиционным для фольклора. На специальном собрании, которое с давних времен называется шабаш ведьм, владыка преисподней расспрашивает своих подчиненных об их делах и решает, как поступить с провинившимися. Такие встречи могут произойти в любое время, но обычно случаются не реже трех раз в год. Предупреждение о шабаше ведьм Дьявол делает не раньше, чем за 49 часов до начала. В этом ему помогает особый гонг, звуки которого слышат все посвященные в любом уголке Земли. Для слуха обычного человека этот звук недоступен. Колдуны и колдуньи, проигнорировавшие предупреждение о собрании, получают жестокое наказание от Сатаны. Чтобы добраться до места сбора у ведьм существует особый ритуал. Отлично он описан в известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита», где героиня спешила на шабаш, где ее ждал могущественный мессир Воланд. После полного обнажения ведьмы смазывают особым кремом все тело, мазь варится из крови младенцев, собачьих костей и кошачьего мозга.  запрыгивают на метлу и, воспарив в воздух, становятся невидимыми для человеческих глаз. На шабаше ведьмы танцуют с чертями, “скачущие в яростной польке пары”, пируют, “едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов” дерутся, отчитываются перед Сатаной и получают от него наставления. На этом шабаш заканчивается, и все покидают его тем путем, как и попали на него.

Чёрт
В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля насчитывается более сорока имен чёрта: нежить, нечисть, злой дух, демон, сатана, дьявол, князь тьмы, царь ада, ворог, лукавый, нелегкий, морока, лихой, шут, шайтан, черная сила, бес и т.д.
Черт - самый загадочный среди всех мифологических персонажей. Черта в народной культуре представляют по-разному. Чаще всего это человек с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет. Иногда этот дополняется железными зубами или огнем, полыхающим изо рта. Черт может превратиться в любого человека, животное либо предмет. Он может принять вид знакомого или родственника, любит оборачиваться кошкой или собакой, свиньей, бараном. Он всегда творит только зло, он принципиально не способен помочь человеку. Черт – олицетворение абсолютного зла. Черт не выносит креста, молитвы, святой воды и упоминания имени Божьего. «Постой голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и чёрт сделался так тих, как ягнёнок. Кузнец вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения. – Помилуй, Вакула! – жалобно простонал чёрт, - всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!». [1.5. стр.165] Он не останется в доме, где все окна и двери закрепощены, а стены окроплены святой водой. Черта жжет, и он стремится убежать из такого помещения.

Кикимора
Слово «кикимора» состоит из двух частей. Первая часть имеет значение горбатости, скрученности. Вторая – «мора» восходит к общеславянскому корню «смерть». Кикиморой, как верят в народе, становится ребёнок, проклятый родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на плохом месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник. Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань, лохмотья. Реже считается, что кикимора - это «девушка с длинной косой или распущенными волосами, одетая в белую, чёрную либо красную рубаху».
Если в доме завелась кикимора значит, там неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, она начинает творить мелкие пакости: бросает и бьёт горшки, мешает спать, стучит вьюшкой, кидается из подполья луковицами. Однако кое-где кикимору считают  полезной: помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть, ухаживать за скотиной.

Домовой
Образ домового известен нам по народным сказаниям и быличкам, записанным в 18-20 веках.
Домовой, или, как его еще называют,  Суседко,  Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, жил в  каждой деревенской  избе и  являлся охранителем не только дома,  но, главным образом, всех живущих: и людей, и скотины, и птицы. Его описывали как «некий сгусток энергии высотой около метра». Увидеть домового практически нельзя, это сверх сил человека. Любопытствующим все же посмотреть на своего Кормильца поверье предлагало весьма нелегкие испытания. Надо было в пасхальную ночь надеть на себя лошадиный хомут, покрыться бороной зубьями к себе и в таком виде просидеть до утра в конюшне. Однако если домовой заметит того, кто за ним подсматривает, то устраивает так, что лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить любознательного. Домовой - вообще большой шутник: может щекотать спящих, запрятать нужную вещь в самое неожиданное место или утащить и запутать моток ниток, словно котенок. В рассказе И. Тургенева «Бежин луг», мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. «Это произошло темной ночью. Ребятам вдруг послышались чужие шаги в темном помещении фабрики. Дети были сильно напуганы отчетливо слышными шагами, но они были твердо уверены, что домовых нельзя видеть, их можно только слышать. Еще больший ужас охватил всех мальчиков, когда они отчетливо услышали возню, скрип колеса и шаги с лестницы, как будто кто-то спускался с неё. Вдруг распахнулась дверь в комнате, где они все собирались спать, но там они никого не увидели, там никого не было... Все мальчики услышали кашель, как будто кто-то поперхнулся. В это время чан, висевший на гвозде на стене, якобы зашевелился, начал летать по комнате, а потом вернулся на свое прежнее место - на крюк с гвоздем. Детям было очень страшно».
Другие описывают его как «небольшого роста коренастого человечка, весь покрытый шерстью, одетый в холщовую рубаху и домотканые штаны». Причём лохматость и косматость домового имели большое значение для благополучия хозяйства. Полагали, что у богатых людей домовой покрыт густой шерстью, а у бедных - совсем голый.    Или как «маленького седовласого старика с длинной бородой, широкими ладонями и высокой  головой». Чаще всего домовой принимает облик кота серой масти с огромными зелеными глазами, реже — в виде собаки или в образе черного петуха. Поскольку домовой отличается веселым и шаловливым нравом, он любит наряжаться в яркую одежду, пошитую из лоскутков. Домовой обожает маленьких детей и любит с ними играть, а чтобы не напугать малыша, он оборачивается пушистым ласковым котенком. Вообще домашнюю сущность могут видеть не только маленькие дети, но и животные. Если ваш кот вдруг уставился глазами в одну точку или следит за чьим-то передвижением по квартире, скорее всего, он наблюдает именно за домовым. 
Любимые места домового - красный угол, на печи за трубой, в запечье и подполье. Если домовой вдруг покинет дом, наверняка случится несчастье: семья впадает в бедность, хозяйство разрушается, скот начнет падать или умирать. Домовой охраняет благополучие в семье, выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ездит за водой, ухаживает за скотом. По ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от воров. Жизнь всей семьи зависит от расположения домового. Чтобы не рассердить его, нужно соблюдать особые правила. Он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе. Женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами, ложиться на любимое место домового, ложиться спать без ужина.

Волколак
Волколак - это человек - оборотень, с помощью колдовства превращающийся сам или превращенный другими на определённый срок в волка. Волколак чаще выглядит как обычный волк, но считается, что у оборотня - человеческая тень.

Леший
Леший может также носить имена лесовик, лешак, лесной дедушка, лесной житель, лесной хозяин.  Лешими становятся проклятые люди. Отношение к лешему в народе двойственное. С одной стороны, его причисляют к нечистой силе.  С другой, поверья часто противопоставляют его «настоящим» чертям: его цель не загубить человека, а наказать (в том числе и смертью) только тогда, когда человек нарушает правила поведения в лесу. Его шутки неприятны, но, как правило, не смертельны: он сбивает с дороги путников или пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, но в то же время помогает набрать грибов, ягод, найти дорогу, если человек об этом попросит.
Часто лешего представляли в виде обыкновенного мужика или старика с белой бородой, одетого в привычную крестьянскую одежду: кафтан, армяк, балахон, лапти, сапоги, колпак, шапку из лоскутьев, а в поздних быличках ему приписывают современную одежду – шляпу, кепку, ботинки.
Характерная черта лешего – его способность изменять свой рост. Он может быть и обычного человеческого роста, но вдруг возьмет и подымется вровень с верхушками самых высоких деревьев или сделается ниже травы. Леший обитает во всем лесу, однако больше всего любит коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки, глухую чащу.
Считалось, что обычно в каждом лесу живет один леший, но большой лес может быть поделен между несколькими лешими: у каждого собственный участок. Старшего над всеми называли лесничий. Леший охраняет лесных зверей, он начальник над всеми волками. Он перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, а также полевых мышей и крыс. Леший опасен для человека и чаще всего вредит ему. Его излюбленное занятие – сбить человека с дороги, завести в чащобу, водить кругами по одному и тому же месту, заставляя блуждать в течение многих часов, может пугать человека звуками и прикосновениями.
Нечистая сила в коми-пермяцком фольклоре.
Самый главный метод защиты от нечисти – это искренняя вера в Бога, ну, или на худой конец в свои собственные силы. То есть, если надо тебе пройти через кладбище, то уже постарайся, хотя бы не делать этого в полночь, а ещё лучше – выбери себе другой маршрут для прогулок! Особо мнительным людям для защиты от нечисти неплохо бы завести специальные обереги в виде предметов религиозного культа или талисманов. Можно обратиться и к исконно славянским методам защиты – например, посадить рядом с домом рябинку или сделать себе оберег из рябиновых веточек. В таком случае, вы можете быть твёрдо уверены, что вас обойдёт стороной любая, даже самая нечистая сила.

 



Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, Диканьки, ведьма, упырь, русалка, Гоголь, Научно-исследовательский
Просмотров: 10050 | Загрузок: 734 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 1
1 Вера Степановна (verihella)   (29.02.2016 10:25) [Материал]
Очень интересное исследование, а если сравнивать с данными времён Гоголя Н.В., то различие большое будет. Ведь тогда все верили, знали как защищаться. Наверно, это сравнение было бы интереснее и занимательнее.

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.