Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
Ленчик


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Развитие внимания, памяти и мышления с помощью онлайн тренажеров "Викиум"

Скачать (1.30 Mb) 09.09.2019, 17:03
Автор: Головацкая Анастасия, обучающаяся 2 класса МБОУ СОШ №25 имени В.Г. Феофанова  г. Екатеринбург
Трофимова Ольга Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №25 имени В.Г. Феофанова  г. Екатеринбурга

Ежедневно мы осуществляем привычные действия – употребляем пищу, идем в школу и на работу, общаемся с друзьями и знакомыми, изучаем окружающий мир, учимся в школе, однако мы не задумываемся, что всё это возможно благодаря способностям нашего мозга. Человек всю свою жизнь способен создавать новые синапсы (связи между нервными клетками мозга) и укреплять их. Чем больше связей, тем более развит наш мозг. Такая пластичность мозга лежит в основе обучения, развития памяти, внимания и мышления.

На уроке учитель нам часто говорит: «Будьте внимательны!» А сколько всего нужно запомнить: выучить стихи, правила, таблицу сложения… Как уместить в голове столько всего? Это сделать не так просто! Для этого требуется развитие всех необходимых для учения познавательных процессов - мышления, памяти, внимания. Ведь развитие этих процессов очень важно для каждого человека. Многие не задумываются над этим, но развивать внимание, память и мышление совершенно необходимо, особенно в наше время, когда информацией наполнен весь наш день, все наше пространство.

Поэтому целью моего исследования стало – проанализировать в ходе эксперимента возможности онлайн тренажеров «Викиум» для ребенка и для взрослого.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. проанализировать литературу и Интернет-ресурсы по проблеме исследования;
  2. исследовать возможности онлайн платформы «Викиум» для развития внимания, памяти, мышления;
  3. сделать диагностику уровня развития внимания, памяти, мышления моей семьи, а также одноклассников;
  4. после завершения эксперимента обобщить данные исследования.

Объектом исследования является развитие внимания, мышления, памяти.

Предмет исследования - онлайн платформа «Викиум» для развития внимания, памяти, мышления.

Во время исследования использовались следующие методы: анкетирование, сравнение, анализ, наблюдение и обобщение.

Гипотеза – мы предполагаем, что, если использовать онлайн тренажеры «Викиум» каждый день, то уровень внимания, памяти и мышления будет повышаться.

Практическая значимость проекта: данное исследование поможет повысить уровень развития таких познавательных процессов, как память, внимание и мышление, а также сделает этот процесс более увлекательным и максимально полезным не только для меня, но и для других школьников и взрослых.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и интернет-источников и приложений.

Глава 1. Психология познавательных процессов

1.1. Внимание, память, мышление - что это?

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает, если не может запомнить главные детали и не умеет делать выводы или обобщать изученное. И нам, чтобы исследовать развитие памяти, внимания, мышления, нужно сначала понять, что это за познавательные процессы.

Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Память лежит в основе наших способностей и является условием обучения, приобретения знаний и умений. Основные свойства памяти:

1) емкость (Сколько?) - пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

2) скорость запоминания (Как быстро?) - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

3) длительность хранения (Как долго?) - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений (кратковременная и долговременная).

4) точность воспроизведения ­ это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации.

5) скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти.

Память может быть зрительной (образной), слуховой (вербальной), эмоциональной, двигательной. В зависимости от включения волевых качеств выделяют память произвольную и непроизвольную. 

Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. 

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным.

Непроизвольным вниманием называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время.

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости и переключаемости.

- Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу.

- Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

- Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте.

- Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними.

- Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой. 

Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Виды мышления:

  • Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами.
  • Наглядно-образное мышление – разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.
  • Визуальное мышление – способ решения интеллектуальных задач с опорой на мысленные визуальные образы.
  • Образное мышление – сложный тип мышления. Образному может предшествовать наглядно-действенное мышление для отбора предметного содержания образа.
  • Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности, сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ (деление целого на части), синтез (мысленное соединение частей в единое целое), обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по общим признакам), абстрагирование (отвлечение), сравнение (установление сходства и различия). 

Как мы видим, память, внимание и мышление – сложные, но очень нужные для человека познавательные процессы. Все они бывают разных видов, и каждый из них помогает человеку более качественно и всесторонне познавать мир.

1.2. Актуальность развития внимания, памяти и мышления

Тема исследовательской работы выбрана не случайно. С помощью учителя я провела в классе простейшие диагностики по исследованию памяти, внимания и мышления (Приложение 1).

В диагностике принимали участие 26 человек.

Для проверки памяти ребятам нужно было в течение 30 секунд запомнить предметы, а затем на обороте раскрасить те, которых раньше не было.

Для диагностики внимания учащимся нужно было за 2 минуты правильно расставить знаки в фигуры по образцу.

Проверяя мышление, мы предложили задание на классификацию (овощи-фрукты) и выполнение заданий по образцу (анализ и синтез).

Результаты диагностики размещены в таблице (Приложение 2). В ней видно, что из 26 человек высокий уровень развития этих психических процессов имеют небольшое количество учеников в классе (память - 5 человек, внимание - 2 человека, мышление - 17 человек). Из диаграмм (Приложение 2) видно, что особенно «западают» в нашем классе память и внимание – низкий уровень развития памяти показали 17 человек, внимание на среднем уровне находится у 21 человека и на низком – у 3 человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно развитию памяти и внимания и нужно уделить время в классе. Конечно, существует множество методик и настольных игр, направленных на это. Но одноклассники, как и все современные школьники, предпочитают им электронные гаджеты. Значит, онлайн тренажер «Викиум» должен вызвать интерес у учащихся и принести несомненную пользу.

Глава 2. Онлайн тренажеры «Викиум» – тренировка мозга с удовольствием

2.1. Что такое «Викиум»?

Современный мир наполнен огромным количеством информации, которую человеку нужно усвоить, обработать и запомнить. Для развития познавательных процессов существует множество разных методик и сервисов. Один из них — это «Викиум» — онлайн сервис для улучшения производительности мозга и развития познавательных функций: внимания, памяти, мышления с помощью когнитивных онлайн-тренажеров и специализированных курсов. В основе тренажеров лежат российские и зарубежные методики тренировки познавательных процессов, научные знания о структуре восприятия, внимания, памяти, мышления. Каждый инструмент «Викиум» основан на научных знаниях о работе мозга.

Для достижения быстрого развивающего эффекта интеллектуальная система онлайн-сервиса «Викиум» создает индивидуальную программу развития на каждый день. Она выстраивается с опорой на данные об уровне развития внимания, памяти, мышления, полученные после прохождения вводного тестирования. На 2018 год платформа включала в себя 51 когнитивный тренажер, в основе которых лежат методики тренировки познавательных процессов, научные знания о структуре восприятия, внимания, памяти и мышления.

Проект «Викиум» был основан в 2013 году Сергеем Беланом. Родился этот проект из-за невнимательности Сергея, что привело к ожогам. Поэтому Сергей решил создать проект, который поможет людям избежать подобных ситуаций.

«Викиум» — это команда профессионалов высокого уровня, имеющих большой опыт в разработке когнитивных онлайн-тренажеров и геймификации (когда серьезные сервисы и приложения используют наработки из игровой индустрии, игровые механики) для вовлечения, удержания пользователей и многого другого. Цель команды — помочь заинтересованным в своем развитии и совершенствовании личных и профессиональных навыков людям. Профессиональное кредо — сделать процесс развития познавательных функций головного мозга максимально полезным и интересным. 

Таким образом, в основе тренажеров «Викиум» лежат научные знания о работе мозга и развитии мыслительных способностей человека, а значит, это должна быть очень продуктивная и интересная программа.

2.2. Как работают тренажеры «Викиум»

Мы выяснили, что всю свою жизнь человек способен создавать новые связи (нейроны) между нервными клетками мозга. Чем больше связей, тем более развит наш мозг. Есть возможность и укреплять эти связи. Все эти процессы незримо для нас происходят в головном мозге.

Головной мозг состоит из двух полушарий (Приложение 3). Левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление (и это основная его специализация), а также ему подчинены:

- контроль движений правой половины туловища;

- математика: числа, цифры, умение считать в уме;

- последовательное мышление;

- аналитическое мышление;

- вербальная информация: речь, письмо, чтение, языковые способности

Области «ответственности» правого полушария:

- контроль движений левой половины туловища;

- мечтательность;

- эмоциональность и вспыльчивость;

- творческие способности;

- музыкальность: способности к пению и музицированию, слух;

- ориентация на местности, визуальное запоминание адреса и дороги

- всецелая (целостная) обработка информации (в отличие от левого полушария, обработка информации не поэтапная, а одним целым);

- невербальная информация: умение анализировать жесты, позы.

Основываясь на исследованиях деятельности головного мозга, на платформе «Викиум» создана гибкая программа тренировок когнитивных функций мозга. Тренировка строится на чередовании упражнений таким образом, чтобы сильные стороны служили фундаментом для развития более слабых.

Пользователь приходит на сайт, проходит начальное тестирование, видит свои сильные и слабые стороны, а дальше «играет» и следит за прогрессом с помощью наглядной статистики. Система позволяет выстроить индивидуальный план тренировок, то есть сделать занятия максимально полезными.

Глава 3. Экспериментальное подтверждение результативности занятий на онлайн тренажерах «Викиум»

3.1. Диагностика уровня развития внимания, памяти, мышления

При регистрации на странице сайта «Викиум» система предлагает выбрать навыки внимания, памяти и мышления, которые мы хотим развивать у себя. Затем нужно пройти входное тестирование. Результаты тестирования представлены в Таблице 2 (Приложение 3).

Индекс производительности мозга (ИП) – это оценка уровня продуктивности / производительности относительно остальных пользователей сайта.

Результат каждого пройденного тренажера влияет на текущий ИП. Поэтому, чем больше и лучше вы занимаетесь, тем быстрее растет Ваш индекс производительности. Индекс производительности может быть в диапазоне от 0 до 1500. Среднее значение дневного ИП у обобщенного пользователя «Викиум» – 750. Характеристика показателей ИП:

1) В диапазоне от 0 до 250 – очень низкие показатели, связанные, как правило, с невнимательностью при прохождении тренажеров или с какими-то нарушениями когнитивных процессов.

2) В диапазоне от 250 до 500 – уровень «ниже среднего». Если Вы находитесь в данном интервале, то активные тренировки на тренажерах «Викиум» в течение 2-ух недель дадут положительный эффект.

3) В диапазоне от 500 до 750 – средний уровень. В этом диапазоне находится половина пользователей платформы «Викиум». Является хорошей отправной точкой в улучшении и развитии внимания, памяти, мышления.

4) В диапазоне от 750 до 900 – уровень «норма». Достичь данного результата можно, если активно тренироваться.

5) В диапазоне от 900 до 1200 – высокий показатель ИП. Достичь данного уровня возможно при длительных и регулярных занятиях.

6) В диапазоне от 1200 до 1500 – максимально высокие значения ИП, которые могут достичь самые активные и эффективные пользователи Викиум. Для этого необходимо показать хорошие результаты по всем тренажерам.

Как мы видим из Таблицы 2 (Приложение 3), наш ИП разный – у меня ниже среднего, а у мамы в норме. Благодаря такому результату диагностики у нас возникло огромное желание регулярно заниматься на тренажерах «Викиум» и повысить индекс производительности мозга.

3. 2. Индивидуальная программа развития и результаты эксперимента

После входной диагностики на платформе «Викиум» сформировалась персонально для нас программа тренировок. В ней учитывались наши индивидуальные особенности, данные опроса, полученные при регистрации, и результаты входного тестирования. А также программа всё время корректируется, ориентируясь на полученную динамику во время ежедневных тренировок.

Ежедневная программа развития состоит из «Разминки» и «Тренировки».

После выполнения каждого упражнения, система показывает результаты, где видно количество созданных нейронов за упражнение, точность ответов, верные ответы и ИП тренажера.

В данном приложении разработано большое количество упражнений на развитие внимания, памяти и мышления, что делает его разнообразным и интересным.

В ходе эксперимента, который длился 3 месяца, мы улучшили свои первоначальные результаты: я вышла на 4 уровень, создав 10703 нейронов.

Проанализировав итоговые результаты ИП внимания, памяти и мышления в феврале 2019 года (Таблица 3 в Приложении 5) и сравнив их с входными результатами, мы пришли к выводу, что наши результаты улучшились, индекс производительности мозга стал выше.

Также мы поняли, что если ежедневно проходить тренировки в «Викиум», прогресс развития внимания, памяти и мышления растет, а если заниматься не ежедневно, пропуская тренировки, то прогресс развития замедляется, это хорошо видно на рисунках 1 и 2 в Приложении 6.

По окончании эксперимента можно сказать о том, что мы с мамой увидели результат ежедневных занятий в «Викиум» и можем смело сказать, что наша гипотеза подтвердилась: ежедневные тренировки нам помогают в развитии внимания, мышления и памяти, а значит мне легче учиться.

 

 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
Научно-исследовательский, Детский, проект
Просмотров: 5125 | Загрузок: 391 | | Рейтинг: 5.0/2 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 25.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.