Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии
Оформление собственности на квартиру в новостройке по ипотеке - оптимальный момент
Зачем проводится УЗИ - отвечает репродуктолог

На сайте всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Зачем нужно читать книжки и важна ли скорость чтения"

Скачать (349.3 Kb) 10.09.2016, 08:07
Автор: Жудеева Валентина, ученица 4 "а" класса МБОУ СОШ № 185 г. Нижний Новгород
Кучерова Ольга Владимировна

Научно-исследовательский проект
"Зачем нужно читать книжки и важна ли скорость чтения"

Моя мама говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире. А сегодня дети мало читают, все больше телевизор смотрят или за компьютером сидят.  Я подумала и решила проверить, действительно ли современные дети стали меньше читать, меньше любить книгу?  Сегодня обучение с печатными изданиями для многих людей не является жизненной необходимостью, а книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное. Так воспитывалась любовь к чтению. На уроках с каждым годом требуется больший словарный запас. Этого можно добиться только благодаря чтению книг.   
 Ни для кого не секрет, что большинство наших учеников плохо читает, что скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и что отсюда проистекают почти все беды школьной системы. Ученик, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий.  Ему будет не интересно на уроках, он будет не усидчив, будет вертеться, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения — это не столько удовольствие, сколько мука.

Актуальность исследования: сегодня многие школьники не читают и не хотят читать книги. В результате снижается уровень грамотности учащихся и резко падает успеваемость.

Объект исследования: учащиеся моего класса и книги

Предмет исследования: чтение и успеваемость учащихся.

Цели и задачи:
Пронаблюдать какую роль чтение и книги играют в жизни моих ровесников;
Проанализировать роль чтения для ребят нашего класса;
Познакомить с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения. 
Найти мнения известных людей о книге, о чтении;  

Методы:
Изучение литературы и источников Интернета по данной теме.
Проведение анкетирования.
Анализ полученных результатов.
Формулировка выводов.   

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.» (А.Навои) Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Многие дети в свободное время играют в компьютерные игры или смотрят по телевизору мультфильмы, сериалы. Какой от них толк? Чему может научить Губка Боб или Майнкрафт? А книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и представить прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов. Об одном и том же событии можно прочитать и художественную и научную литературу. Это помогает создать яркую, целостную картину события.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться во временах динозавров или в будущем. Телевидение же даёт нам готовую «картинку» в которой за тебя пофантазировал режиссёр фильма. Для сравнения я сначала посмотрела фильм «Гарри Потер и тайная комната», а потом прочитала книгу. В процессе чтения мне представлялись герои и декорации из фильма. Затем, я прочитала книгу Б.Селзник «Хранитель времени» и только потом посмотрела мультфильм по этой книге. Честно говоря, он не оправдал моих ожиданий. Читая книгу я представляла персонажей и окружающую обстановку совершенно иначе. Сейчас я сначала читаю книгу и только после этого смотрю фильмы!!!
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать. Например, прочитав серию книг Е.Неволиной «Истории обо мне», я по- другому стала воспринимать отношения с одноклассниками. Мне стали понятней многие поступки друзей.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком. Ведь играя в компьютерные игры мы не разговариваем, а тезаурус практически любого сериала 250-350 самых общепринятых слов.
Я нашла несколько исследований, которые расскажут, какие конкретные навыки улучшаются, когда мы читаем. Теперь проводить время с книжкой будет еще приятнее.

1. Чтение уменьшает стресс.
Предпочитаете прогуляться или послушать музыку, чтобы избавиться от стресса? Ученые из Университета Сассекса считают, что вместо этого вам стоит почитать книгу. Чтение было признано наиболее эффективным способом уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса.

2. Чтение поможет избавиться от бессонницы.
Чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон. Яркий свет от телевизора или телефона посылает в мозг сигнал о том, что пора просыпаться. Чтение книги с приглушенным освещением имеет противоположный эффект — мозг понимает, что самое время отдохнуть.

3. Чтение делает вас более чуткими.
Во время чтения вы наверняка сопереживаете героям книги. Исследования показывают, что, проникаясь художественным произведением, человек учится сочувствию и эмоциональному пониманию другого человека в реальной жизни.

4. Чтение делает вас более привлекательными.
Высокий интеллектуальный уровень делает вас более привлекательным для людей. Возможность поддержать беседу на любую тему и блеснуть эрудицией при знакомстве дает больше шансов, что человек отдаст предпочтение именно вам.

5. Чтение улучшает память и мыслительные способности.
Всякий раз, когда вы читаете, вы тренируете мозг. Каждый раз он создает новые связи для сохранения полученной информации. Исследования выяснили, что у постоянно читающих или пишущих людей снижение мыслительной активности происходит гораздо медленнее, чем у тех, кто редко дает подобные нагрузки на мозг.

6. Чтение расширяет словарный запас.
Когда вы читаете, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово незнакомо, не обязательно искать его в словаре. Иногда значение можно понять по общему содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает общую грамотность.

7. Чтение делает вас хорошим рассказчиком.
Чем больше чужих историй вы читаете, тем лучше будете рассказывать свои. Вы научитесь отфильтровывать ненужную информацию и лучше подавать нужную. Чем увлекательнее будут ваши истории, тем интереснее вы будете казаться другим, тем убедительнее для них будут ваши слова.

Но нельзя забывать о том, что книги нужно читать предназначенные для своего возраста. Глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Теремок» и «Репка», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! К сожалению, сейчас любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет.
Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.
Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.  При чтении необходимо одновременно понимать прочитанное, мыслить, проявлять волевые качества, включать процессы памяти, внимания, восприятия. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.
В техническую сторону чтения входит несколько составляющих: во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов. Во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл. В-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл. В-четвёртых, это способ чтения. Различают четыре способа чтения:1) побуквенный, 2) слоговой, 3) плавный слоговой с прочтением целыми словами, 4) чтение целыми словами. В-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту. Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.
Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека.
Я задала Ольге Владимировне Кучеровой (моему учителю в школе) вопрос о необходимой, по её мнению, скорости чтения в 3-4 классах. Ольга Владимировна рекомендовала 100 слов в минуту. Лариса Ивановна (мой педагог в Президентской школе, обучающая по методике Марата Зиганова скорочтению) назвала 100-120 слов в минуту (для начальной школы). По мнению Ларисы Ивановны темп чтения должно быть максимально приближен к темпу понятной разговорной речи.  Но не так важна скорость чтения, как понимание и запоминания учеником прочитанного. Чтение без понятия – это пустая трата времени. Однако, не все нужно читать быстро. Художественную литературу можно «смаковать», т.е. переживать с героями, воображать события, читать медленно, получая от произведения удовольствие. Такое чтение называется аналитическим. Если же мы готовимся к урокам, экзаменам, докладам, выступлениям, то необходимо прочитать большой объем информации. В таком случае можно применить просмотровую технику чтения, когда на 1 страницу текста затрачиваешь 15-20 секунд. Таким образом выбирая из текста только нужную в данный момент информацию (это примерно 40% текста). Лариса Ивановна рассматривает чтение как средство получения информации. Это и увеличение словарного запаса, и умение правильно строить диалоги, и расширение кругозора.  Все это значительно облегчает общение, помогает налаживать знакомство с новыми людьми. 

Я решила узнать какое место чтение книг занимает у моих одноклассников. Для этого провела анкетирование. В анкете было два вопроса «Сколько раз в месяц я хожу в библиотеку» и «Чем я люблю заниматься в свободное время?» и пять вариантов ответа:
Гулять с друзьями;
Читать;
Смотреть телевизор;
Играть в компьютер;
Заниматься спортом.Надо выбрать и отметить один вариант проведения свободного времени.
В результате при подсчете голосов оказалось, что читать в свободное время любят 7 человек, столько же гулять с друзьями, по два человека – смотреть телевизор и заниматься спортом и 3 человека – играть в компьютер.
В библиотеку 5 человек из нашего класса совсем не записаны, ещё 5 человек посещают ее 1-2 раза в месяц. Остальные дети посещают библиотеку регулярно.
Проведя это анкетирования я узнала, что только 7 учеников с удовольствием читают в свободное время. Остальные же читают не по собственному желанию, а по заданию учителя и требованиям родителей! 
Я решила проверить помогает ли умение быстро  читать в учении.
Я посчитала количество слов в одном из параграфов учебника 2 и 6 класса и проверила экспериментально сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.
 2 класс «Окружающий мир», тема урока «Российские города». Параграф учебника составил 427 слов. Ученик при скорости чтения 100 слов в минуту прочитает этот текст за 5 минут. Для лучшего запоминания текст желательно перечитать ещё раз (+5 м.)  на вопросы потратит ещё 10 минут. На пересказ ещё 5 минут. Итого для приготовления домашнего задания по окружающему миру ученику понадобилось 25 минут времени.  
Если же скорость чтения ниже в 2 раза, например, около 50 слов в минуту, то на эту же работу ученику потребуется уже около часа и при условии терпеливого и усидчивого его выполнения.
Учитывая, что нужно подготовить домашнее задание по 2 устным предметам и двум письменным на подготовку ученик, со скоростью чтения 100 слов в мин., потратит примерно 50 мин на устные и 50 мин на письменные-1ч 40 мин. А при скорости 50 слов в минуту- около двух часов на устные и плюс один час на письменные. И того 3 часа. Если добавить время проведенное в школе (5 уроков) 4,5 ч. получается целый рабочий день взрослого человека (а ведь необходимо ещё время для отдыха). Конечно же для ученика второго класса это очень большая нагрузка. Ученик устает и плохо усваивает материал. Как следствие – падает успеваемость.      
В старших классах объём информации увеличивается в 2-3 раза. Возьмём пример из 6 класса. Учебник истории параграф 13 «Пётр I. Россия на рубеже веков». Объём слов данного параграфа – 871 слово, т.е. почти в 2 раза больше. Со скоростью чтения 100 слов в минуту ученик прочитает за 10 минут плюс ещё раз перечитать(+10), на ответы на вопросы потратит 10 минут, а на пересказ 7 минут. Всего на эту работу ученик потратит около 40 минут.
С низкой скоростью чтения ученик просидит только с одной историей более часа. А ведь объём и количество учебных предметов у шестиклассников намного больше нашего. Получается учебный день ученика может превышать 10 часов!!! Мы уже нарушили Кодекс законов о труде. Добавить перерывы на отдых, посещение кружков, секций. Из-за слишком большой нагрузки ученик быстро утомляется, плохо усваивает материал и таким образом, обречен на неуспеваемость...  
Ежегодно прирост научно-технической литературы во всём мире составляет около 60 миллионов страниц! И это ещё не предел. Учёные посчитали, что к середине ХХI века объём информации возрастет в 10 раз! Как же научиться в таком огромном потоке информации выделять самое главное и нужное? Оказывается, есть современное решение. Конечно, здесь поможет современная техника, но она не способна решить все проблемы человека.
Наблюдения учёных показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад. Это 250-300 слов в минуту.
Но истории известны факты феноменально быстрого и рационального чтения – 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Достоевский, Максим Горький, Марк Твен и другие.
Современный человек тоже способен читать с такой скоростью.                                            
1. Скорость чтения 16-летней Иры Иваченко – 163 333 сл/мин с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов.

2. 16-летняя Евгения Алексеенко 9 сентября 1989 года в присутствии 20 слушателей курсов продемонстрировала первый неофициальный рекорд по скорочтению - 416 250 сл/мин. Приблизительно минута уходит у нее на чтение книги среднего формата. Содержание прочитанного Евгения пересказывает часами, не упуская мельчайших подробностей.

3. Ученица российской Школы Скорочтения Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60 000 зн/мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса, в справедливости результатов сомневаться не приходится, так как Светлана ответила на все вопросы к прочитанному тексту.

4. Американец Син (Шон) Адам стал рекордсменом по скорочтению в 2003 году. После долгих лет тренировок собственной зрительной системы для визуального восприятия Син достиг скорости чтения 3 850 сл/мин. По сообщениям, поступающим из его Института альфа-обучения в Европе, он готовится превзойти всех претендентов, бросающих ему вызов, и уже сейчас довел границу собственных возможностей до потрясающих вершин — 4 550 слов в минуту.

5. Англичанка Энн Джонс побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4 253 слов в минуту.

6. Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения - свыше 1000 слов в минуту.
 С такой скоростью читать научит техника быстрого чтения. Это специальная методика, которая позволяет увеличить скорость чтения в несколько десятков раз. Из положительных моментов этой методики можно отметить, что среди её обладателей нет безработных. Сама методики быстрого чтения интересна упражнениями на развитие поля чтения, внимательности и другими.

 Я хочу порекомендовать упражнения на развитие навыка чтения.

1.Чтение перевёрнутого текста.  Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевёрнутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нём читать.
Это упражнение способствует:
- Формированию в памяти ребенка целостных образов слов и букв.
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ с прогнозированием окончания слов.
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации.

2.Корректировка деформированных предложений
Дети очень любят загадочные, заколдованные предложения. Пусть ученик попробует найти в этих предложениях смысл, расставив слова верно в нужной форме.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная крутая и длинная горка была

 3.Восполнение пропусков букв в словах
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Например: Ш - а С - - а по ш ---е и с- с--а с---у.
 
4.Мнимое слово
Один ученик в ходе чтения произносит неправильно слово, а другой прерывает чтение и прочитывает слово с исправлением.
Расширение поля зрения

5.Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: один из таких приёмов «ёлочка».  
Задача состоит в том, что бы глядя в центр на цифру видеть одновременно два слога одного слова.         

 6.Чтение с повтором. Каждое предложение читается следующим образом: Звезды-…; Звезды – огромные…; Звезды – огромные раскаленные… ; Звезды огромные раскаленные шары. 

7. Чтение по кругу. Текст читается три раза по 1 минуте (все время начинать с одного места). Каждый раз отмечается место остановки. Затем считается сколько слов прибавилось от места 1 остановки до места остановки 3.

Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.
Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянно расстояние до глаз 33 см.
Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять своё зрение с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.

 



Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
бесплатно, проект, чтение, скачать, Научно-исследовательский
Просмотров: 15411 | Загрузок: 1140 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (29.09.2016 21:30) [Материал]
В принципе работа не плохая, но очень " царапают" некоторые моменты. Например, рассуждения о том что настоящую литературу надо смаковать. Ну как то они уместным несколько в более взрослом возрасте. Или почему Валентина, являясь ученицей 4 класса для сравнения берет учебники для 2 и 6? А также постоянное упоминание в работе учеников. Не одноклассников, не ребят или как то ещё а именно учеников, как будто эти фрагменты работы учителя который делится с коллегами. Извините если не права. Но это моё мнение!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XVIII Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Весна!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Подарок к 8 марта"
VI Всероссийский детский творческий конкурс "Масленица удалая"
VIII Всероссийский творческий конкурс "ЗаМУРчательные кошки"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочное настроение"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 29.03.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.