Коляска для младенца, какая лучше (5) Миома при беременности (6) Самая распространенная проблема c волосами. (19) Как облегчить проявления варикоза во время беременности? (7)



Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Жизнь ради жизни"
Скачать (1.62 Mb) 06.08.2018, 11:27
Автор: Вологжанин Роман, ученик 8 "А" класса АНО СОШ "Содружество" г. Долгопрудный
Чистякова Елена Вячеславовна
учитель истории и обществознания АНО СОШ "Содружество" г. Долгопрудный

Научно-исследовательский проект "Жизнь ради жизни"


В мае 2018 года вся наша страна отметит великий праздник – 73-хлетие Победы в Великой Отечественной войне. Война от нас все дальше, а ветеранов и свидетелей войны все меньше. И мы – поколение XXI века – не будем знать всей правды о Великой Отечественной войне. Мы убеждены, что тема памяти о подвигах, героях Великой Отечественной войны очень актуальна в наше время, так как люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии.

Одним из решающих сражений в Великой Отечественной Войне является Сталинградская битва. Это крупнейшее сухопутное сражение, которое продолжалось 200 дней и ночей на территории 100 тысяч квадратных километров

2 февраля 2017 года исполнилось ровно 75 лет с того памятного всему миру дня, когда на землю многострадального Сталинграда наконец-то опустилась долгожданная тишина. 2 февраля 1943 года прозвучали последние залпы самого кровопролитного сражения в истории человечества. Сталинградская битва не только окончательно переломила в нашу пользу весь ход Второй мировой войны – она изменила историю человечества. И все мы - от мала до велика – законно гордились тем, что это наши отцы и деды победили в этой страшной битве.

Актуальность выбора данной темы в том, что поколения XXI века должно свято хранить прошлое своей страны, своих земляков, своей семьи.

Цель проектно-исследовательской работы: собрать и систематизировать материал о подвигах юных сталинградцев

Для достижения цели нам предстоит решить следующие задачи:

  1. найти и изучить историографию на данную тему
  2. узнать основные этапы Сталинградской битвы
  3. узнать про подвиги юных сталинградцев
  4. определить вклад в победу детей Сталинграда

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теме, архивных материалов

- интервьюирования

Источником для написания работы послужили несколько групп документов и материалов: неопубликованные источники – личные интервью с участником событий военных лет Лузиным Игорем Николаевичем и кандидатом исторических наук, начальником отдела научно-справочного аппарата Российского государственного военно-исторического архива, победителем конкурса «Лучший архивист России 2015-2016 гг» Чистяковым Олегом Вячеславовичем. Для изучения глав о жизни и быте детей Сталинграда, использовали справочную и научную литературу.

Практическая значимость работы состоит:

- в воспитание уважения людям, жертвующих своей жизнью ради «голубого неба над головой»

- работу можно использовать во внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, уроках истории.

Обзор историографии

Во время работы над исследовательской работой мы проработал много исторической литературы. Историография по данной теме многочисленна. Сталинградская битва – это событие, которому суждено вечно жить в памяти народов. Победа на Волге положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой и Великой отечественной войн. Она открыла перед путь к освобождению от фашизма. Почти полностью разрушенный, но оставшийся непокоренным, гордый Сталинград по праву стал символом необыкновенной стойкости, мужества и героизма советских воинов. А битва за город, за Волгу, продолжавшаяся двести суток стала одной из самых крупнейших во всей военной истории. Сталинградская битва делится на два периода: оборонительный (17 июля – 18 ноября 1942 года) и наступательный (19 ноября 1942 – 2 февраля 1942 года). Оборонительные бои длились четыре месяца. В этот период советские войска оказали исключительно упорное сопротивление врагу, стремившемуся любой ценой прорваться к Волге.
19 ноября 1942 г. Красная армия начала наступление силами танковых и механизированных частей. Опрокинув союзников Германии, 23 ноября советские войска замкнули кольцо, окружив 22 дивизии численностью в 330 тыс. солдат. Гитлер отверг вариант отступления и приказал главнокомандующему 6-й армии Паулюсу начать оборонительные сражения в окружении. Командование вермахта пыталось деблокировать окруженные войска ударом армии «Дон» под командованием Манштейна. Понимая безнадежность своего положения, 2 февраля 1943 г. остатки 6-й армии в Сталинграде сдались в плен. За 200 дней боев противник потерял убитыми и ранеными более 1,5 млн. человек. В Германии по поводу поражения был объявлен трехмесячный траур. Авторы сборника «Воспоминания детей военного Сталинграда» – дети военного Сталинграда в своих воспоминаниях раскрывают неизвестные страницы Великой Отечественной войны. В дни Сталинградской битвы десятки тысяч жителей, среди которых было много детей, не смогли переправиться за Волгу и остались в сражающемся городе. Одни семьи сталинградцев находились на той полосе земли, которую отстаивали защитники Волжской твердыни, других жителей, кто оказался на захваченных врагом улицах, немецкие оккупанты погнали, как пленных, в неизвестность… В каждой семье была своя трагедия. В книге «Исторический подвиг Сталинграда» составленной на основе материалов научной конференции (ноябрь 1982 г., г. Волгоград), раскрывается всемирно-историческое значение Сталинградской битвы, показываются воинское мастерство и подвиги советских воинов. Авторы дают богатый материал для военно-патриотического воспитания. Книга «Мамаев курган помнит» Т.М. Батурина рассказывает о незабываемых, порой малоизвестных мгновениях Сталинградской битвы с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 г., собранных для русской истории героическими защитниками и жителями военного Сталинграда, а также максимально достоверно пересказанными с их слов детьми, внуками и правнуками. Книга «Мы – сталинградцы» Б.Б. Кузнецова не художественное произведение, и авторы ее не литераторы. Они – участники боев за Сталинград, труженики тыла военных лет, рядовые сталинградские жители. Они рассказывают о том, как защитники Сталинграда остановили военную машину фашистской Германии и, разгромив ее, обеспечили победный перлом в ходе Второй мировой войны. Эта книга – еще одна правда о войне, правда тех, кто участвовал в тех далеких событиях, видел их собственными глазами, прочувствовал душой и сердцем. В книге Самсонова А.М. «Сталинградская битва» мы узнаем, что Сталинградская битва – одно из центральных событий второй мировой войны. По сравнению с предшествующими изданиями автор привлек новые документы и факты, проделал большую работу по выявлению тенденций истории Сталинградской битвы в зарубежной историографии последнего времени. Хочется отметить, что только в фондах Музея-заповедника "Сталинградская битва" хранится более 82 тысяч единиц хранения, а это коллекции фотографий, негативов, фильмов, фотоальбомов. Наиболее ценные: коллекции негативов и фотографий фронтовых корреспондентов: Г. Зельмы, Г. Липскерова, Е. Евзерихина, А. Егорова, Я. Рюмкина, П. Трошкина, Г. Санько и др. В годы ВОВ Георгий Зельма был военным корреспондентом «Известий», Он побывал на многих фронтах, в частности, в Молдавии, Одессе, на Украине.

Таким образом можно сделать вывод, что существует множество книг, статей, очерков про Сталинградскую битву. Все авторы сходятся в том, что Сталинградская битва переломным сражением в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Сталинградская битва – решающее значение в Великой Отечественной войне

В Сталинград война ворвалась внезапно 23 августа 1942 года. Ещё накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону почти за 100 км от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Нов тот день, пополудни, всё в одночасье рухнуло. 4-ая немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. В первые дни бомбёжек погибли 43 тысячи горожан, вдумайтесь в эту цифру,- говорит ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» Татьяна Приказчикова - вы можете себе представить роддома с роженицами и младенцами, вы можете себе представить людей, которые выскакивали из домов, в чём были, не понимая, где их дети, живы ли они?

Летом 1942 г. немецкие войска, нанеся главный удар на воронежском направлении и прорвав оборону советских войск, устремились к Дону, чтобы затем нанести удар в сторону Сталинграда и Кавказа. Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. Таким образом, захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надёжно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьёзные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера — делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом. В июле 1942 года, когда немецкие намерения стали совершенно ясны советскому командованию, оно разработало планы по обороне Сталинграда. 12 июля был создан Сталинградский фронт. Для создания нового фронта обороны советским войскам после выдвижения из глубины приходилось с ходу занимать позиции на местности, где отсутствовали заранее подготовленные оборонительные рубежи. Большинство соединений Сталинградского фронта представляли собой новые формирования, которые ещё не были должным образом сколочены и, как правило, не имели боевого опыта. Ощущался острый недостаток в истребительной авиации, противотанковой и зенитной артиллерии. Во многих дивизиях не хватало боеприпасов и автотранспорта.

  • началу июля 1942 года население Сталинграда, составляло около 750 тысяч человек из которых 25 % составляли дети. В 1942 г. в школах Сталинграда обучалось около 70 тысяч учащихся. Положение на фронте ухудшалось, но эвакуация была запрещена лично И.В. Сталиным, который боялся подорвать обороноспособность защищающих город войск. И город жил как будто нет войны, учебные учреждения готовились к новому учебному году, жители ходили в театры и кинотеатры, работали библиотеки, родильные дома, сады.
  • 23 августа был обычный воскресный день, но большая часть жителей Сталинграда находилась на рабочих местах: на предприятиях и на строительстве оборонительных укреплений. Дома были в основном старики, инвалиды, больные, дети. И вдруг с жутким воем более 1000 самолетов неотвратимо шли на город. Немцы сбросили на город зажигательные, осколочные и фугасные бомбы. Экипажи немецких самолётов обстреливали беспорядочно метавшихся людей из пулемётов и бомбили места скопления мирных жителей. Укрыться от бомб мирным жителям было практически негде. В этот и последующие дни бомбардировки весь берег был усеян трупами мирных жителей.

Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Ерёменко впоследствии писал: «Многое пришлось пережить за минувшую войну, но то, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас как тяжёлый кошмар. …В хаосе звуков отчётливо выделялись стоны и проклятия гибнущих, плач и призывы о помощи детей, рыдания женщин. Сердце сжималось от сострадания к невинным жертвам фашистского людоедства, ум не мирился с невозможностью предотвратить мучения сотен людей, особенно детей».

С 13 сентября в Сталинграде начинаются уличные бои. К этому времени гитлеровцы захватили большую часть Краснооктябрьского района. Эвакуация мирного населения была прекращена. Город был до основания разрушен. Находившееся в нём население – главным образом, старики, женщины и дети – ютились в подвалах, погребах, землянках, водопроводных колодцах и трубах, земляных нишах и щелях. Выживание в таких условиях уже подвиг. И этот подвиг совершили сотни маленьких сталинградцев, пережившие тяготы военного времени и дождавшиеся прихода Советской Армии.

Подвиги детей Сталинграда

Анатолий Столповский

Ужас войны испытывали не только военные или взрослые люди. Этот ужас испытал каждый, в том числе и дети. Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнём ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги, где находились артиллерийские батареи. Однажды, когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые один за другим пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толик, надев маскировочный халат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Ещё не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Анатолия Столповского наградили медалью "За оборону Сталинграда" С медалью на груди он пришёл учиться в 4-ый класс.

Босоногий гарнизон

Подвиг пионерского отряда Ляпичевской, действовавшего нелегально в придонских хуторах, описан в книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон». Все мальчишки учились в начальной школе. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них, Аксёну Тимонину, председателю совета отряда было 14 лет, младшему Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир Аксён. Юный командир любил военное дело. У него были деревянные ружья. Мальчишки в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе, мишенью был портрет Гитлера. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Четверо из них (Аксён и Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин) знали о раненом офицере, спрятанном в займище. Не раз пробирались к амбарам, где фашисты хранили посылки. Добытые продукты переправляли офицеру. Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасываю из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Мальчики всё же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое. Ваню схватили, стали бить, не выдержав истязаний, он назвал несколько имён. В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму. А тем временем мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали. Один из очевидцев житель хутора М.Д.Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи «Аверинская драма».

Люся Радыно

Люся оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся, находчивая, любознательная пионерка из Ленинграда, добровольно стала разведчицей. Однажды в Сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену. В первой половине августа 1942 года Люся вместе с Еленой Константиновой Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями "За отвагу" и "За оборону Сталинграда". Люсе посчастливилось остаться в живых. После войны девочка вернулась в Ленинград, закончила институт, создала семью, много лет работала в школе, учила детей младших классов Гродненской школы №17. Ученики знали её как Людмилу Владимировну Бесчастнову.

Михаил Романов

В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13—это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов.

Гурий Хватков

Из своего подземного убежища мы выбежали наружу,- вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. -Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестрой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг всё пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из-за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мёртвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колёса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река... Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошёл. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города". Сотни немецких самолётов, низко спускаясь над Волгой, расстреливали жителей, пытавшихся переправиться на левый берег. Речники вывозили людей на обычных прогулочных пароходах, катерах, баржах. Фашисты поджигали их с воздуха. Волга стала могилой для тысяч сталинградцев. В своей книга "Засекреченная трагедия гражданского населения в Сталинградской битве" Т.А.Павлова приводит высказывание офицера абвера, которого взяли в плен в Сталинграде: "Мы знали, что русских людей надо уничтожать как можно больше, с тем, чтобы предотвратить возможность проявления какого-либо сопротивления после установления нового порядка в России". Вскоре разрушенные улицы Сталинграда стали полем сражения, и многих жителей, чудом оставшихся в живых во время бомбардировок города, ожидала тяжёлая участь. Они были захвачены немецкими оккупантами. Фашисты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами гнали по степи в неизвестность. По пути те срывали обгоревшие колосья, пили воду из луж. На всю жизнь даже у малых детей, остался страх- только бы не отстать от колонны- отставших пристреливали.

Саша Филиппов

Сколько бы ни прошло лет, в сердцах должна быть о юном партизане-разведчике Саше Филиппове. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали, как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами.

Галина Крыжановская

Оказывается и малолетний ребёнок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью... Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой лежала в доме, где хозяйничали фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, носу грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то чтобы крикнуть: "Мама!". Галина Крыжановская рассказывает о том, как они выживали, находясь в оккупации. «От голода кожа у нас с сестрой заживо гнила, ноги распухли. По ночам мама выползала из нашего подземного убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки, кишки...». Когда после перенесённых страданий девочку впервые искупали, то увидели в её волосах седину, так с пяти лет она с седой прядью и ходила.

Сережа Алёшков

Совсем юные ребята спасали человеческие жизни, часто жертвуя своей собственной. Большинство из них война сделала несчастными сиротами. Но свою вторую семью они находили в военных подразделениях. Одним из них был маленький по возрасту, но очень отважный Сережа Алешков
До войны Сережа спокойно жил с семьей в поселке Грынь, что находилась в окружении лесов Калужской области. Осенью тысяча девятьсот сорок первого года вся область была захвачена врагами. В это время леса вокруг села превратились в партизанскую базу, а жители стали партизанами. Семья мальчика не была исключением. Во время очередного задания его десятилетнего брата Петю и маму схватили фашисты. Брата жестоко пытали и повесили, а маму застрелили, когда она попыталась его спасти. Так шестилетний Сережа стал сиротой. Очередное несчастье с мальчиком произошло летом следующего года, когда партизанский штаб разоблачили враги. Во время отступления в лес Сережа запутался в дебрях и при падении сильно поранил ногу. Он отстал от партизан и несколько дней одиноко бродил по лесу. Кто знает, что произошло бы с ним, если бы его не нашли воины сто сорок второго стрелкового полка. Мальчик был обессилен, покрыт грязью и очень голоден. Бойцы выходили Сережу. Они одевали, обували мальчика и заботились, как о родном сыне. Конечно, малый возраст не позволял участвовать в боях, но парень помогал бойцам, как мог. Он подносил патроны, снаряды, приносил пищу, а в перерывах между боевыми столкновениями разносил почту и поднимал боевой дух песнями и стихами. Все солдаты заботились о Сережке, но особенно прикипел к нему Михаил Воробьев. Сережа Алешков — боевое счастье на троих сначала он стал для мальчика вторым отцом, а потом и официально усыновил его. Благодаря Сереже майор Воробьев даже встретил свою любимую жену Нину, она работала медсестрой. А мальчик в свою очередь под Сталинградом спас Воробьеву жизнь. От вражеских бомб завалило вход в блиндаж командира. Тот оказался в ловушке с ограниченным количеством воздуха. Сергей попытался сам освободить майора, но понял, что разобрать завал он не сможет. Рискуя попасть под обстрел и бомбардировку, он побежал за помощью. За этот подвиг Алешкина наградили медалью «За боевые заслуги». Было у парня и серьезное ранение. Вместе с солдатами он попал под шквальный минометный обстрел, его ранило в ногу. После госпиталя Сергей вернулся в родной полк. Позже, благодаря собранности и внимательности мальчика, были спасены сотни жизней. Его часть базировалась на Днепре. Однажды Сергей доложил командиру о двух мужчинах, которые прятались в соломе. Это были вражеские разведчики, что корректировали огонь немецкой артиллерии. Несмотря на контузии и ранения, парень по приказу верховного командования был зачислен в суворовское училище в городе Тула. После его окончания он учился в Харькове на юриста. Оттуда он поехал в Челябинск, именно в этом городе жили его приемные родители.

Как в детстве, так и во взрослой жизни Сережа Алешкин был достойным примером для подражания. Уже взрослый, Сергей работал прокурором, оставался человеком чести и боролся за справедливость

Заключение

Всё помнится, ничто не позабыто,

Всё помнится, никто не позабыт,

И днём, и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит

19 ноября 1942 года советская армия перешла в контрнаступление под Сталинградом. Армия вермахта была взята в кольцо. Наступательная мощь Германии была сокрушена. Сталинградская битва явилась трудным испытанием. В ней дети, женщины, старики, бойцы шли сквозь огонь сражений, постоянно ощущали дыхание смерти к Великой победе. Юным сталинградцам военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы «помочь сражающейся Родине».

Изучая подвиги детей Сталинграда, мы узнали, что в нашем городе Долгопрудный живет ветеран Великой Отечественной Войны Игорь Николаевич Лузин, кавалер орденов и медалей, всю войну был на фронте, в действующей части. Держал оборону Сталинграда от начала и до конца. Мы решили побеседовать с ветераном, наша беседа продолжалась около часа, так как в двух словах, как сказал ветеран, не расскажешь про Сталинград. Мы узнали много нового из уст очевидца тех далеких событий. «В 1942 году мой полк перебросили в Сталинград, наша авиация уступала по количеству силам противника, было много подбитых самолетов, обстановка была очень тяжелая», - вспоминает Игорь Николаевич. Но ветеран Великой Отечественной войны Игорь Николаевич трепетно следил за состоянием самолетов. «А февраль 43-м выдался жарким, вся земля полыхала, камня на камне от города не осталось. Но мы знали, что победим! У нас не было другого выхода», - рассказывает ветеран. Игорь Николаевич, сетует, что зрение его стало подводить, но свои медали помнит наизусть, мы удостоились чести посмотреть медали ветерана. Игорь Николаевич был награжден 3 медалями за боевые заслуги, за оборону Сталинграда (см. Приложение 6)

Как сейчас помнит Игорь Николаевич 2 февраля 1943 года, когда была одержана победа в Сталинградской битве. «Вот только война мне часто снится. И ужас этот снится. И жажда, и голод. Никогда такое не должно больше повториться» - тихо говорит наш ветеран. И мы с ним полностью согласны!

200 героических дней обороны этого города вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие. И все эти 200 дней техник II ранга авиационного бомбардировочного полка Игорь Лузин стоял на смерть вместе со всеми защитниками города-героя.

Победы в Сталинграде стала событием планетарного масштаба. В город приходили тысячи приветственных телеграмм и писем, шли вагоны с продовольствием и строительными материалами. Именем Сталинграда назывались площади и улицы. Но никто в мире не радовался победе так, как бойцы - сталинградцы и жители выстоявшего в сражениях города. Однако в печати тех лет не сообщалось, насколько тяжёлой оставалось жизнь в разрушенном Сталинграде. Выбравшись из своих убогих убежищ, жители ещё долго ходили по узким тропкам среди бесконечных минных полей, на месте их домов стояли обгорелые печные трубы, воду носили с Волги, где ещё оставался трупный запах, пищу готовили на кострах. Трудно такое представить в наше прагматичное время, но всего через два месяца после окончания боёв в Сталинграде появились бригады добровольцев-строителей. Описанные мной и многие другие события, подвиги показывают мужественность людей того времени. Даже маленькие дети шли защищать свою родину, семью. С самого детства они поняли цену жизни и свободы.

Подводя итоги нашей работы, мы можем сказать, что те цели и задачи, которые поставили в начале своей работы - выполнены. Подробно рассмотрен теоретический материал по истории Сталинградской битвы глазами детей. Анализируя источники по данной теме, мы поняли, что в суровые годы войны дети гибли под бомбами и умирали от голода, у целого поколения украли детство. Но дети продолжали учиться, помогали взрослым, и даже воевали, проявляя мужество и героизм!

В ходе работы над исследованием, мы получили навыки общения со старшими людьми. Их информация и документальные материалы обогатили наши знания. Мы научились брать интервью, работать с разными источниками. Мы посетили Долгопрудненский историко-художественный музей и архив г. Долгопрудного (см. Приложение 7).

Отдельно хотим поблагодарить кандидата исторических наук, начальника отдела научно-справочного аппарата Российского государственного военно-исторического архива, победителя конкурса «Лучший архивист России 2015-2016 гг» Чистякова Олега Вячеславовича, который рассказал нам, что в преддверии празднования в 2018 году 75-летия разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве запущен мультимедийный проект с уникальными архивными документами, отражающими начальный этап этого кровопролитного сражения Великой Отечественной войны. Рассекреченные документы нам рассказали о беспримерном героизме защитников города, о принимаемых мерах по спасению населения и эвакуации промышленного оборудования. В числе впервые опубликованных документов – рукописный текст телеграммы-донесения командующего войсками Донского фронта генерал-полковника К.К.Рокоссовского в Ставку ВГК от 31 января 1943 года о пленении командующего 6 немецкой армией генерал-фельдмаршала Ф.Паулюса.

Свою работу мы хотим закончить словами ветерана Великой Отечественной Войны Лузина И.Н. : «…Никогда такое не должно больше повториться…».

 
 
Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
дети, победа, Научно-исследовательский, проект
Просмотров: 69 | Загрузок: 3 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Детские шведские стенки для дома
Опасность детских игрушек
3 простых совета - Как не ошибиться при покупке мяса оптом
Как перешить шубу

На сайте всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2018
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал