Наши акции



Кружок Капитошка (1) Развитие дитя (1) Любовь на стороне (34) Секс и дети (38)



Главная » Детские исследовательские проекты » Культурология

Научно-исследовательский проект "Кто ты и откуда? Спроси у своей фамилии"
Скачать (1.58Mb) 11.01.2016, 10:33
Автор: Булатова Анастасия, ученица 6 "а" класса МБОУ «Гимназия №6» г. Прохладный
Герцен Валерия Викторовна

Научно-исследовательский проект
"Кто ты и откуда? Спроси у своей фамилии"

 
Порядок был когда-то русский:
Спроси: «Ты чей, каких родов?»
Ответ был ясен, горд по-русски:
«Я сын Петра. Я есть Петров».
Постановка проблемы
С самого рождения, изо дня в день человек слышит свое имя, свою фамилию – немного реже, чем имя, но тоже часто. И неизбежно должен возникнуть вопрос: что означает мое имя и как мне досталась такая фамилия? Откуда она произошла? Кто был первым ее носителем и почему? Вопросов по фамилии может быть еще больше, ведь история фамилии – это история рода, это история предков, знать которую должен каждый человек, любящий свою семью, уважающий свою Родину.
Задача: заинтересовать учащихся 6х классов МБОУ «Гимназия №6» узнать происхождение своих фамилий, более подробно изучить историю своего рода на сколько это возможно.
В наш современный век стало модно интересоваться своей родословной, составлять генеалогическое древо, именно в этом заключается актуальность исследования. Потому что очень важно каждому ощутить себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории, которая будет передаваться из поколения в поколение, будет жить вечно. Данная работа освещает исторические моменты, связанные с происхождением фамилий учащихся 6х классов МБОУ «Гимназия №6». Чем-то заинтересовать сегодняшних подростков не так то просто, если, конечно, речь не идет о компьютере или о каком-нибудь новомодном гаджете. Но я считаю, начать заражать интересом к новым знания проще с изучения собственной фамилии. Ведь что для человека может быть важнее, чем он сам?
Цель работы: проанализировать знания учащихся параллели 6х классов гимназии о происхождении и значении своей фамилии.
Задачи:
  • изучить литературу по данному вопросу;
  • описать историю вопроса происхождения фамилий;
  • выявить особенности происхождения фамилий;
  • определить способы происхождения фамилий;
  • проанализировать знания учащихся 6 классов об особенностях происхождения и значения их фамилий;
  • составить сборник с легендами, историями учащихся.
Предмет исследования: изучение социального, общественного самосознания подростков, связанного с их собственными, полученными при рождении фамилиями, историй их происхождения.
Объект исследования: подростковое представление (среды гимназистов-пятиклассников) о содержании и важности фамилии учащегося и истории ее происхождения.
Гипотеза: большинство фамилий учащихся 6х классов МБОУ «Гимназия №6» образовано от имён собственных.
Данная работа строится на систематизации сведений о фамилиях. 
В ходе исследования изучены монографические работы Никонова В. А. «Имя и общество», Веселовского С. Б. «Ономастикон», представленные в списке библиографии.
Значимость данной работы заключается в возможности использовать  материал работы как дополнительный при подготовке к урокам русского языка, к олимпиадам.
Прикладная ценность - в обращении пристального внимания подрастающего поколения на происхождение и развитие своей родословной и в воспитании патриотических чувств к своей малой Родине Кабардино-Балкарии и большой - России, а также привлечение общественности к вопросам сохранения традиций народов, связанных с фамилией, семьей, родом.
Таким образом, данная работа основывается не только на исторических фактах, но и на материале современных источников, на реальных знаниях учащихся 6х классов МБОУ «Гимназия№6» г. Прохладного.
Основной исследовательский метод: метод исследования: сравнение и обобщение, анализ и синтез, социологический опрос.
Использованы следующие варианты опроса:
-анкетирование (опосредованный, письменный опрос);
-интервью (непосредственный, устный опрос);
-экспертный опрос (опрос компетентных лиц);
-беседы (групповые и индивидуальные);
-наблюдение (опосредованное).
В работе была использована необходимая литература:
-книги Э.А Капитонова и Р.Чалдини, Д.Кнерика, С. Нейберга по социологии, в которых освещаются «различные теоретические подходы к пониманию важных социально-психологических явлений, представлены технологии разработки программы социологического исследования»;
-статистические данные результатов социологического опроса по данной теме в МБОУ «Гимназия №6» г. Прохладного.
Исследования по теме проводились в МБОУ «Гимназия №6» г. Прохладного в 6 классах в течение трех месяцев и являются первым этапом работы.
 
Из истории вопроса. Этимология слова «фамилия»
Этимология- это термин языкознания, обозначающий исследование происхождения слова. Следовательно, этимология фамилий - это исследование происхождения той или иной фамилии. Фамилия (от лат. Familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка  или в более узком понимании — к одной семье. Фамилии были широко распространены еще в Древнем Риме, прежде всего в среде родовой знати. По исследованиям В. А. Никонова, фамилии возникли поздно, если мерить историческими масштабами, на севере Италии в X-XI вв., в экономически наиболее развитых областях Европы. Из Ломбардии через Пьемонт фамилия «пришла» в соседний Прованс (юго-восток Франции), в 1066 году её из Нормандии (север Франции) норманны, завоевав Англию, перенесли туда. В Европе в средние века фамилии практически не употреблялись, а стали возрождаться c ХV века в первую очередь у высших сословий. На рубеже XV-XVI вв. фамилии достигли Дании. В 1526 году король приказал всем дворянам обзавестись фамилиями. Из Дании, Германии и Швейцарии фамилии перешли к шведам. В России фамилии были введены законом в XVI веке сначала для князей и  бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали употребляться лишь после отмены крепостного права. При этом довольно часто крестьяне записывались под фамилией своих бывших владельцев.
Интересна история самого слова «фамилия». Оно по происхождению своему латинское, а в русский язык попало в составе  языков, заимствованных из Западной Европы. Но в России поначалу слово «фамилия» употреблялось в значении «семья». И только в XIX веке это слово в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, которое затем стало основным. Известно, что фамилия – это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.
Таким образом, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение, есть ли легенда, сможет ли она ответить на интересующие тебя вопросы. Фамилия – это ценный материал для исследования в разных областях знаний.
Способы образования фамилий
Для того, чтобы исследовать способы образования фамилий, необходимо привлечение ономастики и ее разделов - антропонимики и топонимики. Ономастика – (от греч. «искусство давать имена»)  - наука о происхождении имен собственных. Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища), их происхождение, закономерности и  функционирования. Антропонимика как раздел определилась в 60 – 70-е годы ХХ века.5
Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В.Д.Бондалетов, Н.А.Баскаков, С.И.Зинин, А.А.Реформатский.
Отечественная антропонимика в 1980-90-е годы XX столетия пополнилась работами И. М. Ганжиной,  М. В. Горбаневского, Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва,  Т. Н. Кондратьевой,  В. А. Никонова,  Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской,  Б. О. Унбегауна,  Н. К. ФроловаУченые-антропонимисты подчеркивают, что изучение происхождения фамилий способно дать полезные сведения и для историков, и для исследователей русского языка, так как некоторые слова исчезли из современного языка, но могли сохраниться в фамилии. Восстанавливая такие слова, мы можем восстановить и некоторые детали жизни наших предков.
Топонимика - (от греч. topos - место и onyma - имя, название) - составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.5 Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, сельскохозяйственных угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией.
Независимые логические выводы подтверждаются различными исследователями. Так, Н. М. Ганжина пишет: «Русские фамилии при своем возникновении в подавляющем большинстве случаев имели формы притяжательных (т.е. давались по предкам, реже владельцам, и отвечали на вопрос «чей»?).
Российские исследователи изучением русских фамилий занимаются совсем недавно. Среди работ, посвященных этой теме, можно назвать словарь Ю. А. Федосюка «Русские фамилии», сборник В. А. Никонова «Имя и общество», «Ономастикон»  С. Б.  Веселовского. Первые русские фамилии встречаются в дошедших до нас древнерусских документах ХV века, но существовать они могли и ранее.  В ХIХ веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но строгую наследственность и юридическую закрепленность они получили в 1930 году.
Большинство ученых сходятся во мнении: фамилии по происхождению можно разделить на следующие группы:
  1. Фамилии, образованные от форм имен.           
  2. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия – городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.)
  3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающих, кто из них чем занимался.
  4. Группа фамилий, которые получали учащиеся духовных заведений, это были либо названия приходов, либо иноязычные слова, оформленные русскими суффиксами, либо какие-то экзотические названия, либо церковные праздники.
  5. Фамилии, образованные от названия представителей животного мира.
В соответствии с вышеперечисленными группами проведено собственное исследование, предметом которого стали фамилии учащихся 6 х классов . Нашей задачей было узнать у учащихся и их родителей, знают ли они, что означают их фамилии, откуда они произошли.

 
 
 
Категория: Культурология | Добавил: Весна
Просмотров: 956 | Загрузок: 82 | | Рейтинг: 3.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Всё лучшее — детям
Спа для беременных
Обустраиваем спальное место
Витамины круглый год

На сайте всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал