Самая распространенная проблема c волосами. (18) Зимняя одежда для малышей российских производителей. (23) Памперсы (23) Какой порошок лучше для новорожденных? (13)


Главная » Детские исследовательские проекты » Культурология

Научно-исследовательский проект "Великое наследие профессора Д. И. Менделеева"
Скачать (8.13 Mb) 08.04.2019, 15:06
Автор: Сидорова Ирина, 10 лет, МБУ ДО «ГЦР и НТТДиЮ» г. Тула
Петракова Ирина Юрьевна
педагог дополнительного образования

Научно-исследовательский проект
"Великое наследие профессора Д. И. Менделеева"

Возрождение исторической памяти - яркая и значительная примета нашего времени. Возвращаются имена тех, кто своими заботами и трудами способствовал возрождению нашего Отечества. В числе величайших сынов России - профессор Дмитрий Иванович Менделеев. Имя его знакомо каждому с детских лет. Любой из нас видел портрет человека с колоритной внешностью и знает, что этот человек открыл Периодическую систему элементов, которая произвела настоящую революцию в естествознании. Это все, что известно большинству современных людей. До обидного мало!

Поэтому я решила написать исследовательскую работу «Великое наследие профессора Д. И. Менделеева».

Цель: доказать, что Д. И. Менделеев - гениальный человек науки, наследие которого актуальным и современным в ХХI веке.

Гипотеза - вклад профессора Менделеева в мировую историю не ограничивается открытием периодической таблицы химических элементов.

Задачи:

Теоретическая часть:

  • ознакомиться с биографией Д. И. Менделеева путем изучения литературных и интернет - источников;
  • составить хронологию творческой жизни ученого;
  • систематизировать и описать основные творческие достижения

Д. И. Менделеева;

Практическая часть:

  • составить опрос – анкету для школьников 3 классов и 4 классов;
  • провести опрос –анкетирование среди учеников 3 классов и 4 классов школы №1;
  • проанализировать результаты опрос – анкет и составить диаграммы;
  • сделать вывод, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Методы исследования:

  • теоретический анализ;
  • изучение литературы;
  • анкетирование;
  • статистические методы.

Основная часть.

2.1. Биографические сведения

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева (1783—1847), в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Отец Дмитрия Ивановича Иван Павлович был директором училищ Тамбовской губернии. В год рождения Дмитрия Иван Павлович ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Мать Д. И. Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников Заметив особые способности младшего сына, она сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет.

Детство Д. И. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов.

А. М. Муравьёв, П. Н. Свистунов, М. А. Фонвизин жили в Тобольской губернии. Также большое влияние на мировоззрение будущего учёного оказал его дядюшка В. Д. Корнильев, у него неоднократно и подолгу во время своего пребывания в Москве жили Менделеевы. Сохранились сведения, говорящие о том, что Д. И. Менделеев однажды видел в доме Корнильевых Н. В. Гоголя. 9 августа 1850 года Дмитрий был зачислен студентом Главного педагогического института в Петербурге на физико-математический факультет. В Педагогическом институте преподавали в то время выдающиеся русские ученые – математик Остроградский, физик Ленц, химик Воскресенский и другие. Воскресенский и профессор минералогии Куторга предложили Менделееву разработать метод анализа минералов артрита и пироксена, доставляемых из Финляндии.
В мае 1855 года Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Много времени он отдавал работе над магистрской диссертацией. Эта работа показала удивительную способность Менделеева к обобщению и его широкие познания в химии. Осенью Менделеев блестяще защитил диссертацию и в начале 1857 года стал приват-доцентом при Петербургском университете.

В конце февраля 1861 года Менделеев приехал в Петербург. Он решается написать учебник органической химии. Вышедший вскоре в свет учебник, а также перевод «Химической технологии» Вагнера принесли Менделееву большую известность. 1 января 1864 года Менделеев получил назначение на должность штатного доцента органической химии Петербургского университета и место профессора в Петербургском технологическом институте. Менделеев приступил к работе над докторской диссертацией. Его открытие стало основной гидратной теории растворов. В декабре 1865 г. он стал ординарным профессором.
В то время возникла острая необходимость создать новый учебник по неорганической химии, который бы отражал современный уровень развития химической науки. Эта идея захватила Менделеева.


Менделеев тщательно изучил описание свойств элементов и их соединений. Но в каком порядке их проводить? Никакой системы расположения элементов не существовало. Тогда ученый сделал картонные карточки. На каждую карточку он заносил названия элемента, его атомный вес, формулы соединений и основные свойства. Постепенно корзина наполнялась карточками, содержащими сведения обо всех известных к этому времени элементах. И все равно долгое время ничего не получалось. Говорят, что периодическую таблицу элементов ученый увидел во сне, оставалось ее лишь записать и обосновать. 6 марта его друг профессор химии Меншуткин сообщил об этом открытии на заседании Русского химического общества. Любопытно, что вначале русские химики не поняли, о каком великом открытии идет речь. Зато значение таблицы осознавал сам Дмитрий Иванович. С того дня, когда за простыми рядами символов химических элементов Менделеев увидел проявление закона природы, другие вопросы отошли на задний план. Взяв за основу периодический закон, Менделеев изменил атомные веса этих элементов и поставил их в один ряд со сходными по свойствам элементами.

В это же время Менделеев глубоко заинтересовался еще одним вопросом – состоянием газов при очень высоком давлении.
Повторное доказательство предсказаний Менделеева вызвало настоящий триумф. Вскоре стали поступать сообщения об избрании Менделеева почетным членом различных европейских университетов и академий.
Круг интересов Менделеева был очень широк. Классическими являются и его работы по химии растворов. Кроме того, он много занимался исследованиями нефти и вплотную подошел к открытию ее сложного состава.
Во время полного солнечного затмения 1887 года Менделеев должен был вместе с воздухоплавателем подняться на воздушном шаре. Однако перед стартом начался дождь, намокший шар не мог подняться с двумя пассажирами. Тогда Менделеев высадил летчика и полетел один. Рассказывают и то, что на досуге он делал великолепные чемоданы. Зная об обширных познаниях Менделеева во многих областях науки, видные государственные деятели нередко обращались к нему за советом и помощью. В 1892 году министр финансов Витте предложил Дмитрию Ивановичу должность ученого хранителя Палаты мер и весов, и Менделеев согласился. Несмотря на преклонный возраст, он начал активную и разностороннюю работу в этой новой области. Здесь ученый также сделал несколько открытий. В частности, он разработал точнейшие эталоны веса.
Дмитрий Иванович работал до последнего дня. Он скончался утром 20 января 1907года.
После смерти Менделеева его имя было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января, в день рождения ученого, в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева. Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.

Автобиография великого русского ученого подтверждает, что Д.И. Менделеев всю свою жизнь был великим тружеником. Его упорная деятельность привела к множеству блестящих научных открытий в области химии, физики и даже таможенного дела. Но всегда следует помнить, что триумфальный периодический закон Менделеева – это результат огромного труда, глубоких раздумий и постоянного поиска.

2.2. Вклад Д. И. Менделеева в области химии.

Главное открытие ученого – Периодический закон химических элементов – не имеет равных в истории. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала единая стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. Закон Менделеева оказал огромное влияние на развитие знаний о строении атома, о природе вещества. Написанный им учебник «Основы химии» представлял собой первое стройное изложение неорганической химии и был переиздан 13 раз. В своем дневнике Дмитрий Иванович так охарактеризовал свои основные научные достижения: «всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети и ими, увы, дорожу сильно, столько же, как детками».

Периодический закон Д. И. Менделеева.

Закон открыт и сформулирован Д. И. Менделеевым: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от атомных весов элементов. Современная формулировка периодического закона: «Свойства элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов». Созданная Д. И. Менделеевым в 1869-1871 гг. периодическая система является естественной классификацией элементов, математическим отражением периодического закона. Менделеев не только первый точно сформулировал этот закон и представил содержание его в виде таблицы, которая стала классической, но и всесторонне обосновал его, показал его огромное научное значение, как руководящего классификационного принципа и как могучего орудия для научного исследования. Физический смысл периодического закона был вскрыт лишь после выяснения того, что заряд ядра атома возрастает при переходе от одного химического элемента к соседнему (в периодической системе) на единицу элементарного заряда.

Самое же важное в открытии Периодического закона - предсказание существования еще не открытых химических элементов. В 1905 году Менделеев написал: "По-видимому, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы". Открытие Периодического закона ускорило развитие химии и открытие новых химических элементов.

2.3. Д. И. Менделеев и таможенная политика России.

Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX-начале XX в. Как указывал сам ученый, ему был поручен «разбор материалов, подготовленных для предстоящего пересмотра общего таможенного тарифа». У него возник замысел составления общего тарифа всех товаров, соответствующего состоянию и потребностям русской промышленности, что предполагало разработку принципов таможенной политики, "живо принялся за дело, овладел им и напечатал этот доклад к Рождеству"1889 г. В декабре 1889 г. докладная записка "Связь частей общего таможенного тарифа. Ввоз товаров" - первая крупная работа Менделеева по тарифному вопросу - была представлена министру финансов. В 1891-1892 гг. появился знаменитый "Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года" - главное произведение Менделеева по проблемам таможенной политики. Целью его тарифа было развитие и защита тех видов отечественных производств, которые доставят народу прочный заработок, а стране - необходимые товары.

2.4. Участие великого химика в развитии промышленности и сельского хозяйства в России.

Он начинает борьбу за освобождение страны от экономических оков.
Д. Менделеев предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха и организовал его производство. Д.И. Менделеев активно участвовал в индустриальном развитии России. Особое внимание уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности, был инициатором строительства нефтепроводов. В сельском хозяйстве пропагандировал использование минеральных удобрений и орошения. Автор книги

«К познанию России» (1906 г.), в которой подведены итоги размышлений о развитии производительных сил страны.
Проблему разработки многочисленных угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием отечественной металлургии и в первую очередь её развитием производства чугуна, железа, стали и меди, обращая особое внимание на использование бедных руд. Он отмечал также необходимость раз работки богатых месторождений хромовых и марганцовых руд на Урале и Кавказе.
Глубоко исследовал Менделеев и пути развития промышленности Урала, переживавшей тогда серьезный кризис. Уральские металлургические заводы, создававшиеся трудом крепостных и работавшие на древесном угле, в новых условиях оказались нерентабельными и свертывали производство. Внутри каждого из этих территориальных комплексов Менделеев наметил как бы микрокомплексы на основе кооперирования и комбинирования предприятий таким образом, чтобы отходы одного производства служили сырьем для другого. В идеале общественное производство должно было бы приближаться к кругообороту веществ в природе, у которой, как известно, не бывает отходов. Там, где добываются и перерабатываются нефть и уголь, выплавляется металл и пр., из отходов надо извлекать соду, соль, серу, деготь и другие ценные продукты. Это не только повысит рентабельность производства, но и позволит решить уже тогда встававшие перед человечеством экологические проблем.

Рассматривая сельское хозяйство как отрасль единого народнохозяйственного комплекса, ученый указывал на необходимость оказания ему помощи через промышленное покровительство.

Более пятидесяти лет, с присущей ему основательностью, Менделеев изучал проблемы земледелия. В книге "Заветные мысли" (1904) ученый сообщал о том, что еще в начале 60-х годов его "глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала".

Как химика его, прежде всего, интересовало воздействие минеральных и органических удобрений. Он организовал четыре опытные станции, на которые Вольное Экономическое общество выделило необходимые средства, и на них провел изучение влияния удобрений.

Д. И. Менделеев, стремясь создать на своей земле передовое опытное хозяйство, которое бы явилось образцом для всех русских земледельцев, вводит многопольную систему севооборотов, используя естественные и искусственные туки, машины, и организовывает "правильное скотоводство".
Менделеев является одним из основоположников семенной агрохимии, провозвестником идеи химизации сельского хозяйства. Его первые работы в это области тесно связаны с деятельностью Вольного экономического общества. До сих представляют интерес высказывания Менделеев по вопросам батей почвы, травосеяния, лесонасаждения, и главным образом, по вопросам применения этих удобрений, химизации и переработки сельскохозяйственного сырья и многим другим.

2.5. Участие ученого в развитии аэродинамики и гидродинамики.

Д.И. Менделеев стоит у истоков русской аэродинамической и гидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов, являющихся прообразом летательных аппаратов наступающего века (Конструкторского бюро им. П.О. Сухого), к успехам, которыми продолжает гордиться наша страна вопреки почти десятилетним попыткам полностью разрушить ее передовую оборонную промышленность.

Им был представлен Русскому техническому обществу проект дирижабля, созданный К. Э. Циолковским. В 1878 году Менделеев публикует работу "О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании", в которой "не только дается систематическое и критическое изложение существовавших к тому времени взглядов на сопротивление среды, но и приводятся оригинальные идеи Менделеева в этом направлении, в частности, указывается на важное значение вязкости жидкости при определении сопротивления трения хорошо обтекаемого тела".

"Н.Е. Жуковский в докладе, сделанном 23 декабря 1907 г. на Первом Менделеевском съезде, высоко оценил эту книгу, назвав ее "капитальной монографией по сопротивлению жидкостей, которая и теперь может служить основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением, воздухоплаванием, баллистикой".
В 1876 году, исследуя упругость газов, Д.И. Менделеев изготовил чувствительный барометр, который он положил в основу высотометра, несколько образцов, которого было изготовлено и испытано офицерами генерального штаба, а вскоре было налажено их производство.

  • Менделеев и сам принимает участие в освоении "воздушного океана"- в 1887 году во время полного солнечного затмения поднимается на воздушном шаре "Русский" на большую высоту и так оценивает его материальную часть: "достойна больших похвал; видно, что сооружали дело знатоки..." Но это был не первый подъем Менделеева на воздушном шаре - первый имел место в 1872 году на парижской выставке (но тогда аэростат был привязным).
    2.6. Д. И. Менделеев и метрология.

Государственная служба мер и весов в России начала свое существование с 1 января 1845 г. Именно с этого времени вступало в действие "Положение о мерах и весах. С 1892 года Д.И. Менделеев возглавляет Депо образцовых мер и весов (впоследствии - Главную палату мер и весов), став основоположником отечественной научной метрологии, без которой невозможна любая научная работа, т.к. она должна давать уверенность в правильности полученных ученым количественных результатов, без которых невозможно сделать и крупные научные обобщения. Но начинать эту работу надо было с создания русской системы эталонов. Осуществление этого проекта заняло у Д.И. Менделеева целых семь лет жизни.
В 1895 году точность взвешивания в Палате достигла рекордной величины - тысячных долей миллиграмма при весе в один килограмм. Это значило, что при взвешивании одного миллиона рублей (золотых монет) погрешность составила бы одну десятую копейки.

Такая точность явилась результатом экспериментальных исследований Д.И. Менделеева, описанных в работе "О колебании весов", это привело к убеждению, что измерить или взвесить какой-нибудь предмет невозможно без привлечения чуть ли не всех отраслей физики и математики.

  • Под руководством Д. И. Менделеева было разработано новое "Положение о мерах и весах", введенное в действие с 1899 г. Москве была открыта Палатка мер и весов, производившая поверку средств измерений для торговли, промышленности и железнодорожного транспорта. На базе указанной Палатки сформировалась целая система научно-исследовательских и научно-практических учреждений, находящихся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии “Госстандарт России”.
2.7. Другие достижения Д. И. Менделеева.

Сконструировал (1859 г.) пикнометр - прибор для определения плотности жидкости. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. Огромное внимание уделял Д.И. Менделеев вопросам освоения Северного Ледовитого океана, судоходству по нему, проблемам улучшения судоходства по внутренним водохранилищам России, этими же проблемами занимался и его сын.

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
- Кто этот почтенный господин?

- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев.

Т.о., анализ многочисленных логических связей позволил выделить 7 основных направлений деятельности учёного:

  1. Периодический закон, педагогика, просвещение.
  2. Органическая химия, учение о предельных формах соединений.
  3. Растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленности.
  4. Физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера.
  5. Эталоны, вопросы метрологии.
  6. Химия твёрдого тела, технология твёрдого топлива и стекла.
  7. Биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство.

Умер Д. И. Менделеев 20 января (2 февраля) 1907 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Оставил более 1500 трудов, среди которых классические «Основы химии» (ч. 1—2, 1869—1871, 13 изд., 1947) — первое стройное изложение неорганической химии.

Именем Менделеева назван 101-й химический элемент — менделевий.

Т. о., при выполнении теоретической части работы все поставленные задачи были выполнены.

3. Практическая часть.

Вместе с руководителем работы, в соответствии с поставленными задачами мы составили опрос –анкету «ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О Д.И.МЕНДЕЛЕЕВЕ» (Приложение 3).

В ней приняли участие ученики 3-4 (10 чел.) и 5 классов (10 чел.).

Полученные результаты были обработаны.

Результаты исследования опрос-анкет для учеников 3-4 классов.

В опросе приняли участие 10 учеников 3-4 классов.

На первый вопрос 5 человек дали правильный полный ответ, 2-ответили неполно - ответ А, 3 человека затруднились ответить.

На второй вопрос 7 учеников ответили правильно. 3 человека не дали ответ.

На третий вопрос 2 респондента ответили правильно, 8 - не ответили.

На четвертый - 10 чел. дали правильный ответ (Приложение 4)

Результаты исследования опрос-анкет для учеников 5 классов.

На первый вопрос 8 человек дали правильный полный ответ, 2-ответили неполно - ответ А.

На второй вопрос 10 учеников ответили правильно.

На третий вопрос 8 респондента ответили правильно, 2 - не ответили.

На четвертый - 10 чел. дали правильный полный ответ (Приложение 5)

При сравнении результатов анкетирования учеников 3-4 и 5 классов было выявлено, что ученики 5 классов имеют значительно более высокий уровень знаний о жизни и деятельности профессора Менделеева.

Т. о. в результате практической работы отмечено, что ученики начальной и средней школы знают о достижениях великого человека науки Д. И. Менделееве, его вкладе в мировую науку, которая до сих пор в ХХI веке находит им практическое применение.

 

 
 
 
 


Категория: Культурология | Добавил: Весна
проект, Научно-исследовательский, менделеев
Просмотров: 124 | Загрузок: 18 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


О пользе велосипеда
Дети и динозавры
Использование интерактивных столов в детском саду для обучения детей
Флористами не рождаются: обзор мировых школ цветочного дизайна

На сайте всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2019
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-афертой.


Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал