Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 16
Гостей: 15
Пользователей: 1
Golubovskaya


Главная » Детские исследовательские проекты » Культурология

Научно-исследовательский проект "Влияние театрального искусства на эмоциональное состояние"

Скачать (403.4 Kb) 10.08.2019, 21:43
Автор: Камаева Ксения, 3 "А" класс, МБОУ школа "Кадет" №95 г. Самара
Князева Наталья Александровна

Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто в детстве не любил бывать в кукольном театре, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых руках кукловода и превращались в волшебные живые существа…. Повзрослев, многие, выбирая между театром и кино, зачастую предпочитают последнее.
Сейчас мы имеем дело с поколением, воспитанным в условиях дефицита общения с «живым» искусством. Просиживая перед телевизором и компьютером, многие ребята попадают в театр уже после десяти лет. Такая поздняя, зачастую случайная встреча, рождает вопросы «зачем?» и «для чего?»: зачем в театре делают перерыв; для чего продают программки; для чего, когда начинают спектакль, гаснет свет и закрывают двери?

Нередко приходится слышать вопросы: для чего нам нужен театр, и почему именно через театральную деятельность мы развиваемся и раскрываемся?

Я занимаюсь в детской театральной студии «Страна чудес». 

Это комплекс обучающих дисциплин и мероприятий, направленных на развитие, раскрепощение и обучение взаимодействию в социуме детей младшего и среднего школьных возрастов. С семилетнего возраста я увлекаюсь театральным искусством.

Театральное искусство имеет важное воспитательное и психотерапевтическое значение. Арт-терапия, в основе которой лежат идеи Фрейда и Юнга, - это не столько лечение, сколько развитие у человека свойственной ей креативности, гармонизация и развитие личности, которая помогает при решении проблем. В арт-терапии существует целое направление - театротерапия (более распространенное название драматерапия).

Театральное искусство можно назвать мастерской души человека. Однако в современное время все меньше людей посещают театры. Поэтому развитие театрального искусства, приобщение к нему подрастающего поколения и взрослых – это актуальная проблема, так как театральное искусство обладает мощным психотерапевтическим эффектом.

Мне захотелось повлиять на эту ситуацию, частично изменить её, именно поэтому я выбрала данную тему исследования.

Объект исследования: участники театрального коллектива «Страна чудес» и обучающиеся 3 класса МБОУ школа «Кадет» №95

Предмет исследования: психотерапевтические возможности театрального искусства.

Цель: рассмотреть драматерапию как оригинальное направление в арт-терапии, доказать положительное влияние театрального искусства на эмоциональное состояние детей и взрослых.

Гипотеза: театральное искусство, драматерапию можно использовать с целью решения личностных психологических проблем, а также как средство психотерапевтического воздействия.

  • поставленной цели стало возможным при выполнении следующих задач: изучить литературу по драматерапии, охарактеризовать понятие драматерапия, выявить основные особенности использования театрального искусства как средства психотерапевтического воздействия, исследовать положительно влияние театрального искусства на эмоциональное состояние детей и взрослых, разрешение психологических проблем, привлечь внимание общественности к проблеме развития театрального искусства в нашем городе.

Трудно сказать, сколько взрослых и детей, живущих в Самаре, ни разу не побывали в театре. Однако в ходе анкетирования учащихся нашей школы мы обнаружили, что каждый пятый ребенок ни разу не был в театре (не считая театральных постановок в школе), из-за занятости родителей и не очень доступных по цене билетов, каждая третья семья посещает театр в среднем один раз в год. Однако ребята этой группы хотели бы узнать о театре как можно больше и посетить его.
 

Основная часть

1. Что такое театр.

Рассказ о театре хочется начать со слов А.И. Герцена: "Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов".

Театр - один из самых ранних видов искусства. История развития человеческого общества не знает периода, в котором бы не существовало театра. Понятие "театр" впервые появилось в Древней Греции: от слова "теаомай" (смотрю) произошло слово - места для зрелища (зрелищем - изначально назывались зрительские места, а затем название распространилось на театральное действо как таковое).

Театр - род искусства, в котором главным средством самовыражения является сценическое действие перед публикой.

Теа́тр (с греч. означает— основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

 

2. Понятие драматерапия.

  • – это одно из возникших недавно направлений арт-терапии, которое включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Хотя драматерапия – это направление арт-терапии, однако чаще всего под арт-терапией понимается использование искусств визуального ряда (рисунок, живопись, лепка, пластика, грим, боди-арт).

В настоящее время драматерапия интенсивно развивается. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) не востребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей, потеря мощной игровой культуры как таковой.

Одним из основоположников драматерапии можно считать Якоба Леви Морено, создавшего в 1930-1940 годах «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке. Метод драматерапии непрост, требует специальной подготовки ведущего и включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое.

В драматерапии используется такой широко распространенный прием, как драматизация, то есть разыгрывание какого-либо сюжета. Техника драматизации применяется в психодраме (это основной, базовый прием). Драматизация как технический прием (метод) широко используется в тренингах. Данное направление в арт-терапии иногда называют театротерапией. Это название более правильное (так как искусство театра, а не драматургия в данном случае является основой), но менее употребляемое.

В настоящее время существует много видов драматерапии (драматизация, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр, комедия дель арте и т.п.). Драматизация является методом работы с группой. При использовании драматерапии происходит (помимо развития креативности, как во всей арт-терапии) расширение сознания и диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных методов взаимодействия с миром и другими и т.п.

Драматерапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для подростков, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения проблем и в целях устранения.

Все компоненты театрального искусства – голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки, – являются неотъемлемыми составляющими драматерапии.

Основными техниками драматерапии являются: сценическая пластика (пантомима, пластические этюды, работа с оружием, сценический танец и т.п); работа с голосом («озвучка»); беспредметные этюды; предметные этюды с символическими предметами (веревка, цепь, меч, и т.п.); театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец); драматизация сказки, мифа, легенды; драматизация снов, фантазий, страхов; театр абсурдов; комедия дель арте; работа с большими куклами; карнавал.

В основе понимания драматерапии лежит способность человека не только воспринимать, но и создавать то, что в действительности не существует, – через придуманную драму. Это самый главный принцип эффективности драматерапии, независимо от того, применяется она в целях предупреждения болезни или же в ходе лечения. К психологическим задачам, которые могут быть решены с помощью драматерапии, можно отнести следующие: осознание своих телесных и поведенческих стереотипов; развитие спонтанности и импровизационности; развитие способности и совершенствование способности к режиссуре собственной жизни; возможность переиграть жизненные сценарии и стереотипы; развитие пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной); возможность стать иным и другие.

Из опыта работы театра «Страны чудес»

В театральной студии «Страна чудес» я занимаюсь третий год. Мне стало интересно мнение режиссера этого театра Елены Юрьевны о психотерапевтических возможностях театра, драматерапии. Оказалось, что в работе театра он использует драматерапию.

В самом начале занятий режиссер использует специальные игры, тренинги общения для того, чтобы пробудить у студии интерес друг к другу, создать благоприятные условия для общения.

В последствии для проведения успешной репетиции режиссер использует игры в качестве положительного стимула: хорошо отрепетировали - поиграли. Каждому подростку режиссер подбирает индивидуальную роль.

Театр с его игровой стихией, с возможностью объединять в команду и совместно добиваться результата, с особой атмосферой, способствующей самовыражению. Этот театр пришел на помощь многим подросткам, стал для них спасением. Здесь они могут реализоваться. По мнению Елены Юрьевны, режиссера театра «Страна чудес», составляющими театральной арт-терапии являются: музыка, которая волнует и будоражит; костюмы и декорации, в которых проживаешь какую-то еще одну, совершенно другую жизнь; зритель, который смотрит на актеров с восхищением и аплодирует им в благодарность. Получая это, ощущаешь себя нужным в жизни.

В нашем театре занимаются и дети, и взрослые. Всего 4 группы более 50 человек в возрасте от 6 до 40 лет. Сейчас мы работаем над спектаклем «Королевство нужных слов», в нём заняты 10 человек от 6 до 40 лет. Он рассказывает о дружбе, том как любить свой дом и ухаживать за ним, и о встрече с главным волшебником. Спектакль не может оставить равнодушным ни детей, ни взрослых, он оказывает положительное влияния на личностное развитие и эмоциональное состояние подростков.

3. Мои исследования (на примере театрального коллектива «Страна чудес»)

Результаты анкетирования участников театрального коллектива «Страна чудес»

Для того, чтобы доказать положительное влияние театра на эмоциональное состояние детей и взрослых, я провела анкетирование участников коллектива театра «Страна чудес». Всего в анкетировании участвовали 10 человек.

1. Исследование №1

На вопрос

1. «Влияют ли занятия в театральной студии на ваше эмоциональное и физическое самочувствие?»

20% опрошенных участников театральных коллективов города ответили: «Да», влияние положительное.

10% считают, что театральное искусство на эмоциональное состояние не влияет.

Следующий вопрос:

2. «Что больше всего привлекает вас в театральной деятельности?»

«Что больше всего привлекает вас в театральной деятельности?»

(Сумма не составляет 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько вариантов ответов.)

Таким образом, большая часть опрошенных отметила, что театральное искусство дает возможность реализовать себя, выразить через театральную игру свои чувства и эмоции. Если человек имеет возможность для самовыражения, то это обеспечивает душевный комфорт, эмоциональное благополучие.

2. Исследование №2

На вопрос «Какие чувства вы испытываете, участвуя в театральных постановках?»

Были получены следующие ответы:

положительные эмоции - 90%;

волнение - 65%; интерес - 55%;

радость - 75%;

трепет - 0;

восторг - 15%;

удовлетворение - 85%;

стеснение - 5%;

эйфорию - 5%;

уверенность в себе - 57%;

всплеск эмоций - 43%,

негативно –0%.

Таким образом, большая часть опрошенных отметила, что они испытывают положительные чувства и эмоции. В этом важность и ценность искусства вообще и театрального в том числе. Именно искусство дарит нам те положительные эмоции, которые мы не всегда можем испытывать в нашей обычной жизни.

3. Исследование №3

  • вопрос «Планируете ли вы продолжить занятия театральным искусством?» 80% опрошенных ответили положительно.

Участники анкетирования указали, что занятия театральным искусством – это их мечта, серьезное увлечение, которое доставляет радость и удовлетворение.

Конечно, в данном анкетировании приняли участия взрослые и дети, которые сами являются участниками творческого театрального коллектива.

Но и другие люди, не являющиеся участниками театрального коллективов, также считают, что театральное искусство необходимо. Опрос жителей города, школьников, педагогов (всего 15 человек) показал, что 65% детей, 95% педагогов, 100% горожан считают, что театральное искусство нужно в нашем городе.

4. Методика исследования: «Цветопись» А. Н. Лутошкина

Результаты практического исследования «Изучение влияния театрального искусства, драматерапии на эмоциональное состояние, настроение подростков и взрослых»

Цель исследования: выявить положительное влияние театрального искусства, методов драматерапии на эмоциональное состояние и настроение подростков и взрослых.

Методика исследования: «Цветопись» А. Н. Лутошкина.

Объект исследования: учащиеся 3 класса МБОУ школа «Кадет» №95 (10 человек), участники театрального коллектива «Страна чудес» (5 человек).

Учащимся и взрослым предлагалось перед началом занятия пройти цветовой тест А. Н. Лутошкина.

Цель теста: исследование эмоционального самочувствия детей и взрослых.

Участников эксперимента попросили подобрать цвет, который соответствует их настроению в данный момент.

Я записала оттенки настроения, которые обозначили цветом:

красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - теплое, зеленый - спокойное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - грозовое, ужасное.

Выбрать цвет настроения предлагалось до начала занятия и после. Чтобы определить настроение группы мы подсчитали, сколько в группе красных, оранжевых, желтых и т. д. треугольников. Потом сумму красных настроений умножаем на 3, оранжевых - на 2, желтых - на 1, зеленых - на 0, синих - на 1, фиолетовых - на 2, черных - на 3. Складываем все значения, полученная сумма – показатель настроения группы. Получившимися результатами составили диаграмму.

На занятиях участникам эксперимента предлагались практические игры, упражнения с элементами драматерапии.

После окончания занятия ребята и взрослые вновь проходили цветовой тест. Составлялся дневник настроения каждого участника (Приложение 3). Всего было проведено по 4 занятия с обучающимися 5 и 6 с участниками театра «Страна чудес».

Исследование настроения участников эксперимента до и после занятий позволило определить изменение настроения каждого участника занятий и группы в целом, выявить положительное влияние театрального искусства и элементов дараматерапии на эмоциональное состояние подростков и взрослых.

На основании полученных данных высчитывался общий балл настроения группы в целом, был составлен график.

Таким образом, отмечено повышение общего балла настроения группы подростков после занятий № 2, 3, 4. После занятия №1 общий показатель настроения группы снизился. Причиной тому могли стать использованные на занятии №1 упражнения на напряжение и расслабление тела из практики театральных занятий. В конце данного занятия 60% участников сказали, что их настроение «зеленое», уравновешенное.

Индивидуальный анализ изменения настроения подростков показывает, что происходило как повышение настроения, так и понижение. Если происходило понижение настроения, то чаще всего возникало «зеленое» спокойное, уравновешенное настроение. Если же у участников эксперимента было «черное», «фиолетовое», «синее» настроение, то к концу занятия оно в 6 случаев из 7 улучшалось. На всех занятиях с подростками использовались игры и упражнения с элементами драматерапии. 

Динамика изменения настроения участников театра «Страна чудес» после проведения театральных занятий также положительная. Причем у взрослых отмечено большее расхождение общих баллов настроения группы до и после занятий в положительную сторону. Участники театра «Страна чудес» приходят на репетицию, как правило, после работы: уставшие, иногда раздраженные. Например, на первом занятии у 38% участников эксперимента было настроение «со знаком минус», т.е. тревожное, ужасное, грустное. А после репетиции у всех было положительное настроение, расхождение между значением настроения до занятия и после составило 21 балл.

Оценка настроения детьми и взрослыми показывает, что «отрицательное» настроение чаще всего имеет место быть у взрослых. Они более обременены житейскими проблемами, трудными ситуациями. А занятия театральным искусством способствуют самовыражению, дают возможность выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. А еще есть возможность пообщаться, переключить свое внимание на другие объекты.

Таким образом, практическое исследование влияние театрального искусства и драматерапии на эмоциональное состояние и настроение участников эксперимента показало, что это влияние положительное. «Цветопись» настроения подростков и взрослых позволила выявить, что после театральных репетиций и занятий с элементами драматерапии повышается общий балл настроения группы.

Использование драматерапии, театрального искусства в работе с детьми и взрослыми дает возможность раскрыть неисчерпаемый творческий потенциал, заложенный в каждом человеке, и использовать этот потенциал в целях достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

Театральное искусство обладает мощными психотерапевтическими возможностями. Оно способствует самовыражению, саморазвитию, разрешению трудных жизненных ситуаций, личностному росту.

Заключение

Результаты проведенного анкетирования и практического исследования, а также опыт театра «Страна чудес» показывают, что драматерапию как одно из направлений арт-терапии можно использовать для решения личностных психологических проблем подростков и взрослых.

Таким образом, удалось подтвердить выдвинутую гипотезу: действительно, театральное искусство можно рассматривать как средство психотерапевтического воздействия, оказывающее положительное влияние на эмоциональное состояние человека.

Следует отметить, что жители города понимают важность и необходимость такого вида искусства, как театр. Это подтверждается результатами проведенного опроса.

Однако в нашем городе возможности для посещения театральных постановок ограничены. Поэтому так важно, чтобы театральные коллективы существовали на базе школ города, учреждений дополнительного образования, чтобы дети имели возможность стать участниками театральных студий, попробовать реализовать себя через театральное искусство. Тем более, что 90% тех людей, которые занимаются в театральных студиях, отмечают положительное влияние этого вида искусства на эмоциональное и душевное состояние.

Сама я стараюсь пропагандировать среди своих сверстников театральное искусство. С этой целью я создала на базе МБОУ школа «Кадет» №95 группу единомышленников. В него входят ученики 3А класса. Мы готовим театральные выступления для различных классных, школьных мероприятий, родительских собраний.

Положительное влияние театра я ощущаю, прежде всего, на себе. Данной работой я хочу привлечь внимание людей к театральному искусству и способствовать его дальнейшему развитию, как в школе, так и городе.
 

 


Категория: Культурология | Добавил: Весна
скачать, проект, театр, Научно-исследовательский
Просмотров: 3791 | Загрузок: 377 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.