Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Elenasedykh


Главная » Дошкольное образование » Чтение и письмо

Статья "Добуквенный период обучения грамоте дошкольников"

15.03.2015, 11:50
Кудряшова Елена Варисовна
воспитатель МБДОУ №160 г. Кемерово
Статья по теме
«Добуквенный период обучения грамоте дошкольников»
(для детей 5-6 лет)

Автор:
Кудряшова Елена Варисовна
Воспитатель МБДОУ № 160
«Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово

«Ключ к проблеме развивающего обучения – это содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности содержания …» Д.Б. Эльконин
Теоретический тезис о связи умственного развития с содержанием учебных предметов, чтобы оно привело к формированию полноценных понятий. А для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений детей.
Известно, что в основе русской письменности лежит позиционный принцип, суть, которого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение – или функцию – только в сочетании с другими языковыми единицами, т.е. в зависимости от своего языкового окружения, от своей позиции в слове, предложении, тексте. Эта закономерность проявляется на всех языковых уровнях.
Прежде чем знакомить детей с буквами, их нужно научиться различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Звуки – материя языка. И переориентация со звука на букву приводит не просто к ошибкам – она делает невозможным сам фонемный анализ. Вне звуковой оболочки нет языка, а буквы искусственная «одежда» слова, изобретение человека. Прочитывая слово, мы воспроизводим его звучание и только через него идем к пониманию значения слова.
Фонемный анализ, т.е. умение понимать звуковую последовательность из слова, становится способом действий, если с самого начала своего формирования он складывается целенаправленно и осознанно: осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.
Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее
Контролируется в полном слове.
«Лиса»
[л’л’и-са]
[л’ии- са]
[л’и-сса]
[л’и-саа]
Между звучанием и его лексическим значение в языке существует закономерная связь, всякое нарушение одного из элементов этой взаимосвязанности ведет к искажению «звукового портрета».
Представление о звуках, как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами влияет на методику обучения фонетике, тем самым мы усложняем и без того нелегкий путь усвоения способов фонемного анализа.
У детей 5-6 лет наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения. У них формируется осознание своих произносительных умений, не вызывает трудности, а, наоборот, делает процесс работы с моделями слов развивающим, интересным. Главное – делать это, играя.
Начать работу по звуковому анализу слов, прежде всего с понятия «Звук».
Вы можете предложить детям отправиться на автобусе в лес.
Что вы видите за окнами? (деревья, цветы, животных, птиц, и т.п.)
Вот мы приехали на лесную поляну, давайте поиграем (игра «У медведя во бору»).
А теперь давайте отдохнем. Закройте глазки и послушайте, … Что вы слышите? Какие голоса? (голоса птиц, животных).
Все эти птицы, животные, насекомые и даже растения издают звуки.
Какой звук издает медведь? ([р-р-р]), а волк ([у-у-у]), падающий листочек? ([ш-ш-ш]) и т.д.
Правильно, звуки мы слышим и произносим. Но мы с вами произносим не просто звуки, а слова, например, «мама», «солнце», «лето». И в словах живет не один звук, а несколько.

Структура слова.
А сейчас мы с вами побываем на необыкновенной стройке. Посмотрим, как звуки занимаются своим главным делом – строительством слов.
Посмотрите, что изображено у меня на картинке (луна)
Давайте поможем нашим строителям
[лллу-на] - Как зовут первый звук? ([л])
Спойте его песенку ([лллл])
А я буду рисовать комнату для этого звука –
[лууу - на] – как зовут второй звук ([у]), спойте эту песенку, вот вторая комната для звука -
[лу-ннна], какой третий звук ([н]) -
[лу-нааа], какой четвертый звук ([а]) -
Какое слово у нас получилось? (луна).

Гласные звуки.
Дети сегодня мы отправимся в гости к звукам, они приготовили для нас угощение. Звуки хотели испечь нам торт. Нашли первый звук (т) и поставили ее в печку, собрали третий и четвертый звук, а второго так и не нашли. Посмотрим, что у нас получилось -
т р т
Огорчились звуки, но решили сделать сладкий крем. Но и крем не получился: опять не хватило одного звука
к р м
Даже простая каша не получилась. Совсем расстроились звуки: угощения нет – придется отменять праздник. Куда же пропали необходимые звуки? А оказывается есть такие волшебные злые звукоморы. Они заколдовывают звуки. Подменяют их. А иногда и съедают. Один из этих звукоморов по имени АМ пробрался и съел некоторые звуки. Давайте посмотрим, что же это за звуки. Какого звука не хватило для слова торт (звука [о]).
Какой звук пропущен в слове крем? (звук [э]).
А каких звуков не хватает в слове каша ([а]).
Давайте споем эти звуки [ооо], [ааа], [эээ]. Можно положить палец в рот и пропеть. Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются гласные звуки. Их то и любит Ам, сразу разевает на них рот.
Как же помочь звукам … Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета. Если громко пропеть гласный звук и поднять красную карточку, Ам испугается и убежит.
Давайте прогоним Ама и вернем звуки на свои места.

Т о р т к р е м к а ш а

Согласные звуки.
Дети, мы с вами победили не всех звукоморов. Есть такой злой звукомор, которого зовут Палецвротнеклади. Он любит, есть звуки, которые нельзя произносить с открытым ртом. Такие звуки мы называет согласные. Согласные звуки образуются с помощью голоса и шума, не тянутся и не поются. Покажите, что вы можете защищать согласный звук. Как только я назову согласный, поднимите желтую карточку.

Мягкие и твердые согласные.
Сегодня к нам в гости пришли два брата Том и Тим (две одинаковые куклы, у одного, одежда зеленого цвета, у другого – синего). Они просили, чтобы мы помогли изобразить их имена.
[тттом] – Какой первый звук? (согласный [т])
[тооом] – Какой второй звук? (гласный [о])
[томмм] – Какой третий звук? (согласный [м])
Посмотрите, что у нас получилось -
[т’т’т’им] – Какой первый звук? (согласный [т’])
[т'ииим] – Какой второй звук? (гласный [и])
[тиммм] – Какой третий звук? (согласный [м])
Вот мы изобразили слово Тим -
Дети, оба имени получились у нас одинаковыми, как же нам их различить?
Давайте произнесем первый звук в слове Том ([т]) и в слове Тим ([т’]). Одинаковый ли звук в этих именах? Как вам кажется, какой звук мягче?
Сам Тим такой же мягкий и любит все, что начинается с мягкого согласного: ест тефтели, мед, рисует кистью и ему нравится зеленый цвет. Поэтому мягкий согласный мы может обозначать зеленым цветом. А Том, наоборот, очень твердый и всегда любит то, что начинается с твердого согласного звука: любит томатный сок, носит пальто и любит пускать пузыри. А нравится ему – синий цвет. Поэтому твердые согласные мы можем обозначать синим цветом.
Посмотрите, теперь мы сможем различить братьев.

Т о м Т и м
Для звукового анализа дошкольников лучше использовать слова, состоящие из фонем в сильных и слабых позициях (конец слова, перед парными звонкими и глухими согласными) практически совпадающих со своими акустическими характеристиками с сильными позициями тех же фонем: са̠ды, но̠с, пи̠ла (звуки и буквы в них совпадают).

Когда дети в основном научатся ориентироваться на звучащее слово. Можно брать слова с ударением на втором слоге, например, «каша» ([каша]). Определять ударный слог, либо позвать – «ка́ша!», либо спросить – «ка́ша?».

Звуковой анализ слова осуществляется в следующей последовательности:
(Воспитатель не называет детям - «звуковой анализ», мы слово «изображаем»).

воспитатель ребенок
Протягиваю (выделяю голосом) первый звук в полном слове [л’л’л’иса]
Какой первый звук


[л’] он согласный, мягкий
Обозначь выделенный звук Обозначаю зеленым цветом

[л’иииса], назови звук [и], он гласный
Изобрази этот звук в слове Обозначаю красным цветом

[л’иссса], какой следующий звук [с ], он согласный, твердый
Обозначь звук [с] Обозначаю, синим цветом

[л’исааа], какой последний звук [а], гласный

Обозначь выделенный звук Обозначаю красным цветом

Найди ударный слог [л’иса́а́а́]
Проверь, получилось ли слово, раздели его на слоги
[л’л’л’иииссса́а́а́]

Итак, один из центральных принципов добуквенного периода – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающих лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как о значащей форме. Знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный: чисто звуковой период обучения «от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строения звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Список используемых источников:

1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
2. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина. Методическое пособие к Букварю.
Авторы: Елена Бугременко, Полина Жедек, Галина Цукерман Издательство: Просвещение ISBN 5-09-01-797-1; 2003 г.
3. Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Москва 2001 г.


Категория: Чтение и письмо | Добавил: Elenakudriashova
Просмотров: 3286 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 20.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.