Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

Игротерапия "Игра - коррегирующее средство, развивающее сферу практической деятельности у детей с нарушением интеллекта"

Скачать (39.5 Kb) 27.11.2012, 22:49
Камартдинова Ольга Александровна
воспитатель МБДОУ №1 "Огонек"
Игротерапия
ИГРА – КОРРЕГИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО, РАЗВИВАЮЩЕЕ СФЕРУ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.


Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключаются в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В ходе игры ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т.е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе. Игра дает средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания; реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Ж.Пиаже отмечал: «Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной». В 1913 году З.Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Игротерапия - метод лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих эмоциональными нарушениями. В основе различных методик лежит признание игры важным фактором развития личности.

Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающих его предметах и явлениях. Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности н т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей с низким образовательным цензом, где, как правило, никакого развития не получают. Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость. Необходимо учитывать и экологические условия такие как резко континентальный климат, недостаточную инсоляцию, дефицит витаминов, которые непосредственно сказываются на состоянии здоровья детей, как соматического, так и психического. Зимне - весенний период, как правило, сопровождается сниженным фоном настроения, ослаблением памяти, снижением внимания. Как же помочь ребенку с нарушением интеллекта успешно адаптироваться к школе и активно включиться в учебно-воспитательный процесс? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия), развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснить, помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Это обучение игре осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей
Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи.
1. Развитие познавательной сферы ребенка.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Формирование коммуникативных навыков.
4. Формирование навыков культурного поведения.
5. Обогащение представление об окружающем мире,
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Для реализации поставленных задач в я использую игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.
Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика,
дополняющая игру голоса. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.
Содержание занятий по игротерапии тесно связано с содержанием уроков ручного труда, изобразительной деятельности, музыкально-ритмических занятий и занятий физической культурой. Это необходимо для осуществления системного, комплексного воздействия на ребенка в процессе его развития.


Категория: Педагогу-психологу | Добавил: sireniolga@mailru
Просмотров: 5048 | Загрузок: 784 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 1
1 Татьяна (avtoritet)   (03.05.2015 23:43) [Материал]
Ольга Александровна, если бы вы более подробно описали конкретный ход игры с учетом возраста и особенностей патологии в развитии детей, было бы более познавательно. А так просто текст.

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.