Наши акции



Любовь на стороне (34) Секс и дети (38) Виды эректильной дисфункции (2) Детки и планшетики (22)



Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

Консультация для педагогов «Конфликты: природа, причины, урегулирование»
Скачать (12.3Kb) 26.11.2014, 12:48
Кондратьева Анастасия Игоревна
педагог-психолог МБ ДОУ "Детский сад №251", г. Новокузнецк
Природа конфликта
Сегодняшнюю свою консультацию хотелось бы начать с вопроса о природе конфликтов: какова она?
По-моему мнению, конфликтность заложена в структуре личности отдельного человека. Изначально в каждом человеке существует внутриличностный конфликт - борьба противоположно направленных стремлений, желаний, наличие каких-либо противоречий, которые человек в течение жизни стремится преодолеть, борьба мотивов, из-за наличия которых и происходят в дальнейшем межличностные, межгрупповые конфликты и конфликты между отдельным человеком и группой людей. С развитием общества, конфликтность возрастала и принимала все более разнообразные формы, и я согласна с тем, что «неправильное развитие» общества провоцировало развитие конфликтности в нем. К тому же, развитие социальной структуры (разделение на социальные классы, разделение труда и  другое) способствовало возрастанию конфликтности. Но всё это только причины возрастания конфликтности, сама же конфликтность заложена, на мой взгляд, в отдельном конкретном человеке.
И на мой взгляд, конфликт психологичен по своей сути, т.к., во-первых, даже исходя из определения, конфликт – «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями», т.е. это вполне осознанное противоборство. Во-вторых, конфликт не разовьется, если дело не будет касаться значимых для человека вещей. Причины конфликта могут быть совершенно разнообразными, но, в основном, он происходит из-за каких-либо личностных особенностей (конфликтные, недоброжелательные, враждебные личности), недопонимания, предубеждений людей.
 
Эволюция конфликта
А.Я. Анцупов в своей статье « Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов» говорит о том, что «эволюция конфликта — его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие от простых к более сложным формам.  Макроэволюция конфликтов — изменение их характеристик, происходящее с момента возникновения психики у живых организмов и по настоящее время. Она включает эволюции конфликтов у животных и у человека и продолжается примерно 500 млн. лет. Эволюция конфликтов у человека представлена следующими 5 типами: в антропогенезе: в процессе общественно-исторического развития человека до XX столетия; в XX веке; в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов.
..по мере эволюции конфликты усложняются, но не совершенствуются. Если в качестве критерия оценки конфликтов выбрать число жертв, то, возможно, человек сегодня является самым деструктивным живым существом на планете (Хрестоматия по конфликтологии. А.Я. Анцупов: «Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов»).
Исходя из этого, можно сказать, что конфликт, пройдя многовековую эволюцию, видоизменился, но недалеко «ушел» от своего первоначального состояния. Инстинкты самосохранения и размножения до сих пор играют свою роль в возникновении конфликтных ситуаций между людьми и проявляются в них.
Рассмотрим с вами следующий вопрос: конструктивен или деструктивен конфликт по своей сути?
Конфликт в большей мере деструктивен, нежели конструктивен, т.к. это, прежде всего борьба, разногласие, столкновение, а лишь немногие способны сохранять в конфликтной ситуации полное самообладание, направлять силы на достижение общей цели и на то, чтобы прийти к общему взаимовыгодному результату.
Конструктивно разрешать конфликты - это целое искусство и овладеть им способны лишь немногие, на мой взгляд. Конструктивный конфликт способствует улучшению взаимопонимания и взаимоотношений между людьми или группами, а чтобы этого достичь, нужно обладать особыми знаниями и умениями по тактике поведения в конфликтных ситуациях и по их разрешению, быть проинформированным относительно различных сторон конфликтной ситуации, или же просто обладать особенным, данным от природы качеством, которое позволило бы человеку осуществлять в своей жизни только конструктивные конфликты.
 
Причины конфликтов
Теперь остановимся на причинах возникновения и развития конфликтов . Они подробно проанализированы в литературе различными авторами. Например, А.В.Анцупов выделяет 4 группы факторов и причин развития конфликтов:
- объективные (конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств),
- организационно-управленческие (связаны с созданием и функционированием групп, коллективов),
- социально-психологические (обусловлены непосредственным взаимодействием людей),
-  личностные (обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека).
Другой автор, И.Е.Ворожейкин, приводит схожую классификацию причинности конфликтов.
По источникам и причинам возникновения конфликты делит на: объективные и субъективные.
По непосредственным причинам возникновения – на:
- организационные (происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка);
- эмоциональные (связанные с личностным восприятием происходящего вокруг, расхождением во взглядах и т.п.);
- социально-трудовые (вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп).
Другие авторы в своих классификациях, так или иначе, сводят причины возникновения конфликтов к схожим факторам.
 
Урегулирование конфликтов
В заключение своей консультации хочу осветить проблему урегулирования конфликтов.
Урегулирование конфликта возможно, но это еще не его разрешение, но все действия по регулированию – это предпосылки разрешения. Например, К.Томас выделяет пять способов регулирования конфликта, связанных с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более сторон:
1. соревнование (конкуренция) - как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. уклонение, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
3. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
4.  компромисс;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К.Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при поведении типа конкуренции, приспособлении и компромиссе - выигрывает только один, или оба проигрывают. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше, поскольку они прилагают совместные усилия по управлению ситуацией.
Категория: Педагогу-психологу | Добавил: nast_art
Просмотров: 1446 | Загрузок: 216 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 1
1 Татьяна (avtoritet)   (03.05.2015 23:34)
Анастасия Игоревна, было бы интереснее, если материал содержал не только теоретическое обоснование, но и практические рекомендации

Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Всё лучшее — детям
Спа для беременных
Обустраиваем спальное место
Витамины круглый год

На сайте всего: 30
Гостей: 27
Пользователей: 3
Nata5154, Suvorova






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал