Наши акции



Любовь на стороне (34) Секс и дети (38) Виды эректильной дисфункции (2) Детки и планшетики (22)



Главная » Дошкольное образование » Разное

Модель будущего активного читателя в дошкольном периоде жизни детей
21.12.2014, 09:14
Орлова Ольга Викторовна
методист ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" ОПДО г. Чапаевск Самарской области
Формирование человека как неповторимой индивидуальности, разносторонне развитой личности предполагает широкое приобщение к разнообразным видам человеческой деятельности, в том числе и к чтению художественной литературы как к одной из составляющих понятий «культура» и «интеллигентность».
     Не секрет, что современная молодежь – это малочитающая и нечитающая  молодежь. Мы перестали дарить на праздники и дни рождения друг другу книги. Мы перестали дарить книги учителям. Мы не застываем в очереди за подписными томами в магазинах. Неужели книга уже не имеет той ценности, какую она имела в прошлые века?  А между тем роль книги по формированию личности человека огромна. Она несоизмерима с  эффектом воздействия кинофильма, видеоролика, театрального действия…
     Чтение – это одна из форм потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни. Читательский опыт слагает в нас образ мира и рождает способность ориентироваться в том мире, чтобы в нем действовать и его переделывать. Чтение художественного произведения формирует мировоззрение будущего человека. Говоря словами великого классика:  «Сказка - ложь, да в ней намек,  Добрым молодцам урок…».  Чему, например, учит всем известная сказка «Василиса Прекрасная»?  Перед смертью матушка отдаёт дочери куклу со своим благословением. Кукла не простая: если дать кукле поесть, то можно получить от неё помощь при неприятностях. И стала жить Василиса по заветам матушки. Через некоторое время отец вторично женится. Как водится в сказках, злая мачеха отправляет в дремучий лес падчерицу, надеясь, что людоедка баба-яга  встретит девушку и съест её. Однако живёт Василиса Прекрасная у бабы-яги и день, и два, и три.
- Что же ты не ешь меня, баба-яга? - спрашивает Василиса.
На что старая отвечает:
- Как же я тебя съем такую благословенную?
И вытолкала её вон, сказав: «Не нужно мне благословенных». 
     Надо ли говорить, что сказка прививает уважение к родительскому слову? Мысль о том, что послушание родителей спасает тебя в трудную минуту, ложится лейтмотивом на детское мировоззрение. Какие современные произведения решают эту проблему воспитания столь ненавязчиво и легко?
     В литературе сказанное СЛОВО всегда имеет продолжение. «Береги честь смолоду», -  было завещано отцом Петру Алексеевичу, герою повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чем закончились мытарства дворянского сына? Женился по любви благородный юноша. А в произведении Н.В.Гоголя отец завещает сыну «беречь копейку». И что в итоге? В конце поэмы становятся явны все злодеяния главного героя. «Мертвые души» — это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Что интересно: прошло полтора столетия с момента выхода «Мертвых душ»,  а черты Чичикова кажутся подозрительно знакомыми. Жаль, что Николая Васильевича нет сегодня, чтоб описать нынешние нравы. 
     Приобщение детей к книге, к чтению – важнейшая задача дошкольного периода. В Федеральных государственных образовательных стандартах, принятых в 2010 году, выделена образовательная область “Чтение художественной литературы”, главная цель которой формирование интереса и потребности в чтении книг.
     «Чтение художественной литературы» среди других образовательных областей  в дошкольном образовании занимает особое положение в образовательной программе: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания воспитанников о мире, о самом себе. Именно в моменты совместного прочтения художественного текста мы погружаемся в единое пространство «чувствования окружающего мира»,   и именно в эти моменты воспитывается прежде всего активный читатель. 
     Под словом «читатель» мы понимаем – личность, способную воспринимать художественное слово, сочувствовать, сопереживать, сострадать. Не всякого читателя можно назвать «активным читателем». Прежде всего, это человек, желающий найти в процессе чтения ответ на волнующий вопрос, желающий найти в нём пищу для удовлетворения потребностей/  Ибо всякое деяние человека по Маслоу – удовлетворение потребностей: витальных, познавательных,  интеллектуальных, эмоциональных и других./   
     Активный читатель-дошкольник умеет воспроизводить более сложные сказки, рассказы, не искажая их смысла, принимает участие в совместном с воспитателем пересказе; умеет ориентироваться в знакомых произведениях, узнаёт их по картинкам, отвечает на вопросы по содержанию. Надо ли говорить, что у маленького активного читателя усвоены представления о подвиге, о смелости, о справедливости и честности; не искажены понятия о доброте, бескорыстии простых людей, щедрости и зависти, жадности и др. Он владеет умением находить главную мысль, чувствовать настроение, высказывать собственное отношение к событиям и персонажам, передавать его разными средствами выразительности исполнения (смысловыми ударениями, произвольными паузами, интонациями, силой голоса, жестами, мимикой). Он инициативно, творчески активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности. Как добиться этого?
     Перед воспитателями стоит сложная задача помочь открыть малышу мир словесного искусства, приобщить его к литературному наследию произведений классиков литературы и современных писателей, золотого фонда мировой детской литературы. А для этого необходимо ежедневно последовательно 
-  содействовать способности эмоционально откликаться на содержание реалистических произведений о нашей стране, о трудолюбии, заботе о людях, об отношении детей к живой природе;
-    развивать желание слушать и эмоционально воспринимать литературные произведения разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора);
-    научить понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей;
-    развивать исполнительские способности (выразительность голоса при чтении стихотворения, умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, пользоваться естественными интонациями сохраняя логические паузы, ударения; 
-        учить следить за развитием сюжета, сопереживать героям полюбившихся произведений.

Модель активного читателя. Активный читатель-дошкольник

1.    Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение в процессе чтения. Испытывает чувство отдыха после прочтения произведения. Ощущает душевное удовлетворение, удовольствие, радость от встречи с новой книгой.
2.    Задает вопросы после прочтения или просмотра детской книжки.
3.    Находит утоление чувству голода адринолиновых впечатлений.
4.    Переносит в жизнь читательский опыт. Соотносит поступки героев с поступками окружающих. Использует образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, рисование, лепка и др.)
5.    Умеет самостоятельно работать с книгой: рассматривать иллюстрации, ведёт устную беседу с героями, изображенными на картинках. Водит пальцем по странице и повторяет наизусть слова текста
6.    Выразительно читает текст, или старается выразительно, эмоционально читать наизусть, улавливает ритм повествования.
7.     Обращается часто к текстам литературных произведений:
- в привычное время чтения (перед сном, например),
- не отказывает в предложении взрослых «почитать»,
- инициирует сам: «почитайте мне»,
- внимателен в моменты чтения педагогов, во время НОД или в режимные моменты.
8. Хвастает новой книжкой, как хвастают дети приобретением новых игрушек: машин, кукол.
     Но неоспоримо мнение Набокова в том, что "хороший читатель, большой читатель, активный и творческий читатель - это перечитыватель".
     Никогда и ничто не даст человеку столько знаний о жизни, мире как художественная книга, созданная гением. Книга будет другом и учителем, если дошкольник научится осмысленно ее слушать и осмысленно читать наизусть, если прочтение всякий раз будет рождать мысли о чём-то и погружать его в пространство единого «чувствования», в «союз волшебный звуков, чувств и дум» .
Категория: Разное | Добавил: Tuchka
Просмотров: 328 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Всё лучшее — детям
Спа для беременных
Обустраиваем спальное место
Витамины круглый год

На сайте всего: 22
Гостей: 21
Пользователей: 1






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал