Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Разное

Статья из опыта работы "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества"

10.05.2013, 00:05
Бондаренко Ирина Викторовна
воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка »
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Одна из центральных задач педагогики раннего детства- изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. По мнению учённых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, память, ребёнок обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через устное народное творчество.
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре , так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало уделяют внимания детям. По телевизору в основном иностранные передачи, мультфильмов даже нет русских, поэтому ребёнок очень мало знает о быте русского народа, его традициях.
В нашем детском саду создаются все условия для развития детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к современной жизни. Дети большую часть времени дети находятся в детском саду, и я решила приобщить дошкольников к русской народной культуре посредством русского народного творчества. Так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.
Сейчас к нам возвращается родная культура, и мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством. А всё это возможно только посредством яркой и образной речи, то тему работы я выбрала: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества».
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы - словом, всё созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества. Эффективность воспитания зависит от того как оно протекает. Только при доброжелательной атмосфере могут раскрыться положительные качества дошкольника.
Для работы над темой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества » я поставила перед собой следующие задачи:
1.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2.Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах.
3.Ввоспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и приобщения богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, фонематического слуха.
5. Повышение в душе каждого дошкольника интереса к русскому народному творчеству.
В своей работе использую следующие виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры). В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками , сказками и т. д. дети приобщаются к народным ценностям.
Чтобы пробудить интерес к устному народному творчеству, я прочитала литературу по истории, фольклору и культуре быта русского народа. В нашей группе много кукол в русских костюмах, сшитые своими руками.
Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. Сказочные герои в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло и поэтому стараюсь учить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование ».
В своей работе использую следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Для развития фантазии , творческих способностей детей , умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаю и рассказываю детям русские народные сказки побуждая при этом к выразительности речи детей.
Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки. Дети очень любят играть в сказку, надевать костюмы и маски героев сказки, дети любят превращаться в волшебника и творить добрые дела. Детей увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают дошкольнику сравнительно быстро и правильно понимать рассказы, сказки , а к концу дошкольного возраста- перевёртыши, небылицы.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С. Лихачев, « мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний ». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста использую «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, большое место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомлю фольклорным материалом таким как былинами, обрядовыми песнями. Дети любят с удовольствием « читать» потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, инсценировать сказки. Всё это делают дети с большим удовольствием и радостью. Перед дневным сном читаю детям сказку или они слушают колыбельные песни, песни успокаивают ребёнка и прививают любовь к колыбельным песням.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проходит через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Дошкольники любят играть с фигурками из плоскостного театра, с куклами би -ба-бо.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь . Дети в любой момент могут обратиться ко мне за помощью , за советом.
На занятиях по познавательному развитию (окружающий мир) использую те приметы, правильность которых можно проверить, например:
1. Если зимой вечером на небе много звёзд - жди мороза.
2. Кошка прячет нос - будет холодно.
3. Собака в снегу валяется - к вьюге.
4. Воробьи купаются в песке - будет дождь.
Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
К весне, которую все ждали, можно обращаться с различными закличками,
например:
Жаворонки, прилетайте,
Студёну зиму забирайте,
Тёплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Пословицы и поговорки очень похожи. Различие их в том, что пословицы самостоятельное законченное предложение, а поговорка входит в предложение как его часть. Пословицы и поговорки надо подбирать так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов .
Загадки использую на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Использую загадки по обучению грамоте. Дети, отгадывая загадку, определяют место заданного звука, делят слово- отгадку на слоги, составляют с этим словом предложение.
В нашем детском саду оформлена горница, где стоит русская печь , предметы старины ( чугунок, керосиновая лампа, ухват, прялка, веретено т.д.). Провожу занятия в горнице ( тема « Посуда», «Наша горница» и т.д.). Детям такие занятия очень нравятся , ведь они знакомятся с предметами , которыми пользовался русский народ в прошлом. Наши занятия в горнице заканчиваются чаепитием из самовара.

В группе есть библиотечка книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, оформлены папки – передвижки. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный , настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".
Провожу для родителей консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций»,родительское собрание «Приобщение детей к народным традициям» и т.д.
Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, готовят костюмы для сказочных персонажей, принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников.
По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, у детей появился интерес к познанию окружающего мира. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, сказки .
Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Используемая литература:
1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петроза водск, 2001.
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 .
3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9.
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9.
5.Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9.
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000
8.Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г.
9. Журналы « Дошкольное воспитание».


Категория: Разное | Добавил: irinabondarenko
Просмотров: 14489 | Загрузок: 0 | | Рейтинг: 5.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 25.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.