Каким быть человеку XXI века, который сейчас посещает детский сад? Что тревожит его сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица своих воспитанников, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на занятии? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись детские глазки, и открылась навстречу тебе душа?
Мы, педагоги, должны подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имел бы знания, но и умел бы использовать эти знания в жизни, который умел бы общаться и обладал бы внутренней культурой. Основное средство для достижения этого – культура речи и культура общения.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования активной личности. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе считаю развитие речи.
Незаменимый помощник в речевом развитии дошкольников – это игра. В процессе игры создаются и развертываются условные связи между детьми и моделируемыми реалиями действительностью. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игре раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей, активируется внимание детей, снимается психологическое и физическое напряжение, а самое важное - обеспечивается восприятие нового речевого материала.
Специально подобранные и проводимые игры создают максимально благоприятные условия для развития детей и позволяют решать педагогические и коррекционные задачи по развитию речи дошкольников в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
Последние годы разработчики игр для детей особенно акцентируют то, что игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности так необходимые для развития речи дошкольников.
Набрав группу детей с проблемой речевого развития, я решила углубленно работать, над тем как влияют дидактические игры на речь детей.
Опыт формировался в детском саду №3 «Теремок» расположенном в п. Советский РМЭ.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Причины этого явления видятся в следующем:
- Часто поздняя диагностика речевого развития детей;
- Некомпетентность и пассивность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- Подмена речевого развития обучением грамоте;
- Ухудшение состояния развития детей.
Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной. Но самое страшное - страдает связная речь.
И как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой.
В данной ситуации игра становится важным направлением работы по развитию и совершенствованию связной речи. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, состоят в том, что они позволяют более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью игровых моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|