Подготовили:
Коваленко Ольга Станиславовна, учитель-логопед,
Сидоренко Валерия Сергеевна, педагог-психолог ГБПОУ Самарской области «Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева»
Совершенствование системы образования, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012г. и ФГОС ДО, включает реализацию системно - деятельностного подхода в социально – коммуникативном развитии дошкольников, как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, и требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому воспитаннику адекватных условий для развития и формирования полноценной личности.
Сегодня, в связи с новыми социально-экономическими условиями современного общества, остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения, воспитания и развития социально-коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ОВЗ — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, медицинского, общественного внимания. К таким детям в нашей ДОО относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Речевое общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков, наблюдается ряд психологических особенностей, таких как замкнутость, робость, нерешительность, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Для наиболее эффективного развития социально-коммуникативных способностей у детей мы активно используем современные формы и методы работы, такие как:
- сказкотерапия; театрализованная деятельность; проектная деятельность (её использование в коррекционной работе в качестве способа организации образовательного процесса, способствует развитию у дошкольников с ОНР полноценной речевой деятельности, повышает эффективность коррекции речевого недоразвития, помогает в социальной адаптации).
Представленная нами методическая разработка проектной деятельности последовательно и планомерно развивает речь детей, связанные с ней психические процессы и социально-коммуникативные способности, используя современные методы обучения, воспитания и развития детей. В качестве основного инструмента и темы проекта мы используем сказку, так как сказка является наиболее универсальным комплексным методом развивающей и коррекционной работы с детьми 5 – 6 лет.
Проект
Тема: «Здравствуй, Сказка!»
Проблема: В современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, как «не читающие семьи». Семья, в которой родители не читают сами, и не стараются вызвать интерес своих детей к книге, к сожалению, не редкость.
Семейное чтение перестало являться традицией, хотя для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо. И как следствие, у ребенка отсутствует интерес к восприятию художественной литературы, дети не умеют воспроизводить услышанное, слушать и слышать, словарный запас таких детей беден и ограничен.
У ребенка в достаточной степени не сформированы социальные модели поведения.
Используя современные методы обучения, воспитания и развития детей, мы стараемся вовлечь родителей в совместную творческую детско-родительскую деятельность, тем самым формируем у детей интерес к чтению.
Цель: формирование у детей интереса к сказке и вовлечение родителей с совместную с детьми творческую деятельность посредством использования современных методов обучения, воспитания и развития ребёнка.
Задачи:
1.Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
2.Развивать связную речь, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, выразительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.
3.Организовать работу по вовлечению родителей и активизации совместного чтения с детьми.
4.Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
5.Воспитывать у детей культуру речи, отзывчивость, общительность, дружелюбие.
При разработке педагогического проекта нами учитывались:
1) индивидуально-личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
2) необходимость практической направленности образовательного процесса;
3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Авторы: Коваленко Ольга Станиславовна, учитель-логопед; Сидоренко Валерия Сергеевна, педагог-психолог.
Участники: дети 5 – 6 лет, воспитатели, родители.
Тип: познавательно-творческий, краткосрочный (2 недели), групповой.
Направление деятельности по проекту: социально-коммуникативное.
В интеграции: познавательная, речевая, художественно-эстетическая области развития.
Ожидаемые результаты: Дети проявляют живой интерес к сказке: её слушанию, ответам на вопросы по её содержанию, ролевому проигрыванию и самостоятельному сочинению. Дети побуждают родителей к чтению сказок и изготовлению совместных творческих работ по их сюжету. Совместная детско-родительская деятельность становится для многих семейной традицией.
Ход мероприятия:
Работу по сказке мы построили по следующему алгоритму:
- Подготовительный (читаем и слушаем);
- Основной:
- рассказываем;
- проживаем;
- сочиняем сказку.
3. Заключительный (подведение итогов).
Каждый этап сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, с целю концентрации внимания детей, подготовки их к восприятию текста (отгадывание загадок о персонажах сказки, уточнение отдельных слов или словосочетаний, демонстрация соответствующих картинок).
I этап – Подготовительный
«Чтение и слушание сказки»
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. Педагоги при повторном прочтении используется прием завершения детьми отдельных фраз и предложений с опорой на рассматривание иллюстраций в книгах.
II этап – Основной
«Рассказывание сказки» (Беседа по вопросам)
Разбор содержания сказок проводится с детьми в вопросно-ответной форме, вопросы задаются по содержанию, последовательно, согласно сюжетной линии. Все это подкрепляется иллюстрациями из книг, или сюжетными картинками по сказке.
«Ролевое проигрывание сказки»
«Проживая» сказку, дети учатся работать в команде, преодолевать барьеры в общении. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Наши дети с удовольствием исполняют роли героев сказок, наделяя их при этом только им присущими жестами, мимикой, тембром голоса и даже чертами характера. Юные артисты стараются правильно построить свои высказывания, что способствует развитию связной речи.
«Сочинение сказки»
Для самостоятельного сочинения сказок детьми нами используются такие основные виды рассказывания как:
- придумывание сказки;
- завершение сказки;
- составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал;
- коллективное сочинение сказки.
На этом этапе работы со сказкой неоценимую помощь нам, как специалистам и детям, как сочинителям оказывает сухой бассейн с песком. Он представляет собой песочницу, размером 0,80 м. на 1,00 м., с прозрачным дном, под которым располагается подсветка (красного, синего, зеленого и желтого цвета). В зависимости от того, где происходят события сказки (вода, пустыня, огонь, лес), включается подсветка и уже на ее фоне дети воспроизводят сюжет. Они рисуют пальчиками или выкладывают моря и реки, поляны и леса, горы и пустыни, развивая при этом еще и мелкую моторику. Для игры в бассейне мы собрали коллекцию миниатюрных фигурок, которые дети расставляют в песочнице. Все действия, которые выполняет ребенок сопровождаются его рассказом. Всех героев сказки, которая в итоге получается дети оречевляют.
Не нужно забывать, что личность каждого ребенка уникальна. Песочница — одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Дети, используя такую технику, с удовольствием играют в сказку. Ведь сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. А мы, педагоги и родители, являемся проводниками в этом мире волшебства.
Именно такая форма работы побудила родителей совместно со своими маленькими волшебниками творить сказку своими руками.
III этап - Заключительный
«Мастерим героев сказок»
Родители, поддержав инициативу своих детей, выступили инициаторами проведения выставки семейного творчества «Сказка своими руками». Так же мы поддержали их желание организовать в группе выставку «домашних» книг «Любимая сказки моего ребенка», тем самым родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды группы. Результаты детско-родительского творчества были представлены выставкой семейных работ.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика «сказочного» проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: слушали сказки; с удовольствием рассматривали иллюстрации; отвечали на вопросы. В игровой деятельности разыгрывали знакомую сказку с помощью игрушек, различных видов театра, сухого песочного бассейна; некоторые воспитанники придумывали свои новые сказки. Дети стали дружнее; научились работать в команде; чаще стали приходить друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта «Здравствуй, Сказка!» работа:
- дала положительные результаты в познавательном, речевом, социально-коммуникативном развитии детей;
- способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие совместной детско – родительской деятельности;
- сблизила детей, родителей, педагогов и специалистов ДОО.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
3. Сидорчук Т.А., Хаменко Н.Н. «Технология развития связной речи»; 2004г.
4. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»; Фолио 2000г.
5. Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? СПб. 2004
6. Пантелеева Н.Г. Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С.82
7. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
|