Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Изумрудный город».
Программное содержание: • Повторить и закрепить знания о звуках и буквах. • Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. • Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный слоги. • Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха. • Закреплять умение составлять предложение с заданным словом. • Развивать мелкую моторику руки. • Развивать логическое мышление, речь. • Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её. • Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: чтение книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города», дидактические игры по развитию речи.
Материал: • Макет «Болото»; • Предметные картинки на мягкий и твердый согласные звуки; • Конверт с письмом; • Запись «Песенки Элли» для физминутки; • Карточки с «заколдованными» буквами; • Маркер; • Пеналы, звуковые дорожки для звукового анализа слова; • Наборы для записи схемы предложения; • Рисунок «замкА» и «зАмка», • Указка; • Тетради и карандаши для штриховки.
Ход занятия:
Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и зачем сейчас узнаем. Ребята, посмотрите, что это там за окном? (обращаю внимание на воздушный шарик за окном)
Вос-ль: Давайте посмотрим, от кого же это послание. (читает письмо)
«Ребята, злая волшебница Бастинда похитила у жителей Изумрудного города все звуки. Теперь они не могут говорить. Помогите нам пожалуйста вернуть их!!» Вос-ль: Ну что, ребята, поможем? Дети: Конечно поможем. Вос-ль: Тогда отправляемся в путь.
Вос-ль: Вот мы с вами в лесу, на лесной поляне. Где шелестят листья ш-ш-ш-ш Ползают змеи с-с-с-с Рычат саблезубые тигры р-р-р-р
Вос-ль: Ребята, что мы сейчас с вами произнесли? Дети: Звуки Вос-ль: Что такое звук? Дети: Это то что мы произносим и слышим. Вос-ль: А на какие две группы делятся звуки? Дети: Гласные и согласные звуки. Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных? Дети: Когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные наоборот. Вос-ль: Какими бывают согласные звуки? Дети: Твердыми и мягкими.
Игровое задание «Пройди по болоту» Вос-ль: Перед нами болото. По болоту идти далеко, по болоту идти не легко. Чтобы пройти по нему, надо правильно определить твердые и мягкие звуки, с которых начинаются слова на карточках и соотнести их с «кочками» на болоте. Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согланый звук. Дети выполняют задание, объясняют свой выбор. Вос-ль: Ребята, в Изумрудной стране жители очень любят всё, что может быть зеленого цвета. Попробуйте отгадать загадки, а отгаданное слово разделить на слоги.
Звучит музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» Выполняется физминутка под фонограмму.
Зелёные загадки: • Он зелёный у цветов Встретить солнышко готов Свеж, изящен, шелковист Изумрудный , тонкий …….(лист) • Жидкость из аптечной банки Нам немножко щиплет ранки. Маме, папе и ребенку Лечит ссадины….. (зеленка) • На зелёной на опушке Две зеленые лягушки Громко квакали: «Ква-ква! «Зелена вокруг трава!» Эти громкие квакушкиРебята Земноводные….(лягушки)
Вос-ль: Ребята, Гингема заколдовала не только звуки, но и буквы, которые их обозначают. А чем отличаются буквы от звуков? Дети: Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет. Вос-ль: Давайте расколдуем буквы.
Дети называют буквы называют букву, дописывают её.
Вос-ль: Вот мы около стен Изумрудного замка. Но где же он? Мы видим только «ЗАМОК» Давайте попробуем разобраться в чем дело? А с начала сделаем звуковой анализ слова «ЗАМОК». Может тогда всё станет ясно.
Проводится звуковой анализ слова «ЗАМОК»
З – первый звук в слове «замок» согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой; А- второй звук в слове «замок» гласный, обозначается красной фишкой; М- третий звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой; О- четвёртый звук в слове «замок» гласный, обозначаем красной фишкой; К- пятый звук в слове согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой. Вос-ль: сколько звуков в слове «ЗАМОК»? (пят звуков) Сколько слогов в слове? ( два слога) Почему? ( потому, что в слове два гласных звука) Какой слог в слове ударный? ( Ударный второй слог) Ребята, так как же нам превратить «ЗАМООООК» в «ЗААААМОК»? Дети: Нужно перенести ударение на первый слог в слове.
Меняю картинку с замкОм на картинку с зАмка.
Вос-ль: Ребята, давайте составим предложение со словом « зАмок» и запишем его схемой.
Пальчиковая гимнастика: Сцепить пальцы в «замок», произнести На двери весит замок, Кто его открыть бы смог? Постучали, постучали Не расцепляя пальцев, постучать ладонями Покрутили, покрутили Покрутить сцепленными пальцами Потянули, потянули И открыли! Расцепить пальцы, развести руки в стороны.
Вос-ль: А теперь давайте наш зАмок заштрихуем.
Выполняется штриховка.
Звучит мелодичное звучание колокольчиков. Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие к Изумрудному городу. Мы вернули её жителям звуки. Теперь они снова могут слышать и произносить их.
Выходит ребенок и выносит шкатулку с зелеными камешками – «изумрудами»
Вос-ль: Это подарок вам от благодарных жителей Изумрудного города.
|