Ритмика. Межпредметная связь с теоретическими дисциплинами.
Данные об авторе Автор: Григоршева Лилия Жалеловна . Место работы, должность: МБОУДОД «Детская музыкальная школа № 38, преподаватель по ритмике.
Характеристики ресурса Уровень образования: дополнительное образование детей Классы: Все классы Предмет: ритмика. Целевая аудитория: методист, преподаватели.
С 2009 года в нашей школе по инициативе преподавателей–теоретиков введены занятия ритмики. Этот предмет основан на методических рекомендациях Галины Франио, Ирины Заводиной, другие методики в этой области пока только зарождаются. Ритмика помогает в развитии чувства ритма, координации движений, помогает ученику ориентироваться в музыкальных формах, развивает музыкальное мышление. Основной задачей предмета является передача музыки, ритма, характера произведения через движение. Вся наша жизнь ритмична. Ритму подчиняются все процессы в природе: смена дня и ночи, биоритмы организма, сердцебиение, речь человека. Особенно музыкальный ритм связан с ритмической упорядоченностью человеческих движений, имеющие единую эмоциональную природу. Самым ритмичным и сильным по воздействию на человека средством является музыка. Ритмика – учебный предмет, который в полной мере решает проблему межпредметных связей в музыкальном образовании. Здесь и слушание музыки, и элементарная теория музыки (начальное сольфеджио), и навыки вокально – хорового пения, и развитие мелкой моторики и всего аппарата будущего инструменталиста. Помимо музыкальных дисциплин ритмика решает проблемы общего оздоровления (сегодня ритмика применяется для лечения нервных связей позвоночника, в дефектологии, в развитии детей с ограниченными возможностями). Самым ритмичным и сильным по воздействию на человека средством является музыка. Ритмика – учебный предмет, который в полной мере решает проблему межпредметных связей в музыкальном образовании. Здесь и слушание музыки, и элементарная теория музыки (начальное сольфеджио), и навыки вокально – хорового пения, и развитие мелкой моторики и всего аппарата будущего инструменталиста. Помимо музыкальных дисциплин ритмика решает проблемы общего оздоровления (сегодня ритмика применяется для лечения нервных связей позвоночника, в дефектологии, в развитии детей с ограниченными возможностями). Работа с учениками на занятиях ритмики строится на основных движениях, доступных всем обучающимся, даже с ослабленным здоровьем: хлопки, шаги, бег, прыжки, работа с предметами, например, мячами, простейшими музыкальными инструментами. Основное направление работы – просчитывание и прохлопывание различных ритмов, начиная от простейших и с постепенным усложнением, выделение сильной доли, показ движением особенностей характера музыкального отрывка. По отзывам преподавателей сольфеджио и специальных инструментов заметно большое отличие в развитии детей, посещающих регулярно занятия ритмики, от тех, кто по тем или иным причинам ритмику не посещает. Были случаи, когда дети с отличными вокальными данными очень много теряли при исполнении на сцене, и здесь требовался индивидуальный подход преподавателя ритмики к исполнению учеником каждого произведения. В свою очередь, индивидуальная сценическая манера юного исполнителя влияет на подбор репертуара, в первую очередь преподаватель вокала решает вопрос: сможет ли ребенок воплотить музыкальный образ произведения полностью и донести его до зрителя, насколько он артистичен, свободен или сдержан в исполнительской манере. Эта задача решается преподавателями вокала вместе с преподавателями ритмики, по-видимому, успешно, судя по результатам выступлений наших вокалистов на различных конкурсах - от районных до международных – и поступлению наших выпускников в средние специальные и высшие учебные заведения. Таким образом, решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой школой, – сохранности контингента, доступности излагаемого материала, заинтересованности ученика в процессе обучения - мы пришли к выводу, что межпредметные связи в работе многопрофильного детского образовательного учреждения необходимы для наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка.
|