Тема урока: "Образы моря в литературе, музыке и изобразительном искусстве"
Выполнили:
Рахимова Римма Рашидовна,
преподаватель
литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки
Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных
искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс
выразительных средств и художественных приемов различных видов
искусства. Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме,
вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить
сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык
критического подхода к изучаемым произведениям. б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному
наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно? Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры
поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в
литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и
другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое
и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в
ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной
литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали
А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в
тетрадь). Как к живому
собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь,
насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).
Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли
созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3
строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами).
Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые,
гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие
звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч,
глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы).
Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как
называются такие образы? Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске) Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке? Д. - Свободная стихия
Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей
красочности и выразительности используют определённые средства. Какие? Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске) Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется? Д. - Олицетворением Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание
со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно
стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души,
мечтательность? Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что
любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые
функции. Назовите их Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае? Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как
поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким
образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам
предстоит сейчас узнать.
Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не
только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с
помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют? Д - маринисты. Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов? Д. - это художник Айвазовский.
Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в
Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему
картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество
художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию.
Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку.
Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого
художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой
окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия,
художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Перед вами
картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и
ответьте - что является средствами выразительности в живописи? Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.
Х. - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах
эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение»
картины. (Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то
можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел
передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о
свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет
так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое
значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение? Дети (Д.) - к литературе М. - а произведение живописи? Д. - к изобразительному искусству М. - симфоническое произведение? Д. - к музыке М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным? Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка. М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим
только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора
Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич Римский-Корсаков в
юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином,
совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И,
естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми.
Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".
М.- Шехеразада - героиня каких сказок? Д. - восточных М. - Как называется сборник арабских сказок? Д. - "1001 ночь"
М. - (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена
султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в
государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными
безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как
ещё называют такого человека? Д. - тиран. М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.). Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили? Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме
нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон -
по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего
компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е.
выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с
стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического
мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна
быть динамика? Д. - мощное звучание М. - соло или оркестровое tutti? Д. - tutti М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые? Д. - медные духовые М. - регистр темы Д. - низкий и средний
Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и
Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по
ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение
предполагаемых и реальных результатов.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину
бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не
просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои
обобщения и размышления. -О чём говорит похожесть тем Султана и моря? Д. - о близости характеров М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять? Д. - чтобы указать на тождество их М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой? Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж? Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки: Д. - Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый,- И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об
олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В
сюите "Шезеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного
искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу? Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море.
Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное
произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном
и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания:
необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море»
(3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.
Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина «К морю» наизусть.
Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.
|