Познавательное игровое занятие «Чистый воздух и вода на Земле нужны всегда».
Цели: - дать детям представление о планете Земля; - расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; - воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды.
Материалы: Глобус, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых трувб. Загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок.
Словарная работа: объяснение слова глобус.
Ход занятия: Вводная беседа. Звучит тихая музыка. Воспитатель читает стихотворение: Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Все называется Земля! А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету!
Знакомство с глобусом. Воспитатель показывает глобус. - Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. - Кто знает, как называется эта модель? ( Глобус). Посмотрите на глобус. То, что вы обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья. Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. - Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? ( Чтобы жить, дышать.) - Как вы думаете, зачем нужна вода? ( Чтобы жить, купаться, умываться.) - Что вы думаете о солнце, какое оно? ( Яркое, горячее.) - Зачем нам нужно солнце? ( Чтобы греть, светить.)
Сказка « Спор» Поспорили как то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы спор решить, решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений: « Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: « Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: « Я самая важная!» « Но и без воздуха не проживешь!» - добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: « Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
Встреча с Поросенком Раздается стук. Появляется игровой персонаж – поросенок. Он грязный, плачет, кашляет. - Ребята, кто это к нам пришел, такой грязный, такой несчастный? ( Ответы детей.) - Как вы думаете, что с ним могло случиться? ( Ответы.) Поросенок: Я шел к вам в гости мимо речки, солнышко пригрело, и я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Может вы знаете, что со мной случилось? ( Ответы.) - Ой, я вспомнил! На берегу речки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее текла черная вода. Вот такая! ( Показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся. И так мне стало плохо и неприятно. Дети жалеют поросенка. Воспитатель предлагает ему умыться. Поросенок уходит. Игра « Ручеек» Пока поросенок умывается, дети играют в « Ручеек» - чистый и прозрачный. Проблемный вопрос: « Откуда в кране вода?» Дети рассаживаются. Возвращается поросенок. Воспитатель обращает внимание на его чистоту. Поросенок: Ребята, какая чистая вода течет у вас из крана! - А как вы думаете, откуда она там взялась? ( Ответы.) -А еще воду берут из подземных озер. Там она особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник. - А кто из вас пил воду из родника? - А как говорят о чистой воде? ( Прозрачная, хрустальная.) Поросенок: Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь. - Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? ( Напрасно не лить воду, закрывать краны). - Правильно, ребята. Как хорошо у вас, но мне уже пора домой. Спасибо, что разрешили мне умыться. До свидания. Поросенок уходит.
Итог занятия Воспитатель говорит о госте, напоминает, как ему было плохо от грязной воды и воздуха. - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы с поросенком больше такого не случалось? ( Ответы.) - Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Вода и Воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных и растений.
Автор: Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель 1 кв. категории МБДОУ
«Детский сад № 83 «Золотой петушок», Красноярский край, г. Норильск
|