Новогодние путешествия: куда поехать, чтобы почувствовать настоящее волшебство
Как сделать визит к детскому стоматологу комфортным и безболезненным
Профилактика стоматологических проблем у детей: как сохранить здоровую улыбку с ранних лет
Как научить ребенка путешествовать самостоятельно: роль личного чемодана

На сайте всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Дидактические игры

Использование развивающих и игровых технологий на ранних этапах обучения

Скачать (26.2 Kb) 22.09.2025, 13:06
Аксеновская Надежда Николаевна
учитель начальных классов МОУ "Эммаусская СОШ"
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Использование развивающих игровых технологий на уроках в начальной школе является эффективным способом повышения мотивации и успехов учащихся. Игровые методики способствуют не только развитию познавательных навыков, но и формированию социальных умений. Вот несколько аспектов применения развивающих игровых технологий в начальной школе:

1. Создание игровой среды: Оборудование класса игровыми элементами (например, станциями с заданиями, игровыми уголками) помогает создать атмосферу, в которой ученики могут свободно экспериментировать и обучаться через игру.
2. Обучающие игры: Использование настольных и компьютерных игр, направленных на развитие логического мышления, памяти и внимания. Например, решение математических задач через игру или использование образовательных приложений.
3. Ролевые игры: Применение ролевых игр позволяет учащимся входить в разные роли, что помогает развивать эмпатию, учит взаимодействовать в команде и понимать разные точки зрения. Это также способствует развитию речевых навыков.
4. Проектные методы: Игровые технологии можно интегрировать в проектную деятельность, где ученики работают над общим заданием, используя свои таланты и интересы. Это позволяет развивать критическое мышление и креативность.
5. Квесты и соревнования: Организация квестов и образовательных соревнований может стать отличным способом проверить знания и умения в непринужденной обстановке. Это создает элемент соперничества, который подстегивает детей к достижению лучших результатов.
6. Использование технологий: Интеграция мультимедийных и цифровых технологий в образовательный процесс, таких как интерактивные доски, планшеты с образовательными играми и приложениями, делает обучение более увлекательным и доступным.
7. Обратная связь и рефлексия: Важно, чтобы после игровых активностей проходила рефлексия — обсуждение результатов, что удалось сделать хорошо, а что требует улучшения. Это помогает детям осознать свои достижения и слабые стороны.

Внедрение развивающих игровых технологий в обучение в начальной школе способствует не только академическим успехам, но и всестороннему развитию личности ребенка, укреплению его социальных навыков и умению работать в команде.

Существует классификация игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (игры-экспериментирования, сюжетные игры);
2. игры, связанные с исходной инициативой взрослого (обучающие игры, досуговые игры);
3. игры народные, идущие от исторических традиций (обрядовые, тренинговые, досуговые).

Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые обязательно следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми.

Педагогическая ценность игровых методов и приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.
Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

В игровой деятельности детей сочетаются очень важные факторы:
• дети включаются в практическую деятельность;
• развиваются физически;
• углубляют познания об окружающем мире.

Кроме того, играя, дети получают моральное и эстетическое удовольствие. Чтобы понять детей и найти подход к ним, надо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные движения и подвижные ролевые игры.

В своей работе я периодически применяю дидактические игры, сочетая с сюрпризными моментами и элементами релаксации. Детям очень нравится, когда к нам в класс приходит какой-нибудь сказочный герой, и мы все вместе отправляемся в путешествие по стране знаний. Нравится, когда урок сопровождается какой-нибудь волшебной мелодией. Все это происходит в непринужденной обстановке, построено с расчетом, вызвать живой интерес у детей, увлечь их.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:
• поощрения;
• беседы;
• рассказы;
• эмоционально-выразительное чтение;
• создание проблемной ситуации;
• демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
• встречи со сказочными героями.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Игры на уроках математики
Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорошее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика - один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

“Назови соседей числа”
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета). Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей).

2. Игры на уроках русского языка.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей

«Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.

«Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
1. Игра на уроках чтения.
На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови произведение», «Подбери к стихам рисунки»,
«Собери пословицы» и т.д.
Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, ра¬ки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего де¬лают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в слу¬чае, когда придуманное будило воображение слушателей.

Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают, подбирая рифму: удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и чувство ритма.

Игра «Лучший вопрос». Ребята самостоятельно составляют вопросы к прочитанным произведениям, задают их одноклассникам. Ученики выбирают из них самый интересный.


Категория: Дидактические игры | Добавил: aksnadezda65
Просмотров: 62 | Загрузок: 10 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Согласен на Обработку персональных данных? *:
Код *:




Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXIV Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
II Всероссийский творческий конкурс "Краски осеннего леса"
VII Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
III Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Подводный калейдоскоп"
XXIX Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2025
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 17.11.2025


Реклама на сайте
О нас
Обратная связь
Политика конфиденциальности
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.