Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис
Факторы, которые нужно учитывать при выборе детской стоматологии

На сайте всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

Консультация для педагогов групп раннего возраста «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в группе раннего возраста»

Скачать (10.7 Kb) 24.12.2011, 20:40
Бессонова Наталья Юрьевна
Педагог-психолог МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Голубок»

Предварительная работа: проведение анкетирования педагогов групп раннего возраста.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Возраст с 2-3 лет – это период формирования и активного развития адаптационных механизмов личности, которые помогают справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни, приспособиться, сохранив устойчивость в экстремальных, кризисных  ситуациях.

Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что-либо против его воли   порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется  как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины.

Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

 Известно, что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды ребенком воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые дети и взрослые, незнакомые игрушки, всё – незнакомо. От того, как будет организована образовательная среда в детском саду, будет зависеть вид адаптации ребенка.

          Психологами установлено, что в возрасте 2 – 3 лет происходит формирование таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, автономность и инициативность. Эти качества можно считать базовыми для формирования активной адаптации. От того, как будет организована цветовая образовательная среда, будет зависеть, насколько полно сформируются вышеперечисленные качества и уровень психологической безопасности.    

Аспекты психологической безопасности:

1.    Состояние образовательной среды, в которой ребенок знает, где что лежит и может играть с любой игрушкой. Это группа, в которой ребенок по своему желанию может поменять окружающую среду.

2.    Особая система межличностных отношений, при которой ребенок доверяет воспитателю и чувствует себя в безопасности. В этой группе ребенок общается так, как любит и хочет.

3.    Особая система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности.  Другими словами, это группа, в которой проводятся занятия, удовлетворяющие потребности физического, интеллектуального, эстетического развития каждого ребенка.

Наблюдения за детьми 2-3 лет показали, что основные цвета спектра воспринимаются ими по-разному. Наиболее сложным для восприятия малышей является зеленый цвет, а желтый воспринимается ими легко. Поэтому целесообразен следующий порядок ознакомления детей с основными цветами: желтый, синий, красный, зеленый.

Желтый цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. С ним знакомят детей осенью, сразу после прихода в детский сад, в самый сложный период адаптации к новым условиям жизни.

Синий учит примиряться с обстоятельствами, приглашает к спокойствию и отдыху. С ним знакомим ребятишек после полутора месяцев с начала прихода в детский сад.

Красный цвет поощряет активность, инициативность и самостоятельные действия малыша. Освоению красного цвета отводится весь зимний период.

Зеленый цвет – самый сложный для восприятия трехлеток. Не менее 6 месяцев должно пройти с момента прихода ребенка в детский сад, пока он не «увидит» зеленые ступеньки или зеленый стульчик.

В результате  наблюдения за поведением детей были сделаны выводы, что  преобладание красного цвета в среде группы стимулирует большую подвижность и активность пассивных, медлительных, неуверенных в себе малышей. Светло-синий и голубой цвет  стен в спальной, ширм для зоны уединения обеспечивают автономность и независимость малыша. Светло – желтый цвет в интерьере стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение и доброжелательность в общении. Зеленый цвет комнатных растений, коврового покрытия, некоторых пособий помогает воспитателю создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, так же способствует у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами.

Организованные в детском саду эксперименты с цветом одежды детей и взрослых показали, что цвет одежды влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на восприятие его другими детьми. Сопутствующие черты красного цвета – агрессивность и активность. Не рекомендуется при формировании гардероба гиперактивных детей. Робким – рекомендуется. Эмоциональным, нервозным детям синий цвет в одежде поможет контролировать себя и свои эмоции, снимет напряжение. Не рекомендуется использовать в одежде необщительных детей. Желтый и зеленый – основные цвета в гардеробе  ребенка 2-3 лет, так как формируют оптимизм и уверенность в своих силах. Оранжевый цвет одежды полезен для детей нервных и физически слабых. Черный не является цветом детства, поэтому вообще не рекомендуется использовать в гардеробе детей 2-3 лет.

Опыт показывает, что внешний цветовой образ воспитателя в группе является значимым объектом для исследования детьми в период адаптации. Поэтому одежда специально подбирается яркая, с различными деталями (карманы, рюши, пуговицы и пр.). 

          Таким образом, наша воспитательская задача состоит в обеспечении психологической безопасности ребенка и создание соответствующей образовательной среды.

Анкета

для педагогов групп раннего возраста

 

Ф.И.О педагога_______________________________________

1. Как Вы считаете, зависит ли степень адаптации ребенка от того, как организована образовательная среда в группе раннего возраста?

______________________________________________

2. По Вашему мнению, что значит психологически безопасная образовательная среда? ____________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

3. Каким цветам Вы отдаете предпочтение при организации условий образовательной среды в группе?___________________________________
_______________________________________________

4. Знаком ли Вам порядок ознакомления детей с основным цветами? Назовите его:____________________________________________
_______________________________________________

5. Как Вы считаете, существует ли связь между цветом одежды и эмоциональным самочувствием ребенка в период адаптации? Какая?

_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!!!



Категория: Педагогу-психологу | Добавил: bessonovanatasha
Просмотров: 8784 | Загрузок: 1077 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.