Предварительная работа: проведение анкетирования педагогов групп раннего возраста.
Психологическая безопасность
образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его
достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и
самоотношению.
Возраст с 2-3 лет – это период
формирования и активного развития адаптационных механизмов личности, которые
помогают справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни,
приспособиться, сохранив устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях.
Любое притеснение, попытка заставить
ребенка сделать что-либо против его воли
порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним.
Внутреннее сопротивление проявляется как
уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины.
Психологическая защищенность – это не
устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними,
это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
Известно,
что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные
механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов
окружающей среды ребенком воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые
дети и взрослые, незнакомые игрушки, всё – незнакомо. От того, как будет
организована образовательная среда в детском саду, будет зависеть вид адаптации
ребенка.
Психологами установлено, что в возрасте 2
– 3 лет происходит формирование таких важных качеств личности, как
самостоятельность, активность, автономность и инициативность. Эти качества
можно считать базовыми для формирования активной адаптации. От того, как будет
организована цветовая образовательная среда, будет зависеть, насколько полно
сформируются вышеперечисленные качества и уровень психологической
безопасности.
Аспекты
психологической безопасности:
1.
Состояние образовательной среды, в
которой ребенок знает, где что лежит и может играть с любой игрушкой. Это
группа, в которой ребенок по своему желанию может поменять окружающую среду.
2.
Особая система межличностных отношений,
при которой ребенок доверяет воспитателю и чувствует себя в безопасности. В
этой группе ребенок общается так, как любит и хочет.
3.
Особая система мер, направленных на
предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности. Другими словами, это группа, в которой
проводятся занятия, удовлетворяющие потребности физического, интеллектуального,
эстетического развития каждого ребенка.
Наблюдения
за детьми 2-3 лет показали, что основные цвета спектра воспринимаются ими
по-разному. Наиболее сложным для восприятия малышей является зеленый цвет, а
желтый воспринимается ими легко. Поэтому целесообразен следующий порядок ознакомления
детей с основными цветами: желтый, синий, красный, зеленый.
Желтый
цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. С ним знакомят детей
осенью, сразу после прихода в детский сад, в самый сложный период адаптации к
новым условиям жизни.
Синий
учит
примиряться с обстоятельствами, приглашает к спокойствию и отдыху. С ним
знакомим ребятишек после полутора месяцев с начала прихода в детский сад.
Красный
цвет поощряет активность, инициативность и самостоятельные действия малыша.
Освоению красного цвета отводится весь зимний период.
Зеленый
цвет – самый сложный для восприятия трехлеток. Не менее 6 месяцев должно пройти
с момента прихода ребенка в детский сад, пока он не «увидит» зеленые ступеньки
или зеленый стульчик.
В результате наблюдения за поведением детей были сделаны
выводы, что преобладание красного
цвета в среде группы стимулирует большую подвижность и активность
пассивных, медлительных, неуверенных в себе малышей. Светло-синий и голубой
цвет стен в спальной, ширм для зоны
уединения обеспечивают автономность и независимость малыша. Светло – желтый
цвет в интерьере стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение и
доброжелательность в общении. Зеленый цвет комнатных растений, коврового
покрытия, некоторых пособий помогает воспитателю создать уравновешенную,
деловую обстановку в группе, так же способствует у детей уверенности при
выполнении сложных действий с предметами.
Организованные в детском саду
эксперименты с цветом одежды детей и взрослых показали, что цвет одежды влияет
на эмоциональное самочувствие ребенка, на восприятие его другими детьми.
Сопутствующие черты красного цвета – агрессивность и активность. Не
рекомендуется при формировании гардероба гиперактивных детей. Робким –
рекомендуется. Эмоциональным, нервозным детям синий цвет в одежде поможет
контролировать себя и свои эмоции, снимет напряжение. Не рекомендуется
использовать в одежде необщительных детей. Желтый и зеленый – основные цвета в
гардеробе ребенка 2-3 лет, так как
формируют оптимизм и уверенность в своих силах. Оранжевый цвет одежды полезен
для детей нервных и физически слабых. Черный не является цветом детства,
поэтому вообще не рекомендуется использовать в гардеробе детей 2-3 лет.
Опыт показывает, что внешний цветовой
образ воспитателя в группе является значимым объектом для исследования детьми в
период адаптации. Поэтому одежда специально подбирается яркая, с различными
деталями (карманы, рюши, пуговицы и пр.).
Таким
образом, наша воспитательская задача состоит в обеспечении психологической
безопасности ребенка и создание соответствующей образовательной среды.
Анкета
для педагогов групп раннего возраста
Ф.И.О
педагога_______________________________________
1.
Как Вы считаете, зависит ли степень адаптации ребенка от того, как организована
образовательная среда в группе раннего возраста?
______________________________________________
2.
По Вашему мнению, что значит психологически безопасная образовательная среда?
____________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
3.
Каким цветам Вы отдаете предпочтение при организации условий образовательной
среды в группе?___________________________________
_______________________________________________
4.
Знаком ли Вам порядок ознакомления детей с основным цветами? Назовите
его:____________________________________________
_______________________________________________
5.
Как Вы считаете, существует ли связь между цветом одежды и эмоциональным
самочувствием ребенка в период адаптации? Какая?
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
СПАСИБО
ЗА ОТВЕТЫ!!!
|