Мы всегда в ответе за тех, кого приручили (действие 1)
07.06.2012, 18:38
Надежда Семеновская
МЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА
ДЛЯ ДЕТСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ
К 100-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944) СКАЗКА О ПОЧТАЛЬОНЕ Жил на свете почтальон. Возил почту по разным городам. Занятие обычное, и ничего в нем нет удивительного. Только он был почтальон не простой, а воздушный. Он возил почту на самолете. Почтовые вагоны бегут по шумным железным дорогам. На станциях полно народу, на пути одна за другой встречаются деревеньки и городки. Почтовые автомобили ездят по многолюдным улицам. Почтальоны с тяжелыми сумками ходят от дома к дому, и в каждом живут люди. А почтовый самолет летит над лесами, над горами, над пустынями, в которых нигде не видно огня человеческого жилища. У почтового самолета, как и у всякого, бывают аварии и вынужденные посадки. Иной раз воздушному почтальону приходится садиться в глухих, пустынных, безжизненных местах. Однажды один летчик-почтальон вместе со своим механиком оказался в самой середине страшной Ливийской пустыни. Ночью в облаках он заблудился над Африкой, потерял высоту и на скорости двести семьдесят километров в час врезался в песок пустыни. Летчик и механик остались живы. Но во время аварии из бака вытек почти весь запас воды. Осталось совсем немного, на пять часов. А до ближайшего жилья или колодца, может быть, пятьсот километров. Может быть, тысяча. Разыскать пропавший самолет могут через неделю, через месяц или через полгода, а могут и совсем не найти. Пустыня огромна. Значит, надо выбираться самим. Воздушные почтальоны решают идти на поиски людей. В пустыне — как и везде — только человек может помочь человеку. Только человек может подать кружку воды или выкопать колодец для всех странствующих. Утром летчик и механик отправились в путь, но к вечеру они должны были вернуться к самолету — ведь там осталась вода. И красно-белый почтовый самолет легче заметить с воздуха, чем людей. На шестом часу пути они встретили озеро. Подошли и поняли, что это мираж. За день летчики прошли тридцать километров от самолета и тридцать — обратно. Всего шестьдесят. Вернулись и допили последнюю воду. Следующим утром почтальоны собрали росу с крыла самолета и пили ее. Без воды в этой самой сухой в мире пустыне можно прожить всего девятнадцать часов. Вскоре над разбитым почтовым самолетом появился другой — это друзья разыскивали пропавших летчиков. Но они уже покинули это место, и смотрели издалека на поисковый самолет, с которого не могли разглядеть их, похожих с высоты на черные камни пустыни. В эти дни летчик-почтальон познакомился с Лисом. Летчик отправился проверять самодельные ловушки, устроенные ими у чьих-то норок. В капканы никто не попался, но летчика привлекли маленькие следы песчаной лисицы. И он пошел по следам. Может быть, в этот раз Лис рассказал летчику сказку о Маленьком принце? Или летчик и вправду встретил самого принца, и все было точно так, как написано в сказке Антуана де Сент-Экзюпери, который и был, как вы, наверное, догадались, тем летчиком-почтальоном? Экзюпери и его механик Прево несколько дней брели по пустыне, в который не росло ни травинки. Их преследовали призраки и миражи. Все они обещали спасение — то покажется кочевник, то сразу много людей, то озеро, то колодец, то чудесный город. Нельзя было верить своим ушам и глазам. Но крик петуха они услышали одновременно. А значит, он не мог им почудиться. В пустыне крик петуха означает жизнь. Потом они увидели на бархане бедуина с верблюдом. Экзюпери и Прево пытались кричать, но в горле так пересохло, что они не могли даже разговаривать. И бедуин уже скрылся за холмом, не заметив их... Но появился другой. Медленно повернул к ним голову. Спустился и дал напиться. Благодаря этому человеку Экзюпери и Прево остались живы. И вскоре вернулись к своей работе — возить почту. А Экзюпери написал новую книгу — о пустыне и о людях, и о Лисе, и о своих друзьях, и о том бедуине на холме. В 1940 году фашисты напали на Францию. Воздушный почтальон де Сент-Экзюпери стал военным летчиком. А 31 июля 1944 года летчик-разведчик Экзюпери, вылетев на задание, исчез вместе с самолетом. Пропал без вести. Никто не знает и никогда, наверное, не узнает, что с ним случилось. Быть может, он был атакован немецким истребителем? Или двигатель его самолета заглох, и он рухнул в море? Или самолет вдруг взмыл вверх, послушавшись случайного движения рычага, и полетел прямиком на астероид Б-612, в гости к Маленькому принцу, с которым летчик познакомился в Ливийской пустыне в 1934 году? Всю жизнь перевозя чужие приветы и поздравления, письма и подарки, Экзюпери, быть может, решил наконец доставить свой привет другу собственноручно?
Сергей ИВАНОВ
Опубликовано в журнале "Костер" за май-июнь 2000 года.
МЫ ВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ
Музыкальная пьеса в трех действиях
Действующие лица: Летчик в детстве Маленький принц Летчик Роза Две розы (подтанцовка) Король Честолюбец Пьяница Делец Фонарщик Географ Змея Лис Музыкальное сопровождение: Д 1, сцена 1 - Андрей Макаревич «Марионетки» Д 1, сцена 2 - Бетховен, «Лунная соната» Д 1, сцена 6 Филипп Киркоров «Я не Рафаэль» Д 2, сцена 1 - Алла Пугачева «Все могут короли»: Д 2, сцена 2 - Машина Времени «Герои вчерашних дней». Д 2, сцена 3 - Владимир Высоцкий «Про черта» Д 2 сцена 4 - Владимир Высоцкий – «Дела» Д 2 сцена 5 - Алла Пугачева песня «Старинные часы» Д 2 сцена 6 - Машина времени «За тех, кто в море» Д 3 сцена 3 - Алла Пугачева. «Миллион алых роз Д 3 сцена 4 - Вахтанг Кикабидзе «Вот и весь разговор» Действие 1 Сцена 1 Занавес опущен. На нем картина – удав, который душит свою жертву. На занавес наклеены чистые листы бумаги для рисования. Выходит Летчик в детстве. ЛЕТЧИК В ДЕТСТВЕ: Сегодня мне исполнилось шесть лет, и взрослые подарили мне на день рождения книгу «Правдивые истории», где рассказывается про девственные леса. Там я увидел удивительную картинку (показывает на рисунок). Огромная змея – удав – глотала хищного змея. В книге сказано, что удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу. Я долго думал о полной приключений жизни в джунглях и нарисовал свою первую картинку (рисует на листе бумаги). Я показал свое творение взрослым и спросил, не страшно ли им. Взрослые спросили: «Разве шляпа страшная?» Но ведь это совсем не шляпа – это удав, который проглотил слона. И я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее, им ведь все всегда надо объяснять. (рисует второй рисунок). За сценой раздаются голоса: ГОЛОС: Малыш, послушай доброго совета – никогда больше не рисуй змей ни снаружи, ни изнутри. ВТОРОЙ ГОЛОС: Мы говорим это для твоего же блага – художника из тебя не выйдет. ТРЕТИЙ ГОЛОС: Лучше больше интересуйся географией и историей… ПЕРВЫЙ ГОЛОС: арифметикой и правописанием… ВТОРОЙ ГОЛОС: чтобы изучить другое ремесло, когда вырастешь… ЛЕТЧИК В ДЕТСТВЕ: Так и получилось, что я вырос и стал летчиком. Я облетел чуть не весь свет – и география, надо сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути. Я долго жил среди взрослых, я видел их совсем близко – и от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Когда же я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой первый рисунок – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел узнать, правда ли этот человек что-то понимает. Но все отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и галстуках. Взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком. Так продолжалось, пока шесть лет назад мне не пришлось сделать вынужденную посадку в Сахаре… Андрей Макаревич «Марионетки» Лица стерты, краски тусклы То ли люди, то ли куклы Взгляд похож на взгляд А тень на тень Я устал и отдыхаю В балаган вас приглашаю Где куклы так похожи на людей
Арлекино и пираты, Циркачи и акробаты, И злодей, чей вид внушает страх Волк и заяц, тигры в клетке – Все они марионетки В ловких и натруженных руках.
Кукол дергают за нитки, На лице у них улыбки, И играет клоун на трубе И в процессе представленья Создается впечатленье, Что куклы пляшут сами по себе
Ах до чего порой обидно Что хозяина не видно Вверх и в темноту уходит нить А куклы так ему послушны И мы верим простодушно В то, что куклы могут говорить
Но вот хозяин гасит свечи. Кончен бал и кончен вечер. Засияет вечер в облаках. Кукол снимут с ниток длинных. И, засыпав нафталином, В виде тряпок сложат в сундуках Сцена 2 Музыкальное оформление – Лунная соната, Бетховен. Поднимается занавес. На заднем плане декорации – звездное небо. Впереди – модель самолета. Рядом с ним спит Летчик, просыпается, озабоченно осматривает самолет. Раздается резкий звук трубы. На сцене появляется Маленький Принц. Подходит к Летчику со спины, дотрагивается до плеча с целью привлечь внимание. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Пожалуйста, нарисуй мне барашка! ЛЕТЧИК (растерянно): Аааа? МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Нарисуй мне барашка… Летчик вскакивает, с изумлением смотрит на Маленького Принца. ЛЕТЧИК (очень удивленно): Пожалуйста, нарисуй мне барашка… Летчик достает бумагу и карандаши. ЛЕТЧИК: Ты знаешь, малыш, я не умею рисовать. За всю жизнь я нарисовал только слона в удаве. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка. Летчик рисует барашка. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Нет, этот барашек слишком хилый. Нарисуй другого. Летчик рисует другого. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Ты же сам видишь – это не барашек, это взрослый баран. У него рога. Летчик рисует ящик с дырками. ЛЕТЧИК: Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (очень радостно): Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он есть травы? ЛЕТЧИК: А что? МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Ведь у меня всего очень мало… на моей планете. ЛЕТЧИК: Так ты прилетел с другой планеты? МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Да, а ты тоже… вот на этом? Впрочем, на этом издалека не улетишь… И очень хорошо, что ты дал мне ящик, барашек будет в нем спать по ночам. ЛЕТЧИК: Ну конечно. Если ты будешь умницей, я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (удивленно): Привязывать? Для чего? ЛЕТЧИК: Но ведь если ты его не привяжешь, он забредет неведомо куда и потеряется… МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Но ведь у меня очень мало места, если идти все прямо и прямо, далеко не уйдешь… моя родная планетка всего-то величиной с дом. Сцена 3 ЛЕТЧИК: Я думаю, Маленький Принц прилетел с крошечной планетки, которая называется астероид Б-612. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом. Он доложил о своем открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, потому что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые! На сцене появляется Летчик в детстве. ЛЕТЧИК В ДЕТСТВЕ: Я сообщил вам номер астероида только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби,» - они никак себе не могут представить этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!» Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький Принц на самом деле существовал – он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот уж, конечно, существует», - если сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид Б-612,» - это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым. Сцена 4 МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. У меня есть три вулкана, и мне приходится часто их чистить. А еще надо выпалывать баобабы, потому что, если они вырастут и пустят корни, то могут разорвать на части всю планету. Надеюсь, барашек ест маленькие баобабы? ЛЕТЧИК: Он все ест. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (слегка испуганно): Все? И цветы? Даже те, у которых шипы? ЛЕТЧИК (возится с самолетом): Да. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (слегка испуганно): Тогда зачем шипы? Летчик не отвечает. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (слегка испуганно): Тогда зачем шипы? ЛЕТЧИК (через плечо): Шипы цветам не нужны, они выпускают их просто от злости. Молчание. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (сердито): Не верю я тебе! Цветы слабые и простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них шипы, их все боятся… Молчание. Летчик возится с самолетом. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: А ты думаешь, что цветы.. ЛЕТЧИК (сердито): Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову! Ты видишь, что я занят серьезным делом. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (недоуменно и обиженно): Серьезным делом?! (молчание) Ты говоришь, как взрослые! Все ты путаешь… ничего не понимаешь… Отходит от Летчика. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это несерьезное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нет нигде, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что натворил? И это, по-твоему, не важно? Сцена 5 На сцене медленно «распускается», приподнимаясь с пола, Роза. Сбрасывает с себя покрывало. РОЗА: Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная… Маленький Принц с восхищением смотрит на цветок. МАЛЕНЬКИЙ ПРИН: Как Вы прекрасны! РОЗА: Правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем… Кажется, мне пора завтракать. Будьте добры, позаботьтесь обо мне. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (с готовностью): Конечно, а Вы не боитесь остаться одна? РОЗА (с обидой, показывая шипы): Я ничего не боюсь, пусть приходят тигры! Маленький Принц поливает Розу из лейки. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: На моей планете нет тигров, и потом, тигры не едят траву. РОЗА (возмущенно): Я не трава! МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Простите меня… РОЗА: Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У Вас нет ширмы? Вечером же накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета… Там, откуда я прибыла… (Роза кашляет) МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (обращаясь к залу): Напрасно я ее слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны были меня растрогать, а я разозлился… МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (Розе): Прощайте. РОЗА: Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. Я люблю тебя, и моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым. Оставь колпак, он мне больше не нужен. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Но ветер… РОЗА: Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ: Но звери, насекомые… РОЗА: Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверное, прелестны. А кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти. Внезапно кричит: Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – уходи! Сцена 6 Во время монолога Маленького Принца Роза незаметно уходит со сцены. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ (обращаясь к залу): Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить. (Обращаясь к Летчику) Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо – и ты счастлив. (Смотрит на звезды). И говоришь себе: где-то там живет мой цветок… Но если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно! Маленький Принц садится и плачет. Летчик подходит, утешает, гладит по голове: ЛЕТЧИК: Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… нарисую для твоего цветка броню… Филипп Киркоров «Я не Рафаэль» Нарисовать хочу тебя на фоне звезд Чтоб лунный свет играл в глазах твоих Нарисовать хочу тебя с букетом роз В ночи что выпала для нас двоих Я не Рафаэль ну так что ж так что же Верю я что все же любовь поможет На холсте оставить глаз твоих зеленый хмель Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Но где мне краски взять где взять такую кисть Чтоб передать тепло любимых глаз Чтоб через сотни лет могла с ума сводить Такая женщина как ты сейчас Я не Рафаэль ну так что ж так что же Верю я что все же любовь поможет На холсте оставить глаз твоих зеленый хмель Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Я не Рафаэль но когда мы любим И любимый образ в мечтах рисуем Каждый кто влюблен наверно в чем то Рафаэль Занавес опускается. Продолжение - действие 2
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.