С какого возраста развивающие занятия? (0) Как у вас изменились отношения с мужем после рождения ребенк (17) Скоро Новый Год (163) Мочесборники для новорожденных отзывы (0)



Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Влияние образа собаки на духовный мир человека (по сборнику рассказов М. Пришвина "Охотничьи собаки")
Скачать (48.3 Kb) 14.09.2019, 09:09
Автор: Салахиева Ландыш, 6 класс, МБОУ "Рыбно-Слободская СОШ № 2" пгт Рыбная Слобод
Кузнецова Ирина Владимировна

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческого самосознания. Человек и животное – это не новая тема в мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе «нового времени» животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Также не нов художественный прием, когда наблюдения автора пропущены сквозь призму восприятия животного.
Современная русская литература богата произведениями, где главными героями являются собаки: рассказ А. Куприна «Белый пудель», рассказы В. П. Астафьева «Белогрудка», «Старая лошадь», рассказы Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В своем исследовании мы выявляем роль образа собаки в сборнике рассказов М. Пришвина «Охотничьи собаки».
Актуальность исследования определяется необходимостью выявить роль образа собаки в художественном произведении как зеркала души хозяина, как показатель его человечности, гуманизма. С данного ракурса сборник рассказов М. Пришвина еще не рассматривался.

В ходе исследования решались такие задачи, как выявление представления современных подростков о роли собаки в жизни человека, определение понятия образа собаки в художественном произведении; определение идейного содержания рассказа посредством характеристики образа собаки, выявление доказательства того, что влияние собаки на характер человека, его духовное состояние намного шире, нежели представления современных подростков.
Научная новизна исследования состоит в том, чтобы исследовать сборник рассказов М. Пришвина с точки зрения влияния собаки на духовное состояние человека. В работе предпринята попытка выявления роли образа собаки как средства постижения идейного замысла художественного произведения.

Гипотеза: спектр влияния собаки на жизнь человека (его духовный мир) намного шире, нежели представления современных подростков.

Цель: выявление влияния образа собаки на духовный мир человека в сборнике рассказов М. М. Пришвина «Охотничьи собаки»

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди подростков (учеников 5 классов) «Представления современных подростков о роли собаки в жизни человека».
  2. Проследить историю образа собаки в художественной литературе;
  3. Определить идейное содержание сборника посредством характеристики образа собаки.
  4. Раскрыть значение собаки в жизни М. Пришвина

Объект исследования:
Образ собаки как объект влияния на духовный мир человека в сборнике рассказов М. Пришвина «Охотничьи собаки»
Предмет исследования:
сборник рассказов М. Пришвина «Охотничьи собаки»
Методы:
анкетирование
Анализ, синтез;
Обобщение, классификация.

Глава 1. Образ собаки в мировой художественной литературе
1.1.Образы животных в мифологии и художественной литературе

Образы животных в литературе, взаимоотношения человека и животного, животное в жизни человека – это не новая тема в мировой литературе. Ее возникновению предшествовал долгий исторический путь, корни его лежат в глубокой древности, когда начиналось зарождение жизни на земле. Долгий эволюционный путь надолго объединил человека и животного. Животное помогло выжить человеческому роду на этом нелегком пути. Поэтому именно животное превозносится человеком,ему поклоняется человек , ему посвящает свои творения в скульптуре, архитектуре, живописи, и литературе.
Роль животного в мифологии исключительна велика. Животные в мифологии – способ объяснения человеком самого себя и окружающей природы. Это связано с промыслом, верованиями, духами-покровителями человека. Все эти мотивы приводят к мифам, в которых роль творца принадлежит животному. В мифах некоторых народов многие животные участвуют в мироустройстве. И в древнейших памятниках изобразительного искусства животные являются основным объектом изображений.
Если в мифах животное – божество или полубожество, то в художественной литературе оно является, чаще всего, образом, близким к реальной действительности. Животное всегда присутствовало в фольклоре каждого народа. Это было связано с родом деятельности, географическим местонахождением, особенностями культуры, традициями и обычаями.
В художественной литературе изображение животных является способом эмоционального воздействия на читателя. Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью.
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Основная мысль каждого из таких произведений – единство человека и животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе, размышляют о перепетиях жизни. Это особенно ярко прослеживается в рассказе Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
Рассказ Ф. Абрамова – это история счастья, горя и сострадания в жизни лошади. За свою долгую жизнь лошади пережили много горя, им пришлось испытать много несправедливости и зла, от былых времен бурной жизни, необходимости людям, они стали никому не нужны и об этом сильно переживают. Абрамов рассказывает о судьбе лошади, наделяя ее, словно человека, мыслями и чувствами.
Классикой мировой художественной литературы является повесть Джека Лондона «Белый клык». Наблюдения великого автора пропущены сквозь призму восприятия умного животного. Белый клык, попав из мира хищников к людям, познает, что мир людей не менее суров и жесток, что в мире людей царят звериные инстинкты.
Таким образом, художественная литература богата произведениями о животных. Одни произведения носят описательный характер, другие являются своего рода метафорой современного общества, и животные здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокостью и жалостью, весельем и грустью, завистью и грустью. Но идея всех произведений о животных – единство человека и животных, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой.

1.2. История образа собаки как вечного образа в художественной литературе
Обращение к образам животных в художественной литературе уходит корнями в глубокую древность. Начиная с древних времен отдельные животные возводились в культ, становились объектом поклонения. Таким животным приписывалась сверхъестественная сила. Культ животных существует давно.
Истоки культа этого животного следует искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Греции существовал культ собаки. В культах древней
общественности Греции, Индии образ собаки связан с образом, охраняющим потусторонний мир. Согласно древнегреческой мифологии, трехглавый адский пес Цербер сторожил выход из мрачного царства Аида, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей.
В древней Греции собака даже у богов пользовалась уважением. Использовали древние боги собак и как пастухов, и как охотников. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом».
Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, дает нам право говорить о «вечности» образа собаки.
Появление большого количества художественных произведений о животных можно объяснить следующими фактами: человек с каждым днем все более удаляется от природы, хотя был и остается ее порождением, ее детищем. Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Но зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее он ощущает в ней потребность.
Наиболее яркими, глубоко пронизывающими, эмоционально воздействующими на читателя являются произведения, в которых человеческий мир представлен глазами собаки. До глубины души трогает история собаки из рассказа А.П.Чехова «Каштанка», А.Куприна «Белый пудель», «Сапсан», повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Рассказ А.П. Чехова «Каштанка» – история собаки, страдающей от несовершенства отношений между людьми. В рассказе Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных – приемом очеловечивания. В этом случае животное наделяется способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает писателю возможность глубже раскрыть отношение человека к животному. В рассказе автор дважды приводит слова столяра о превосходстве человека над низшим существом – собакой: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра».Но эти слова звучат иронически по отношению к самому «царю природы», нередко теряющему человеческий образ. В этом рассказе автор угадывает в душевном строе Каштанки нечто близкое человеку, сравнивает ее чувства, мысли, оценки с человеческими.

Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость». Его рассказ «Сапсан» также построен на основе очелевечивания, повествование ведется от имени собаки, которая размышляет о людях, об их поступках и, которая любит людей до глубины души, сострадает им, защищает их.
Сборник рассказов Михаила Пришвина «Охотничьи собаки» можно смело поставить в ряд с этими произведениями. Эти рассказы о процессе воспитания охотничьих собак, об отношении рассказчика (воспитателя собак) к своим подопечным, об умении понимать «верных друзей человека», относиться к ним , как к детям, об умении нести ответственность за их жизни, а главное – видеть в них существа «высокого порядка», умении учиться у них становиться лучше.

Глава 2. Образ собаки в сборнике рассказов М. Пришвина «Охотничьи собаки»

2.1. Роль собаки в жизни М. Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин – известный писатель первой половины 20 века, автор блестящих повестей, рассказов. Тематика произведений Пришвина прямо или косвенно всегда связана а природой. Мир природы, животный мир, охота, странствия – основные темы его творчества. Пришвин был вполне своим человеком среди истинных ценителей традиционной классической охоты. Как он любил погонять зайца, как радовался слепящей пороше! С таким же самозабвением он отдавался лисьему гону и приходил в себя только в сумерках, когда все вокруг стихало. Но и после возвращения из леса музыка гона продолжала звучать воспоминанием пережитого. Именно таким образом по горячим следам охоты был создан один из лучших рассказов писателя — «Смертный пробег». Каждый день своей жизни Пришвин рассчитывал по календарю среднерусской охоты: в конце лета он любил охотиться с легавой.

Есть у него книги, написанные для самых маленьких деток, а есть и книги – для взрослых. Многое связывает Пришвина с собаками, которые всегда жили в его доме. Пришвин написал много и об охоте, и о собаках, и во всех своих рассказах он описывал свой личный опыт, случаи, происходившие с его собаками. Например, в сборнике рассказов «Зеленый шум» есть целый раздел, посвященный собакам, который так и называется «Охотничьи собаки». В эту книгу Пришвин включил самые забавные и милые ситуации, например, как научил своих четвероногих помощников есть горох или как проходила первая охота с любимой собакой. Именно охота и жизнь собак были для писателя неиссякаемым источником творческого вдохновения. Охоту, натаску и выучку собак Пришвин знал лучше любого другого, и кому же, как не ему, было увековечить в литературных произведениях своих любимых питомцев.
Пришвин был неразлучен с блокнотом для записей и со своими собаками
У Пришвина было много собак, и все они были охотничьи, так как сам писатель являлся страстным охотником. Была немецкая лягавая по кличке Нерль. Ей он посвятил свой очерк «Натаска Нерли», в котором вдохновенно описывает процесс обучения охоте еще юной собаки. К сожалению, Нерль не оправдала надежд хозяина, не очень-то удавалась у Пришвина охота с ней. А вот другая собака — сеттер Жалька, стал прекрасным охотником и верным товарищем Михаилу Михайловичу. Так что у писателя были разные собаки, но вне зависимости от их рабочих качеств он все-таки любил своих помощников.

2.2. Представление современных подростков о собаке (результаты анкетирования)

С целью выявления представления современных подростков о собаке было проведено анкетирование обучающихся 5-6-х классов. Каждому участнику анкетирования было предложено ответить на один вопрос «Чему может человек научиться у собаки?». Необходимо было предложить свои варианты ответа. Анкетирование прошли 50 обучающихся. Результаты приведены в таблице.

 

Качество собаки

% детей , которые написали это качество

Верность

45%

Дружелюбие

30%

Преданности

20%

Любви

15%

Уму

10%

Доверие

10%

Радость

15%

Ловкость

10%

Храбрости

10%

Как видно из таблицы, представление подростков о роли собаки в жизни человека неширокое. 45% опрошенных назвали главным качеством, которому человек может научиться у собаки, - «верность». 20% учащихся выделили качество, которое является синонимом «верности» - «преданность», в этот же рад можно поставить понятие «доверие», которое выделило 10 % анкетируемых.

30% (на 2 месте) учащихся 5-6 классов выделили такое важное качество собаки, как «дружелюбие», 10% респондентов продолжили этот ряд и назвали «любовь». По 10% у опрошенных получили «собачьи» качества: «умение радоваться», «ловкость», «храбрость».

Мы считаем , что это очень узкий спектр качеств собаки. На самом деле качеств у собаки намного больше. Мы предполагаем, что такой любитель природы, животных, собак, как знаменитый писатель Михаил Пришвин, в своем сборнике рассказов раскроет образ собаки более широко.

2.3 Образ собаки как показатель духовного состояния человека

Для того, чтобы правильно оценить творческое наследие Пришвина, надо прежде всего отказаться от предвзятого противопоставления человека природе. Пришвин принадлежал к глубоко русским художественным натурам и не мог замкнуться в природе, хотя ее изображение в отдельных произведениях иногда действительно как бы преобладает. В диких безлюдных болотах, в тишине рассвета писатель справляет свой самый торжественный праздник — победу над одиночеством. С давних пор охота стала для него драгоценным подспорьем в борьбе за творческий выход к людям. Правда, при этом он всегда придерживался собственного направления — шел своей лесной тропою. Но она выводила его сквозь дебри и топкие мхи к человеку.

Рассказы Пришвина полны раздумий. И писатель никогда не удовлетворяется готовыми книжными ответами. Он вступает в беседу с природой, увлекая нас на путь настойчивых, самоотверженных исканий.

С детской темой в творчестве писателя связано и особое восприятие охоты как «охоты за счастьем».

Со временем неизменная тяга к небывалому сменяется открытием духовных богатств, скрытых в собственном чувстве родины. В свои последние годы Пришвин отошел от охотничьей темы, занимавшей ранее столь существенное место в его творчестве. 

В его сборник «Зеленый шум» вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Вашему вниманию предлагается исследование по части сборника (V. ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ), посвященной собакам.

В сборник вошли рассказы: «Охотничьи собаки», «Лада», «Белая радуга», «Соловей-топограф», «Первая стойка», «Ужасная встреча», «Школа в кустах», «Ярик», «Кэт», «Анчар», «Предательская колбаса», «Теплые места», «Как я научил своих собак горох есть».

Автор создает образы собак, которые вызывают уважение в читателе, потому что в них автор-рассказчик видит «задушевных друзей» со своими достоинствами и недостатками. Мы видим как рассказчик не только воспитывает своих подопечных, но и сам учится у них.
Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сделать вывод, что роль собаки в жизни человека намного шире, чем представления современных подростков. Герой-рассказчик (он объединяет все рассказы), опытный охотник, «воспитатель» собак, выделяет в своих питомцах такие качества, как «упрямство», «целеустремленность», «артистические способности», «умение быть благодарными», «терпение», «выносливость», «вежливость», «понятливость», «сострадание». Он относится к своим четвероногим друзьям с уважением, «на равных», гордится их чувством «единения с миром природы», даже завидует некоторым качествам собак (уважает их таланты): чутью, слуху, мускульной силе ног и памяти, называет собаку «задушевным другом человека». Главный герой очень хорошо знает своих питомцев, он воспитывает их. Например, умело использует умение собак любить и даже ревновать. Среди охотников распространено даже такое поверье, будто у настоящего охотника за всю его жизнь бывает только одна-единственная настоящая собака.

Смысл этого поверья относится, конечно, не к рабочим качествам собаки, а к самой душе человека: по-настоящему любимой у человека может быть собака только одна.

Таким образом, автор хочет сказать, насколько важно любить собак и изучать их характер, повадки, потому что «охотничья собака – это ключ от дверей, которыми закрываются от человека в природе звери и птицы. И самое главное в этом ключе - собаке - это ее нос, удивительный аппарат для человека, способного чуять лишь немного дальше своего носа.

Так собака на охоте бывает как бы дополнением человека. Самое главное в собаке для человека - это чутье. Но чутье это не как хвост у лошади: чутье надо приставить к самому лицу человека, а лицо человека для поэта неприкосновенно. Пришвин говорит, что время древних натуралистов прошло, и теперь мы больше заняты душой человека и животных, не внешним их выражением, а внутренней связью. И если понадобится нам найти имя такой связи между человеком и собакой, то мы все знаем, имя этой связи есть дружба.

Заключение
Изучив теоретическую основу темы, проанализировав представление о собаке современных подростков, литературный опыт, использовав указанные методы и исследовав образы собак, мы пришли к следующим выводам:

  • представления современных подростков о собаке очень узки и недостаточны для понимания сущности предназначения собаки ;
  • охотничья собака – это ключ от дверей, которыми закрываются от человека в природе звери и птицы, показатель человеческой морали, уровня духовного благополучия общества;
  • у собаки человек должен ценить такие качества, как «упрямство», «целеустремленность», «артистические способности», «умение быть благодарными», «терпение», «выносливость», «вежливость», «понятливость», «сострадание»;
  • автор своей книгой говорит о том, что мы должны быть больше заняты душой человека и животных, не внешним их выражением, а внутренней связью.

Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Но зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее он ощущает в ней потребность.
очень хорошо, что в наши дни пришвинская тропа становится все более широкой. На ее росстанях встречаются, сходятся и расходятся разные путники — В. Солоухин, Ю. Нагибин, Ю. Казаков, Ю. Куранов и еще многие, многие... Они пришли в литературу со своим, новым восприятием жизни. Но оно оказалось чем-то родственным Пришвину в поэтическом отношении к природе.

 

 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
Просмотров: 73 | Загрузок: 12 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


Зимняя одежда для девочек
Биоакустическая коррекция
Путешествуем с детьми
Какую игрушку купить ребёнку?

На сайте всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2019
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
WhatsApp: +79277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-афертой.


Рейтинг@Mail.ru