Таблица умножения
Как-то раз, в сентябре, когда разразилась гроза и полил сильный дождь,
мы с моими друзьями, братьями Толиком и Малым, сидели у них на веранде
и скучали, глядя на пузыри, которые появлялись и лопали в лужах на
асфальте. Дождь то усиливался, то затихал, но полностью не прекращался.
Нечего было и думать про игру в футбол или в какие-либо другие
подвижные игры, которые мы очень любили. Молча сидели мы на топчане и
томились от вынужденного безделья и скуки. Малый вынес из спальни
неполную колоду старых игральных карт и предложил поиграть во
что-нибудь. Однако, сразу выяснилось, что играть нам не во что. Так как
братья не знали ни одной карточной игры, то я начал учить их играть в
«подкидного дурака». Раньше мне уже, как-то, приходилось со старшими
ребятами пару раз играть и неоднократно - наблюдать, как играют другие.
Опыта педагогического у меня не было, а потому обучение братьев шло с
большим трудом. Я путано объяснял им правила игры, которые и сам не
очень хорошо знал. Кроме того и колода карт была неполная, что также
затрудняло игру. Старшей картой в той колоде была дама пик. Братья
долго не могли запомнить «кто кого бьет» и что такое козырь. Тем не
менее, хоть игра наша часто и прерывалась возгласами Малого:
- «Так - не честно! Сам говорил, что дама пик - старше всех, а сам бьешь ее крестовой девяткой, выдумал какую-то козырь!», -
и другими подобными высказываниями, но, все же, со временем, пробудила
в нас азарт игроков. Каждый из нас хотел выиграть и никто не желал
проигрывать. Мы шумели, громко спорили, и иногда чуть дело не доходило
до драки, но продолжали игру и играли много раз подряд, ведя счет
полученным «дуракам». В это время из квартиры к нам на веранду вышел
дядя Валя. Он спал днем после работы в ночную смену и был разбужен
нашими громкими голосами. Мы с Толиком успели спрятать свои карты, а
Малый - замешкался и дядя увидел, что мы играем в карты. Он сказал нам:
-Доставайте карты, что вы их прячете?
Мы с Толиком испугано стали вытаскивать из карманов на стол
карты, а Малый - не испугался отца, а стал просить, чтобы он рассказал
нам правила игры «в подкидного дурака». Поглядев на нашу неполную
колоду карт и выслушав наши вопросы, дядя сказал:
- Ладно, подождите, сейчас я найду новую колоду карт и научу вас играть, но только при одном условии…!
- При каком?, -спросили мы.
- Вот подождите немного, тогда узнаете!
Через минуту он вынес из квартиры картонную коробочку с новой колодой
карт и рассказал нам какие бывают четыре масти карт, какая из карт
«старше», что такое козырь, как раздаются карты и как играть вчетвером
«два на два». После этого мы с ним начали игру «два на два». Он играл в
паре с Малым, а я играл - с Толиком. Как мы с Толей ни старались
выиграть – ничего у нас не получалось. Дядя Валя постоянно выручал
Малого, давая ему возможность первому выйти из игры, ну а потом уже, по
очереди, расправлялся с нами. Малый был в восторге, а мы нервничали от
того, что проиграли игру и обвиняли в неудачах друг друга. В то время,
когда один из нас сдавал карты или тасовал колоду, дядя Валя, шутя,
говорил нам:
-Не работает голова - работают руки! Вот я сейчас проверю, как ваши головы работают!»
Он стал экзаменовать нас, задавая вопросы из таблицы умножения, которую
мы, в то время, как раз начали проходить в школе. Убедившись, что мы с
Толей слабо знаем таблицу умножения и долго думаем, прежде чем ответить
на вопрос, а иногда даем и вовсе неверные ответы, дядя Валя забрал
колоду карт и сказал:
- В следующий раз, когда захотите поиграть в карты, расскажете мне
наизусть те столбики таблицы умножения, которые вам будут заданы в
школе, тогда и получите колоду. Вот такое мое условие!
Так как осенью погода часто портится и нам из-за дождей приходилось
подолгу сидеть в квартире, то развлечься игрой в карты мы были не
прочь, а следовательно - вынуждены были взяться за изучение таблицы
умножения. Целыми днями мы зубрили заданные в школе столбики из таблицы
умножения и учились без запинки отвечать на перекрестные вопросы друг
друга. Буквально за несколько дней таких тренировок мы выучили всю
таблицу и уверенно отвечали на любой вопрос. Даже Малый, который тогда
ходил еще в детский сад, вместе с нами тоже выучил таблицу на память.
Когда мы ответили дяде Вале на все его вопросы из таблицы умножения, он
отдал нам колоду карт навсегда. Теперь мы могли играть в «дурака» в
любое время, когда захотим. Но, еще частенько, придя с работы и застав
нас за игрой в карты, он требовал принести дневники и тетради и
проверял - как мы выполнили домашние задания и какие получили оценки в
школе. Он хвалил нас за хорошие оценки и подсмеивался над нами и
стыдил, если появлялись плохие. Нам хотелось, чтобы дядя Валя нас чаще
хвалил, и мы старались всегда вовремя делать домашние задания и
получать хорошие оценки, чтобы потом со спокойной душой играть, не
боясь опозориться при его внезапной проверке наших знаний.
Так игра в «подкидного дурака» помогла нам хорошо выучить
таблицу умножения и научила нас самостоятельно готовить домашние
задания. Видимо, в дяде Вале был природный талант педагога и природное
чувство юмора, которые проявлялись в общении с нами, детьми. Он часто
шутил и общался с нами, как с равными. Нам это льстило и мы старались
ему понравиться, «из кожи лезли», чтобы заслужить его похвалу.
Такая вот была история с таблицей умножения. А вы твёрдо выучили
эту таблицу? Если ещё не успели, то уж будьте добры, постарайтесь!
До новых встреч, друзья мои!
Ваш дедушка Зробко.
|