Эхо войны
Школа наша была практически отстроена заново на месте
развалин, которые остались после бомбежек во время войны 1941-1945 гг.
Я помню эти развалины в центре нашего небольшого провинциального
городка. Школа была достроена и готова принять учеников в ноябре. Чтобы
заполнить новую школу учениками, руководство города решило взять из
каждой школы по несколько классов и в полном составе, с классными
руководителями, перевести в новую школу. После осенних каникул, вторую
учебную четверть наш второй «Б» начал уже в новой школе, в просторном,
светлом классе. В школе был хороший, по тем послевоенным временам,
спортзал и мастерские для трудового обучения. Наш класс перевели в
новую школу из седьмой школы, которая еще раньше называлась
шестнадцатой, а впоследствии на базе той школы создали гимназию. Так я
оказался вместе со своими одноклассниками из второго «б» в новой
прекрасной школе, которая получила номер «пять». Классным руководителем
у нас была до пятого класса наша первая учительница, незабвенная Мария
Борисовна. В то время детей было много, а школ - не хватало и, поэтому,
дети учились в две смены. В разных классах нам приходилось ходить на
занятия в разное время: то в первую смену - с утра, то во вторую - с
обеда. Одно время я учился во вторую смену и жил с родителями в доме у
дедушки, так как у нас не было своей квартиры. Наш небольшой домик
находился на окраине городка у леса. Зимой, возвратившись поздно
вечером со школы домой, я любил стать на лыжи и прокатиться по
заснеженному лесу. К вечеру морозец обычно крепчает, в лесу стоит
полная тишина и… красота необыкновенная! Скользишь, бывало, по
накатанной лыжне со склона и ветер свистит от скорости у тебя в ушах, а
над тобой мелькает сквозь нависшие ветви тёмное небо с мириадами ярких
звезд, да катится по верхушкам заснеженных деревьев - огромная желтая
луна! Весной в лесу - тоже очень здорово и интересно, особенно, когда
появляются первые подснежники и брендуши. Весной, как правило, учителя
организовывали нам походы и мы ходили в лес всем классом. В выходные
дни мы сами собирались и небольшими группами по четыре-пять человек
бродили по лесу, собирали первые, появившиеся из под снега, цветы. Лето
– это самая благодатная пора и самые большие школьные каникулы, поэтому
о летних многочисленных походах в лес - разговор особый. Я очень много
времени летом проводил в лесу, собирая черешни, землянику, играя с
ребятами в «казаков-разбойников» или в «войнушку». А осенью, как
говориться, сам Бог велел ходить в лес по грибы, по ягоды. Бывало, мы с
отцом привозили на велосипедах по два мешка грибов да еще и по полной
корзине. Приходилось складывать крепкие грузди и рыжики в мешки, так
как корзины были заполнены более хрупкими и ломкими рядовками и
сыроежками. Потом мы помогали маме перемыть и подготовить к консервации
все собранные грибы и за ужином наслаждались жаренными в сметане
грибами с картошкой. Любил я ходить в лес по грибы и с друзьями, но так
как без взрослых мы грибов почему-то находили мало, то и собирать их
нам быстро надоедало и мы начинали бегать по лесу, придумывая себе
всякие подвижные игры. Игры эти иногда превращались в шалости. Помню,
как-то в лесу проводились соревнования по гражданской обороне между
командами предприятий города: по лесу ходили санитарные дружины и всех,
кого встречали на тропинках, укладывали на носилки и перевязывали
бинтами, имитируя оказание первой помощи раненым. С пролетающего над
лесом самолета в это время сбрасывались листовки и имитаторы
авиационных бомб на парашютах, которые в полёте при падении на землю
страшно выли. Все это было нам интересно. Мы бегали, собирали листовки,
подшучивали над дружинницами, но попадаться санитарным дружинам в
качестве пострадавших от бомбового удара, нам не хотелось, поэтому и
удирали от молодых сандружинниц, гонявшихся за нами с носилками и
бинтами. Потом, спрятавшись в овраге, швыряли в них из засады комья
глины, скатав глину в шарики, которые назывались «балабушки». А чтобы
увеличить дальность их полета, использовали гибкие прутья в качестве
пращи. Если балабушка попадала в цель – мы были в восторге, хотя я
думаю, что тому, в кого попадала такая глиняная «балабушка», было не до
смеха. В общем, детство наше было тесно связано с лесом, который манил
нас к себе в любое время года и мы старались воспользоваться любой
возможностью, чтобы пойти в лес, где у нас были любимые поляны и
укромные уголки для игр.
Не обходилось у нас с друзьями и без опасных шалостей, об одной
из которых я и собираюсь рассказать. Недалеко от меня, на самой опушке
леса, жил мой одноклассник - Вася В. Мы с ним дружили и частенько
вместе возвращались домой после занятий, обсуждая школьные новости,
прочитанные книжки и беседуя «вообще о жизни». Иногда он приглашал меня
к себе домой «в гости» и мы играли на лесной поляне, около его дома,
так как с его приусадебного участка калитка выходила прямо в лес. Мы
делали луки и стреляли стрелами с наконечниками из глины, играли в мяч,
резвились в стогу сена. Однажды во время одного такого моего посещения,
Вася повел меня за угол дома и показал лежащий у стены огромный
артиллерийский снаряд, из которого он выковыривал твердую желтоватую
массу, используя молоток и зубило. Я спросил, не взорвется ли снаряд,
на что он с уверенностью ответил:
- Не-ет! Эта взрывчатка называется тротил и взрывается только от
детонации, а так ее можно даже огнем разогревать и она будет только
плавиться, но не взорвется.
- Где ты взял этот снаряд? – поинтересовался я.
- Нашел в лесу, в овраге – ответил он.
- Зачем же ты его во двор притащил? Ну, ты даешь! - удивился я.
- Я знаю, где еще в овраге вымыло водой во время дождя несколько больших артиллерийских снарядов,- сказал он.
- Когда в школе объявят субботник по сбору металлолома, собирай
надежных ребят, приезжайте с тележкой ко мне и мы погрузим их и отвезем
в школу. Снаряды такие огромные и тяжелые, что первое место нашему
классу в соревновании за наибольшее количество собранного металлолома –
обеспечено!
Вася говорил очень убедительно и от этого заманчивого предложения я, конечно же, не смог отказаться.
Так мы и сделали. Когда в один из осенних дней в школе был
объявлен субботник по сбору металлолома, я, подговорив еще пару ребят,
направился с ними в лес, где нас уже ждал Вася в условленном месте. Там
мы погрузили на тачку несколько огромных снарядов, заранее припасенных
Васей для такого случая. С большим энтузиазмом мы привезли и вывалили
снаряды на асфальт во дворе школы. С радостными, раскрасневшимися от
быстрой хотьбы лицами, уверенные в победе нашего класса в соревновании
по сбору металлолома, мы нашли завхоза и попросили взвесить привезенный
нами метал. Однако, когда он, подойдя к нашей тележке, увидел то, что
мы привезли, то сразу закричал, чтобы никто из учеников к снарядам
близко не подходил и не притрагивался, потому что это очень опасно.
Взвешивать снаряды никто не стал, а доложили о происшествии директору
школы. На этом сбор металлолома был немедленно прекращен, а всех детей
отправили со школы по домам. Дежурные учителя стали вокруг снарядов и
никого не подпускали к ним до прибытия саперов из воинской части,
расположенной в соседнем райцентре. Когда я возвратился после этого
субботника домой, то увидел, что мои друзья, жившие по соседству со
мной на той же улице, тоже притащили из лесу четыре больших снаряда и
положили под анкерные опоры линии электропередач на перекрестке улиц.
Здесь у снарядов дежурили их родители, которые вовремя заметили
взрывоопасный груз и не разрешили везти его в школу. Прибывшие через
несколько часов из соседнего района, саперы увезли и взорвали все
собранные нами снаряды в овраге, далеко за городом, а с нами на другой
день провели в школе специальную «линейку» по разъяснению опасности,
которая таится в оставшихся после войны боеприпасах. Оказалось, что они
не отсыревают в земле и не теряют своих боевых качеств, как мы думали,
а остаются взрывоопасными и даже стают более чувствительными к
механическим воздействиям и тряске. А мы ведь, не зная этого, трясли
их, когда везли на тачке по ухабистой дороге в школу и затем вывалили,
опрокинув тележку, прямо на асфальт во дворе! Саперы сказали, что
снаряды оказались пригодными и были очень мощными, так что если бы они
взорвались во дворе школы, то нас и по кусочкам не собрали бы, да и
школа новая наша видимо пострадала бы. Такой вот вышел бы субботник.
Узнав об этом, мы были в шоке!
Но это была не единственная неприятная новость. То, что я
услышал от своих друзей, возвратившись домой после школы, шокировало
меня еще больше. Оказалось, что снаряды, которые лежали на перекрестке
улиц под опорами линии электропередач, тоже были пригодными и могли при
взрыве разнести в клочья все стоящие рядом дома, среди которых был и
наш дом. Если бы они взорвались, могли бы погибнуть мои родители и
дедушка и младшая сестричка!
«Слава Богу!» - снаряды не взорвались и все обошлось! Эта
проделка закончилась для одних из нас словесным внушением от родителей
и различными моральными наказаниями, а для других – поркой. Друзья мои,
на следующий день, собравшись на пригорке у клена на «нашем месте»,
показывали друг другу свои синяки и ссадины и под смешки товарищей
рассказывали кого из них как наказывали родители. Меня мама шваброй по
спине так лупила, что швабра не выдержала и треснула, - говорил один, а
меня батя офицерским ремнем так отхаживал, что следы от пряжки на спине
остались, - бахвалился другой, задирая рубаху и показывая друзьям свои
синяки.
Этот урок не прошел для нас даром, каждый дома получил от
родителей «на орехи», но зато все мы хорошо запомнили, что нельзя шутя
относиться к опасным предметам. Для многих из наших сверстников
докатилось «эхо войны» в виде взрывов разбросанных по лесам и оврагам
бомб, мин и снарядов. От взрывов боеприпасов в то послевоенное трудное
время у нас в районе каждый год гибли по глупости или неосторожности
дети и взрослые, а иные оставались инвалидами на всю жизнь. Кое-где в
нашей местности еще до настоящего времени находят взрывоопасные
предметы при проведении земляных работ. Возможно, благодаря полученному
тогда уроку мы все благополучно дожили до окончания школы и стали
взрослыми людьми. Теперь мы воспитываем своих детей, внуков и,
вспоминая свои детские шалости, переживаем, чтобы они не повторяли
наших ошибок и не подвергали свою жизнь бессмысленным опасностям.
Так что детки, смотрите чтобы «эхо войны» не докатилось и до
вас, будьте осторожны и обходите стороной найденные неизвестные
предметы. Лучше оградить их и сообщить об этом взрослым.
До новых встреч, друзья!
Ваш дедушка Зробко.
|