Наши акции



Любовь на стороне (34) Секс и дети (38) Виды эректильной дисфункции (2) Детки и планшетики (22)



Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Антропонимы как прием противопоставления в произведениях"
Скачать (520.6Kb) 15.12.2015, 10:08
Автор: Стрельбина Римма, ученица 6 Д класса МБОУ СОШ № 19 г. Сургут
Холматова Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Сургут, ХМАО-Югра

Научно-исследовательский проект 
"Антропонимы как прием противопоставления в произведениях Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" и И.С. Тургенева "Муму"

Антропонимика - наука лингвистическая и в то же время как никакой другой раздел языкознания носит междисциплинарный характер, поскольку обращается к фактам не только языкознания, но и антропологии, этнографии, истории, психологии, социологии, теории коммуникации, теологии, юриспруденции, культурологии, литературоведения. Имена собственные, в частности антропонимы, привлекают внимание логиков и философов, а также представителей других гуманитарных наук уже более двух тысяч лет [7, с.151].
Разработкой вопросов антропонимики, в том числе и литературной ономастики, занимались В.Д. Бондалетов, А.В. Суперанская, Н.В. Подольская. Из югорских ученых можно выделить А.М. Гильбурда, Н.Н. Парфенову. А.В. Суперанская в своей книге «Общая теория имен" делила значение не только семантике имени собственного, но и классификации. Н.В. Подольская впервые классифицировала ономастические термины. Данную классификацию мы используем в своем научном исследовании[2]Н.Н. Парфенова, работающая на сегодняшний день в Сургутском педагогическом университете, создала труд, который вобрал в себя северные имена и фамилии, А.М. Гильбурд занимался изучением антропонимики в произведениях М.Ю. Лермонтова. Список ученых-ономастов можно расширить такими фамилиями как Л. Успенский,  Б.О. Унбегаун и многими другими.
Литературные антропонимы представляют огромный интерес для изучения в связи с особенностями их функционирования в художественном тексте.

Таким образом, мы можем говорить об актуальности данного исследования, поскольку на фоне детально рассмотренных  изобразительно-выразительных средств в произведении антропонимы выступают как особая система, дающая характеристику художественным образам.

Проблема исследования: Критические исследования художественных произведений, анализ художественных текстов показывает, что область разбора художественного произведения находится в поле изобразительно-выразительных средств, композиционных особенностей. Нередко исследователи творчества писателей и поэтов обращают внимание на синтаксические связи в тексте. Очень редко встречаются исследования именований в контексте художественного произведения, как полноценных изобразительных средств, способствующих  раскрытию темы, идеи и проблемы, обозначенных в тексте. 
Цель исследования: Выявление функционирования антропонимов в произведениях Л.Н. Толстого и  И.С. Тургенева в качестве приема противопоставления.
В соответствии  с целью определены следующие задачи.

  1. Охарактеризовать антропонимические системы произведений Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева.
  2. Выявить приемы противопоставления посредством употребления антропонимических моделей
  3. Проанализировать особенности употребления антропонимов в тексте художественного произведения.
Объект исследования: использование имен собственных в художественных произведениях писателей XIX века как стилеобразующий элемент.

Предмет исследования: произведения писателей XIX века Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»  и  И.С. Тургенева «Муму».

Гипотеза исследования: авторы произведений дают названия персонажам не случайно. Все именования без исключения служат для реализации цели, задуманной писателем, раскрытия темы и идеи произведения 
 
В структуре художественного текста литературные антропонимы являются элементами художественной системы текста, помогают раскрывать сюжетные коллизии, эмоциональные переживания героев.
Функции антропонимов в художественном тексте базируются на свойствах и возможностях имени собственного как лингвистической категории. Однако эти функции в тексте имеют уже не коммуникативное, а эстетическое значение, которое часто выходит за пределы языкознания, и изучается в литературоведением.
Монографии ученых-ономастов, таких как Арутюнова Н.Д., Ахметзянова Л.Р., Суперанская А.В. доказывают, что имя собственное в любом произведении (прозаическом, стихотворном) несет определенную художественную нагрузку. Оно может рассказать об особенностях эпохи, в которую было написано произведение, о том, какие имена бытовали в определенной социальной среде .
Антропонимы могут служить изобразительно-выразительным приемом, помогающим понять художественный текст и систему образов. Если мы рассмотрим схему создания литературного образа, то непременно увидим, что имя героя является одной из главных и основных характеристик (см. Рис. 1). Таким образом, можно утверждать, что имя является главной составляющей всей цепи событий, происходящих в произведении.

 



 
Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
Просмотров: 419 | Загрузок: 167 | | Рейтинг: 4.0/2 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Всё лучшее — детям
Спа для беременных
Обустраиваем спальное место
Витамины круглый год

На сайте всего: 55
Гостей: 53
Пользователей: 2
rak2012cdo, lilialla2016






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2016
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Конкурсы "Мастерилкино"
Конкурсы "Любознайка"
Самарский школьный портал
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал