Сущность работы по исправлению недостатков звукопроизношения в условиях школьного логопедического пункта
(9.9 Kb)
09.12.2012, 23:56
Казанцева Людмила Алексеевеа
учитель-логопед муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с уг
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)» г. Барнаул
Сущность работы по исправлению недостатков звукопроизношения в условиях школьного логопедического пункта
Казанцева Людмила Алексеевна, учитель-логопед
2012 год
Сущность логопедической работы.
Логопедия – наука, исследующая характер и течение различных нарушений речи и создающая методы их предупреждения и преодоления.
Группы речевых расстройств. 1. Расстройство голоса (афолия, дисфолия, фоластелия). 2. Расстройство ритма, темпа, плавности речи (тахилалия, брадилалия, заикание). 3. Расстройство звуковой сморены речи (дислалия, ринолалия, дизартрия). 4. Полиморфные нарушения (алалия, афазия). 5. Нарушение чтения и письма (дисграфия, дислексия). 6. Нарушение речи на почве нарушения слуха.
Основные положения работы логопунктов: - количество и состав учащихся.
По данным исследований в возрасте от 5 до 9 лет нарушения звукопроизношения следующие: 22% - свистящие 24 % - шипящие 26 % - р 10 % - л 4, 5 % - недостатки озвончения 1 % - г-к-х 1, 5 % - j
В стране в среднем 18-24 % первоклассников имеют нарушения звукопроизношения.
Причины данных нарушений. 1. Дефект артикуляционного аппарата: - короткая уздечка; - высокое или пологое нёбо; - неправильный прикус; - малоподвижные губы и язык. 2. Нарушение фонематического слуха. 3. Нарушение слуха. 4. Расщелины (ринолалия). 5. Некоторые корковые нарушения (дизартрия),
Социальные факторы.
1. Неправильное речевое общение и восприятие. 2. Стойкие поражения головного мозга (олигофрения).
Вида нарушения звукопроизношения.
1. Отсутствие звука. 2. Искажение звука. 3. Замена звуков.
Методика работа.
1. Подготовка артикулярного аппарата. 2. Постановка: - по подражанию; - механически способ; - смешанный. 3. Автоматизация: - изолированный звук: рычание собаки, работа мотора. - в слогах (прямые, обратные, со стечением голосовых). - в словах. Игры: «Телевизор», «Разноцветный сундучок», загадки, ребусы, кроссворды, занимательные задания. - в предложениях: «Наряди елочку», «Разведчик», «Одень Веру». Закончить предложения, составить предложения по картинке, записать его, пословицы и поговорки. - в связном тексте: стишки, загадки, сказки, рассказы. Составление рассказа по сюжетной картинке, пересказы, просмотр диафильмов, прослушивание грампластинок, рассказы событий из жизни и т.д.
Особенности работы при замене звуков.
Предварительно провести работу по развитию фонематического слуха. Последовательность в следующем: 1. Развитие грубых слуховых «дифференцировок» и внимания. Игры «Где позвонили». 2. Развитие речевого слуха – способность различать голоса людей и животных». 3. Фонематический слух. - определить наличие или отсутствие звуков в слове; - придумать слова на заданный звук; - цепочка слов; - назвать предметы, начинающиеся на заданный звук; - определить место в звука в слове; - определить количество слов; - распределить картинки по количеству слогов по соответствию цифр.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.