Какого грызуна завести: советы и рекомендации для будущих владельцев
Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Окружающий мир

Из опыта работы "Экологические сказки, как средство эмоционального познания природы детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать (71.5 Kb) 16.10.2012, 00:41
Мельникова Ирина Юрьевна
воспитатель С.п. ГБОУ гимназии "ОЦ "Гармония" г.о. Отрадный "Детский сад №13"
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего вза¬мен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бу¬маги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоисти¬ческий потребительский навык очень хорошо усвоился.
А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.
Над проблемой эмоционального воспитания дошкольников через ознакомление с природой наш сад работает в течение пяти лет. В поисках нетрадиционных методов и технологий используем такие программы как: Н. Н. Вересова «Мы — земляне», С. А. Козловой «Я — человек» (воспитание у детей осознанных чувств, так как разрушение среды обитания — следствие разрушения личности человека, разрушения его духовного мира); Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас» (дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе); Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие).
Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.
В своей работе с детьми на первый план я ставлю эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет раз¬личные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети по¬нимают не сразу, для этого нужна дол¬гая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, ма¬ло дать конкретные знания о ней, не¬обходимо научить слушать ее, сопережи¬вать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже по¬знавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направление стало:
• формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
• сопереживание живому организму.
Мною были поставлены следующие задачи:
• воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• развивать чувство эмпатии к объектам природы;
• посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
• формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Ожидаемый результат:
• эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
• освоение экологических норм поведения в природе.
Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.
При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.
В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: "Жила – была Река”, "Как люди речку обидели”, "История одного пруда”, "Ходит капелька по кругу”, "Вот труба, над нею – дым”, «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.
В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.
Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:
1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.
2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.
Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: "Я мультик смотрел”. И никто не сказал: " Мне рассказывали” или " Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где "живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики, Лунтик, Смурфики и др.).
Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку "Смешарики в отпуске”, где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки.
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволили пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.
Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица моей заслуги…


Категория: Окружающий мир | Добавил: iriska85
Просмотров: 7594 | Загрузок: 747 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



X Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Весенняя мастерская"
VII Всероссийский творческий конкурс "Пасхальный перезвон"
IX Всероссийский творческий конкурс "Вечная слава, вечная память!"
Всероссийский творческий конкурс "Очарование цветов"
X Всероссийский творческий конкурс "Планета животных"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебство своими руками"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая идея"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 02.05.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.