Компресс для груди Temperature Pack отзывы (3) Платные роды или бесплатные - есть разница? (28) Дот-тест. (6) Полип в матке (4)


Главная » Дошкольное образование » Педагогу-психологу

«Школа для родителей будущего первоклассника» в детском саду
Скачать (759.0Kb) 03.11.2011, 21:29
Любина Валентина Михайловна
педагог-психолог детский сад № 13 "Рябинка" г. Чайковский Пермский край
«Школа для родителей будущего первоклассника» в детском саду


В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать нормаль-ному развитию будущих первоклассников.
Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше про-водится развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Такая организация детской деятельности приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что, несомненно, сказывается на его здоровье.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 13 города Чайковского Пермского края накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. С сентября 2007 года в детском саду функционирует «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор предлагаемой вашему вниманию программы – педагог-психолог дошкольного учреждения, специалист I квалификационной категории Валентина Михайловна Любина.
Программа предназначена для педагогов-психологов дошкольных учреждений, её реализация способствует повышению профессионального уровня психолога дошкольного учреждения, расширяют и пополняют его диагностическую и просветительскую деятельность.
Содержание программы «Школа для родителей будущего первоклассника» технологично и при желании педагогов, родителей и административном со-провождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:
•    активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обо-гащение воспитательного опыта родителей;
•    повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе

Общие положения

Участниками «Школы для родителей будущего первоклассника» (далее Школа) являются родители детей подготовительной к школе группы, педагоги дошкольного учреждения, старшая медицинская сестра, врачи детской поликлиники, учителя школ, педагог-психолог, учитель-логопед. Руководит работой Школы педагог-психолог.
Участие родителей в работе Школы является добровольным.
Занятия для родителей в рамках Школы создают предпосылки для выработки единой воспитательной стратегии, которая предусматривает содержание воспитательного процесса к реальным потребностям и возможностям, способствует усвоению родителями психолого-педагогических знаний.
Занятия, консультации и другие мероприятия в Школе проводятся на безвозмездной основе.

Организация деятельности
«Школы для родителей будущего первоклассника»

Работа Школы осуществляется на базе дошкольного учреждения. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении (в нашем случае – это ка-бинет педагога-психолога).
Планирование работы ведётся по результатам мониторинга родительских запросов (или запросов законных представителей ребёнка).
Периодичность занятий /мероприятий:  1 раз в месяц.
Количество занятий/мероприятий: 9 (девять).
Продолжительность занятий/мероприятий: 1,5 часа.

Права и обязанности участников
«Школы для родителей будущего первоклассника»

Родители законные представители имеют право:
•    на получение квалифицированной консультативной помощи по пробле-мам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе;
•    на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
•    на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспи-тания детей.
Дошкольное учреждение имеет право:
•    на изучение и распространение положительного опыта семейного воспи-тания;
•    на внесение корректировки в план работы «Школы для родителей буду-щего первоклассника» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
Дошкольное учреждение обязано:
•    организовать работу «Школы для родителей будущего первоклассника» с учетом интересов и потребностей родителей и в соответствии с планом, утвержденным заведующим дошкольного учреждения;
•    предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
Сферы ответственности участников Школы:
•    родители несут ответственность за свое поведение и соблюдение правил групповой работы;
•    педагог-психолог несёт ответственность за происходящее в пределах сво-ей компетенции.

Основные направления деятельности
«Школы для родителей будущего первоклассника»

•    оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей старшего дошкольного возраста;
•    пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
•    повышение педагогических знаний родителей детей старшего дошколь-ного возраста.

Основные принципы работы
«Школы для родителей будущего первоклассника»

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Детский сад открыт влиянию микросоциума, сотрудничает с библиотекой, общеобразовательной школой, станцией юного техника. Сотрудничество осуществляется на договорной основе.
Информация для родителей мобильна: один раз в неделю обновляется материал на стенде родителей. При оформлении стенда используются рисунки, фотографии (они в первую очередь привлекают внимание родителей, а затем доносят нужную информацию).
Родители имеют возможность прийти в группу на занятия и понаблюдать, чем занят ребенок. Педагог при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями, демонстрируя при этом корректные, позитивные способы взаимодействия и с родителями и их детьми. На занятиях такого вида ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов. Главное – каждый родитель должен быть уверен в хорошем отношении педагогов к его ребенку.
Родители и педагоги имеют возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Технология взаимодействия педагогов-участников Школы с родителями воспитанников выстраивается с учётом последовательного (поэтапного) введения информации о ребёнке и его жизнедеятельности в детском саду.
•    1 этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех!»
•    2 этап – «Трансляция родителям представлений о ребенке, которые они не могли бы получить в семье». Педагог сообщает об успехах ребёнка и особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.
•     3 этап «Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка» Диалоги, в которых активная роль принадлежит родителям, педагог только поддерживает диалог, не делая оценочных суждений.
•    4 этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка» Только на этом этапе педагог может давать советы родителям
Компетентность педагогов и соблюдение педагогической этики. Для эффективного осуществления деятельности «Школы для родителей будущего первоклассника» педагог-психолог должен владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, обладать навыками доступной трансляции родителям психолого-педагогических знаний по воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке к их успешному обучению в школе.
Для работы в Школе привлекаются педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории, умеющие осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с родителями воспитанников и различными структурами внутри и вне образовательного учреждения.
Важна открытость педагога в совместной с родителями деятельности, уме-ние  тактично, избегая панибратства, передавать свои радости, тревоги по по-воду неудач детей или неуспешного родительского опыта в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Каждый педагог, участник Школы, должен знать и владеть доверительной методикой взаимоотношений. Общение должно вы-страиваться на основе диалога, искренности, отказе от критики и оценки парт-нера по общению.
Добровольность и взаимная заинтересованность в занятиях Школы.
Работая в соответствии с годовым планом, Программой развития дошкольного учреждения, педагогический коллектив, медико-психологическая служба детского сада находится в творческом поиске инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих вовлечь родителей в активное воспитательно-образовательное пространство.
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получили удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
На наш взгляд, психолого-педагогический состав Школы нашёл ответы на эти вопросы, определив этапы последовательности в выборе приоритетов (направлений) взаимодействия с родителями будущих первоклассников.
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности через специальные семинары-практикумы «Обучение грамоте», «Развитие мел-кой моторики»; памятки и буклеты для родителей по вопросам адаптации к школе и подготовки к успешному обучению; групповые консультации; индивидуальные беседы; тесты для родителей; тематические журналы – альманахи, выпускаемые в дошкольном учреждении, «Будущий первоклассник», «Будущие первоклассники – сегодня»; родительские уголки.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада по-средством организации досуговых мероприятий: участие родителей в экскурсии по школе с детьми, проведение КВН между первоклассниками и дошколятами «Сказка ложь, да в ней намек…», совместное проведение Масленицы с детьми.
Предоставление родителям возможности посещения занятий в 1-х классах и общения с учителями начальной школы.
Побуждение родителей, участников Школы, к практической помощи в организации фотовыставок, изготовлении видеороликов и слайдовых видеопрезентаций, выпуска газет и альманахов.
Использование деловых и ролевых игр педагогического содержания, способствующих раскрепощению родителей и усиливающих эффективность усвоения психолого-педагогических знаний, успешность приобретения навыков правильного взаимодействия с будущим первоклассником.
•    отсутствие формализма в организации работы с семьей – открытость  сада, стремление педагогов не избегать «живого общения»,  полная информированность родителей об условиях жизни ребенка в детском до-школьном учреждении, высокий уровень психолого-педагогической культуры педагогов, разнообразие тематики и форм проведения собраний,  учет мнения и пожеланий родителей при организации мероприятий.
•    обеспечение своевременной диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Количество проведенных мероприятий с родителями говорит о том, что они активнее стали включаться  в решение задач по подготовке детей к школе. Качество работы Школы оценивается  родителями в ходе анкетирования Последний опрос по оцениванию деятельности Школы  в мае 2010 года, свидетельствует о том, что 94% родителей дают положительную оценку работе Школы и детского сада в целом.

Формы организации работы

Психологические тренинги. Тренинг помогает улучшить взаимопонимание в семье, повысить взаимное доверие между родителями и детьми. В результате прохождения тренинга родители:
•    узнают о возрастных особенностях детей, эффективных способах вос-питания (похвала и критика, переговоры и договоры с детьми, как использовать свои чувства во благо при воспитании, делегирование ответственности ребенку и др.);
•    научатся понимать детские сигналы, причины и цели «плохого» поведения (агрессия, страхи, протесты, негативизм, замкнутость, конфликтность, девиации) и корректировать их;
•    смогут пройти путь к принятию своего ребенка, его особенностей; пониманию, зачем им нужен ребенок, зачем они нужны ребенку;
•    приобретут навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
•    осознают стереотипы своего поведения, семейные воспитательные сценарии, переданные «по наследству» из родительской семьи: вспомнят, как было самим быть ребенком в семье;
•    поймут и прочувствуют выражение «Воспитание с радостью».
Практикумы. Семинары-практикумы проводятся с целью построения эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Для проведения можно рекомендовать следующие темы семинаров-практикумов: «Пальчиковые игры», «Сухой бассейн», «Пальцеход», «Нитяные узоры», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов-воспитателей-родителей»
Решение педагогических ситуаций. Оценка общения педагогов и родите-лей помогла администрации дошкольного учреждения провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей. Обеспечение правильного стиля общения с семьей, родительской общественностью требует от воспитателя коммуникативных умений.
Родительско - педагогическое рефлексирование и пропаганда положи-тельного опыта семейного воспитания. Девизом реализации этой формы взаимодействия с родителями могут стать слова В.А.Сухомлинского: «Я твердо убежден, что семья -это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет сводится к перевоспитанию». На наш взгляд, дошкольное учреждение и все его структурные подразделения, в том числе и «Школа для родителей будущих первоклассников», должны помогать одним родителям тиражировать уникальный опыт семейного воспитания, другим родителям, не имеющим подобного опыта предоставлять возможность, перенимать его и адаптировать к своей семье. Условия для этого есть в каждом до-школьном учреждении, а формы позиционирования могут быть различными, среди которых особо следует выделить инновационные: использование компьютерных презентаций о семье, предоставление возможности публикации семейного опыта подготовки детей к обучению в школе на страницах журналов и газет, выпускаемых дошкольным учреждением, размещение информации на сайте дошкольного учреждения. Сайт дошкольного учреждения позволят родителям задать вопрос любому специалисту и получить на него исчерпывающий ответ, советы и рекомендации.

Формы взаимодействия с родителями

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает опыт работы и результаты проведённого в дошкольном учреждении мониторинга, отношение родителей к мероприятиям в рамках Школы зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за не-достатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые ро-дителями, участниками Школы, из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме.
Формы взаимодействия с семьёй, приведённые ниже помогают решать проблемы родителей будущих первоклассников индивидуально и комплексно.
Тестирование («Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» – родители).
Анкетирование («Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?», «Оценка уровня коммуникативности педагога с родителями», «Определение стиля общения воспитателя с родителями»)
Диагностика ( «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника», методика «Половозрастная идентификация ребенка-выпускника»)
Консультации специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, ст.медсестра, учитель начальных классов, воспитатель)
Беседы и рекомендации по подготовке к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ре-бенка», «Нежелание идти в школу»)
Беседы индивидуальные, внеплановые. ( «Агрессивный ребенок», «Адаптация детей к школе»,  «Тревожный ребенок», «Почему ребенок обманывает?»
Наглядность (информационный стенд рекомендаций педагогов – специалистов; газета для родителей «Будущие выпускники – сегодня», буклеты, памятки для родителей).
Конференция для родителей «Поговорим о школе» . Диалог с родителями после прослушивания  магнитофонной записи детских мнений.
«Дошкольная видео-панорама»  – активный просмотр родителями видеороликов, слайдовых презентаций и фоторепортажей о жизни детей в детском саду, их занятиях, играх, прогулках. «Дошкольная видео-панорама» – одна из инновационных форм взаимодействия воспитывающих взрослых в «Школе для родителей будущего первоклассника», позволяющая вызвать не только интерес родителей к занятиям и другим мероприятиям в «Школе», но и (самое главное) желание активно в них участвовать, приобретать знания, перенимать опыт педагогического мастерства, необходимый для воспитания будущего первоклассника. Разрабатывая эту форму работы с родителями, я разбила условно её на три, имеющих свои задачи, этапа.
Задачи первого этапа:
•    заинтересовать родителей новой формой взаимодействия;
•    побуждать ответственных за воспитание взрослых членов семьи к систематическому посещению занятий в "Школе".
Первый этап - это возможность для родителей просто получить удовольствие, увидев на экране своё любимое чадо, где-то посмеяться, над чем-то призадуматься. На первый взгляд, всё просто, но именно этот простой приём и привлекает родителей на первых порах, а потом появляется интерес и желание посещать занятия в «Школе».
Задачи второго этапа:
•    активизировать родителей, слушателей "Школы", побуждая к рефлексии после просмотра видеоматериалов;
•    вызвать желание родителей участвовать в монтаже видео-презентаций, роликов с использованием материалов из семейного фото и видеоархива (родители в течение определённого по времени периода приносят из дома фото или видеосьёмку по определённой психологом или проблемной для них теме и все вместе монтируют материал для будущих занятий в "Школе").
Задачи третьего этапа:
•    предоставить родителям возможность через собственный видеоматериал представления семейного опыта решения проблем подготовки детей к обучению в школе;
привлечь родителей к созданию обучающих слайдовых презентаций по проблемам адаптации и подготовки детей к и обучению в школе

Результаты деятельности
«Школы для родителей будущего первоклассника»

«Школа для родителей будущего первоклассника» на современном этапе непрерывного образования является важной стороной взаимодействия до-школьного учреждения с родителями и детьми. Реализация программы Школы для родителей эффективна, она позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений. Программа помогает гармонично организовывать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника, что, несомненно, положительно влияет на личностный рост участников:
•    большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения, удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца;
•    93% детей детского сада имеют уровень развития познавательных процессов выше среднего, речь содержательна, грамматически правильна;
•    все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе;
•    90 % детей обладают организованным поведением, имеют хорошо развитую подготовленную к письму руку, сформированные навыки владения карандашом, ножницами.
Категория: Педагогу-психологу | Добавил: Ириска
Просмотров: 25783 | Загрузок: 1598 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!


Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Посуда в разрезе или как выбрать качественную посуду?
О детских садах и не только
Гигиена полости рта
Отдых в поселке Лазаревское – лучшее решение для проведения летнего отпуска

На сайте всего: 85
Гостей: 80
Пользователей: 5
Nastenok, Koalka, Людмила121158, Весна, pankovanatasha






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2018
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал