Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема: «В гостях у Звуковичков»
Цели занятия: 1.Коррекционные: -закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков; -развивать фонематическое восприятие. 2.Развивающие: -формировать навыки фонематического анализа и синтеза; -закреплять умение дифференцировать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные, звонкие, глухие; -развивать слуховое внимание; -упражнять в образовании сложных слов; -развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь. 3.Воспитательные: -воспитывать желание активно работать на занятии; -воспитывать доброе отношение друг к другу. Оборудование: карточки для определения места звука в слове, картинки со звуком –л- в названии, магнитная доска, Звуковички, звуковые часы, карточки для звукового анализа. Ход занятия. 1.Организационный момент. Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики», соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком. 2.Сообщение темы занятия. Сегодня я расскажу вам сказку. В одном Волшебном городе живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные ). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные). 3.Нахождение места звука в слове. В этом сказочном городе живут Звуковички. Они очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где находится звук –л- (в начале слова, в середине слова или в конце слова) и просигналить карточкой. Слова: лук, стул, лошадь, молоток, стол, колобок, лопата, сокол, лось, соловей, луна, полка, велосипед, лампа. 4.Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные. У Звуковичков из Звукового города произошло несчастье. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают, Звуковичком какого звука будут и называют свой «адрес». Например: -А- гласный, -Б- согласный, твердый, звонкий. 5.Звуковые часы. Посмотрите, какие интересные часы есть в домиках у Звуковичков. Давайте проверим, как они работают. Покажите на часах картинку, название которой начинается с гласного звука, с твердого согласного звука и т. д. (На часах картинки: ананас, бабочка, гриб, лист, лук, курица, улитка, хлеб) 6.Звуковой анализ слов. Звуки из сказочного города любят путешествовать. У них даже есть паровозик с чудесными вагончиками. Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов: кот, гусь, бык, конь. Каждому звуку нужно купить билет- красный, синий или зеленый. 7.Развитие слухового внимания. Звуковички хотят посмотреть, какие вы внимательные. Игра «Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей, «Га-га-га» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ- Это правда или нет? 8.Загадки. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в сказочном лесу. (Включается запись «Голоса птиц»). Какие звуки вы слышали? К нам на полянку прилетели птицы, а какие отгадайте? -Маленький певец лесной лучше всех поет весной. (соловей) -Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка) -Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем. (скворец) -Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (ласточка) -Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогуска) -Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам –враг! (грач) (На доску крепятся картинки с изображением этих птиц) 9.Словообразование. У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – чернокрылый, у ласточки белая грудка – белогрудая, у трясогуски тонкий хвост – тонкохвостая, у скворца желтый клюв – желтоклювый, у кукушки громкий голос – громкоголосая. Мы с вами побывали в сказочном лесу и послушали звуки леса. Что мы можем делать со звуками? (Звуки мы слышим и произносим) А буквы мы видим, пишем и читаем. 10.Конструирование букв. Смотрите! Это проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждой из них отнял один элемент. Помогите буквам, напишите недостающие элементы. (Дети дописывают недостающие элементы) 11.Итог занятия.
|