Предварительная работа: В течение года дети под руководством педагога сажают растения в ёмкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля, глина. Ведут наблюдение за ростом растений и развитием растений. Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта. Материалы и оборудование: Ёмкости с растениями, семена растений, стаканы с водой, фартуки, лопаточки, фото растений, салфеточки, клеёночки, фонограмма для создания музыкального фона занятия, лупы.
Индивидуальная работа: Аня Л.–учить делать выводы на основе проведённых опытов; Вика Ф. – упражнять в подборе прилагательных.
Непосредственно образовательная деятельность детей.
Дети вместе с воспитателем, встают в круг. Психологический настрой:
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Свою любовь и доброту я дарю вам, А Вы подарите друг другу.
(дети здороваются друг с другом дарят воздушные поцелуи).
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем всё о растениях. Вы согласны?
Дети: Да!»
(Звучит музыка дети проходят в группу).
Воспитатель: Ребята! В течение этого года мы с вами приступили к новым экспериментам. В чём они состояли? Дети: Мы сажали растения в разные ёмкости с землёй, с землёй с органическими удобрениями, с песком, с опилками и глиной. Воспитатель: Где мы с вами начали свои опыты? Дети: В опытной лаборатории. Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, кто руководит в лаборатории. Дети: Профессора, лаборанты. Воспитатель: Вы правы. Значит я сегодня, профессор, руководитель экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно будете помогать. Чем обычно занимаются лаборанты? Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями во время опытов, записывают, зарисовывают, фотографируют свои результаты. Воспитатель: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными растениями. Лаборанты! Приготовьтесь к работе, наденьте фартуки, и давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. Дети: Нельзя брать без разрешения, ни какие предметы, быть внимательными, спокойно вести себя в лаборатории. Воспитатель: А для того, что бы мы с вами рассмотрели наши растения, я предлагаю вам, что бы наши глаза отдохнули.
Зрительная гимнастика:
Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле наших глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!
Воспитатель: И так, коллеги, мы с вами начинаем наши наблюдения, давайте посмотрим на наши ёмкости, в которые мы посадили растения. Что вы видите? Дети: В горшочках растут растения. Это растения, которые мы с вами посадили. Воспитатель: (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях растения растут по-разному. Вы не находите? Дети: Да. В некоторых ёмкостях растения выглядят крепкими и здоровыми. А в других бледные и слабые. Воспитатель: Необходимо проанализировать ситуацию. Растение под номером 1 мы посадили… куда? Дети: В землю. Воспитатель: Вот именно! В землю! Обогащенную органическими удобрениями. Эту землю, мы приобрели в магазине, это уже готовая земля, для того, что бы в неё сажать растения. Теперь коллеги посмотрим, что стало с растениями, посаженными в обычную землю под цифрой 2. Растение тоже выглядит здоровым, но растёт медленнее, почему? Дети: Потому, что им не хватает удобрений, которые есть в земле обогащенной органическими удобрениями. Воспитатель: А сейчас ребята давайте сравним, и скажем, чем же отличаются эти две земли, для этого у нас есть лупы, и ёмкости под номерами 1 и 2. 1 это земля, обогащенная органическими удобрениями, и под номером 2 обычная земля. Давайте возьмём ёмкость под цифрой 1. И внимательно рассмотрим её. Что же мы видим с вами в 1 ёмкости? Дети: Там видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы, а так же удобрений. Воспитатель: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества листья, трава, веточки - невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Гумус способствует созданию хорошей структуры почвы. Гумусные почвы всегда рыхлые, воздухо- и влагопроницаемые. Вот почему даже в сильную жару ни что не «сгорает» в этой земле. А сейчас давайте рассмотрим обычную землю, в ёмкости под номером 2, что мы видим? Дети: земля в ней более твёрдая, комочками, в ней нет перегнивших листьев, веточек, когда высыхает, становится твёрдая… Воспитатель: Значит земля в 1 ёмкости лучше, чем во 2. Земля в 1 ёмкости рыхлая, мягкая в ней есть удобрения, поэтому и растение выглядит более здоровым, чем во 2 ёмкости. А теперь, рассмотрим, что стало с растениями, посаженными в песок в 3 ёмкости. Дети: В песке растения бледные и слабые, с высохшими макушками. Воспитатель: Ты скажи мой росток, Отчего ты занемог? Жизнь моя нелегка, Я страдаю от песка. Воспитатель: Как вы думаете, почему растения, которое росло в песке, так выглядит? Что мы можем сказать про песок? Какой он? Дети: Сухой песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений. Воспитатель: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Как помочь растению? Дети: Пересадить его в землю. Воспитатель: А мы возьмем растение И в землю поместим. Питательной средою растенье укрепим. Воспитатель: После мы с вами пересадим растение из песка в землю, и посмотрим, что из этого получится. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на 4 ёмкость. Тут мы с вами посадили растения в опилки. Как вы думаете, что такое опилки? Дети: Опилки - часть дерева. Опилки — мелкая стружка, получаемая при пилении древесины. Опилки являются отходами деревообрабатывающей промышленности, они нашли широкое применение. Они плохо впитывают воду, и вода застаивается в опилках, в них нет перегноя - гумуса. Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в опилках? Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что происходит с корнями растений, если в опилках застаивается вода? Дети: Они загнивают. Воспитатель: Правильно, корни загнивают, и соответственно растение плохо растёт. Воспитатель: Проклюнулся немного зелененький глазок. Вытянулся тонко слабый стебелек. Верхушка пожелтела, трудно в рост идти. Плохо мне в опилках - Питанья не найти. Воспитатель: А сейчас обратим внимание на растения, посаженные в глину в 5 ёмкости. Что мы можем сказать о глине, какая она? Дети: Глина рыжая, сухая глина твердая, как камень. Глина — пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в глине? Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие. Воспитатель: Правильно, а почему же растения не растут в глине? Дети: Потому что, глина жёсткая, и она не даёт корням развиваться, расти, и поэтому, растение замедляет свой рост. Листья выглядят бледными, мелкими. Воспитатель: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего сажать растения? Дети: В землю, богатую перегноем - гумусом. Воспитатель: Молодцы, ребята правильный выбор вы сделали, а для того, чтобы нам дальше с вами работать в нашей лаборатории, нам необходимо размять наши пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился. У нас в палисаднике, возле терраски, Растут голубые, анютины глазки. Анютины глазки, анютины глазки, Они распускаются, быстро, как в сказке.
Воспитатель: А мы с вами продолжаем дальше работать в нашей лаборатории. Ребята, а скажите мне какое время года, у нас сейчас с вами? Дети: Весна. Воспитатель: Что люди делают весной на огородах, участках? Дети: Убирают оставшуюся листву, копают, сажают растения…. Воспитатель: Вот и у нас с вами скоро предстоят посадки на огороде, но у нас одна беда, все семена перемешались, вы поможете мне их разобрать? Дети: Да. Воспитатель: Вот здесь на столах у меня ёмкости с семена, которые перепутаны, ваша задача сейчас их разобрать. Каждый вид семян вы помещаете в свою ёмкость, обратите внимание на картинку. Дети выполняют работу в группах: по 5 человек 4 группы. Воспитатель: А сейчас давайте с вами поговорим, ещё об одном важном для жизнедеятельности растений – это удобрения. Пройдёмте с вами по лаборатории. Для нормальной жизнедеятельности растения должны получать из земли необходимые витамины. При недостатке их этого замедляется рост растений, и они плохо зацветают; нехватка их вызывает посветление листьев. В цветочных магазинах продают готовые смеси минеральных удобрений, которые употребляют согласно прилагаемой к ним инструкции. Удобрения бывают жидкие в виде раствора, сухие – в виде порошка (показать) или гранул. Подкормку начинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в две недели; заканчивают её осенью.
При поливе питательными растворами необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на растение. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное. Излишняя подкормка может погубить растение.
Физминутка: Воспитатель имитирует посев семян: Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно! Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли. (дети опускаются на корточки) Как весною в ранний час семена взошли у нас. Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются) "Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки, над головой машут кистями рук) Мал еще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз) Только-только из пеленок (дети наклоняют голову в разные стороны)
Воспитатель: А сейчас, коллеги, нам необходимо рассмотреть наши результаты наблюдений на фото. Воспитатель: Чтоб смог росточек распуститься, В земле он должен поселиться. А мы его польем водицей - Пускай скорей укоренится. Пусть солнышко его согреет, Пусть урожай скорей поспеет. А сейчас, давайте вспомним ещё один наш эксперимент с луком. В чём состоял наш эксперимент? Дети: Мы наблюдаем за ростом лука, который посажен 1 в землю и помещен в темное холодное место, а 2 поставлен на светлое, тёплое место. Воспитатель: Совершенно верно, мы с вами наблюдали за его изменениями, которые произошли с нашими опытными луковицами. Приглашаю вас в лабораторию. Воспитатель: В ёмкостях выросли луковицы. Но пёрышки взошли по-разному. Вы не находите? Дети: Да. Во 2 пёрышки выглядят крепкими и здоровыми. А в 1 редкие и слабые, бледно-зелёные. Воспитатель: Вам необходимо проанализировать ситуацию. Эту 1 ёмкость мы ставили куда? Дети: В тёмное, холодное место, и пёрышки появились слабые, бледно-зелёные, больные. А 2 ёмкость стояла на светлом, тёплом месте. И пёрышки здесь проклюнулись быстрей, и выглядят хорошо, тёмно-зелёные, сочные, жирные, и корешки длинные. Воспитатель: Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни? Дети: Свет, тепло, вода, воздух. Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас давайте вспомним, какими способами мы сажали с вами растения? Дети: Семенами, отростками, черенками, делением корня, отпрысками. Воспитатель: Какие растения мы сажали семенами? Дети: Огурцы, бархатцы. Воспитатель: А как мы сажали хлорофитум? Дети: Делением корня, отпрысками или детками. Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, что мы с вами видим? Дети: Что растения посаженные детками, растут быстрее, чем делением корня, но они меньше. Воспитатель: А, что бы нам продолжить дальше работать в нашей лаборатории, я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться, сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте, что вы сейчас превратитесь в красивый цветок. Давайте попробуем!
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Росли - росли…и вот вы уже большой и красивый цветок! Теперь разведите руки в стороны.
Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему. Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо отдохнули, но у нас с вами ещё есть задания. Вам нужно будет посадить фасоль в землю. 1 ряд сажает сухую фасоль, 2 ряд фасоль которую, мы с вами замочили на ночь, а 3 ряд сажают пророщенную фасоль. Возьмите ёмкость под номером 1, и посадите в неё фасоль. Сажать нужно правильно, аккуратно, когда вы будете класть фасоль, то её нужно класть вверх глазком. Что нужно сделать в первую очередь? Дети: Раскопать ямку лопаточкой, потом немного полить, затем положить фасоль присыпать её землёй, и ещё немного полить. Воспитатель: Хорошо приступайте к выполнению задания.
Дети сажают с комментированием действий.
Воспитатель: А сейчас первые столы 1, 2, 3 ряда свои посадки накроют полиэтиленовым пакетом, и посмотрим, где же семена фасоли взойдут быстрее? Ребята скажите, зачем мы накрыли пакетом наши посадки? Дети: Для того чтобы земля не сохла, под пакетом земля будет тёплой. Воспитатель: А сейчас подведём итог наших опытов. Я сейчас буду вам показывать карточки, а вы должны будете назвать, где и как мы их использовали в наших опытах, на нашем сегодняшнем занятии. Подвожу итог занятия, поощряю детей.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.