Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Путешествие Незнайки в осенний лес» в средней группе.
Цель: Формирование умений определять направления в пространстве, используя в речи термины «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Задачи: 1. Закреплять умение детей ориентироваться на микроплоскости и на себе. 2. Развивать наглядно-образное мышление, воображение детей. 3. Закреплять осенние изменения в природе. 4. Развивать и обогащать новыми словами речь детей; учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос. 5. Воспитывать культуру общения у детей: выслушивать, не перебивая, ответы своих товарищей и педагога.
Коррекционные задачи: Развивать цветовосприятие, глазодвигательную функцию, мелкую моторику.
Оборудование: игрушка Незнайка, мяч, машина игрушечная, большой настенный ковролинограф, листья деревьев из картона на «липе» (кленовый - 2 шт., дубовый, березовый), индивидуальные карточки с заданием (по количеству детей) с силуэтным изображением листьев, фломастеры оранжевого цвета (по количеству детей), желтые карандаши (по количеству детей), большой конверт, стрелки из картона на «липе» (4 шт.).
Ход занятия:
I. Сюрпризный момент: внесение игрушки Незнайки. Дефектолог предлагает Незнайке поиграть с мячом. Дефектолог: - Я буду бросать мяч, а ты, Незнайка, говори, куда я бросила. (Педагог подбрасывает мяч вверх). - Куда бросили мяч, Незнайка? Незнайка в затруднении. - Давайте, ребята, поможем Незнайке. (Дети говорят, употребляя пространственные термины «вверх» и «вниз»). - А теперь ты, Данил, поиграй с Незнайкой. (Затем дети по очереди бросают мяч вверх или вниз. Незнайка хвалит, а остальные дети контролируют выполнение задания ребенком). Дефектолог: - Ну, что, Незнайка, теперь ты хорошо запомнил, где вверх, а где низ? Незнайка: - Да. Спасибо вам, ребята!
II. Незнайка: - Ух, ты! У вас еще здесь есть машина! (Машина стоит на полу). - Можно мне покататься на вашей машине? Дефектолог: - Садись, Незнайка, мы тебя покатаем. Дефектолог катает машину вправо и влево. - Ребята, в какую сторону едет машина? (Вправо). - А теперь? (Влево. Если дети затрудняются, помогают руки – правая рука – правая сторона). Незнайка: - Как хорошо кататься на машине! Теперь я могу отправиться в путешествие в лес. Дефектолог: - Незнайка, а ты знаешь, какое сейчас время года в лесу? Незнайка: - Не знаю. Дефектолог: - Помогите ему, ребята! Дети: - Наступила осень. Дефектолог: - А что происходит в природе осенью? Дети: - Стало холодно, листья опадают и т.д. Дефектолог: - Правильно, почти все листья опали с деревьев, но вот налетел ветер, и разлетелись наши листочки в разные стороны.
III. Дефектолог подводит детей к большому ковролинографу, на котором прикреплены 4 цветных осенних листочка: справа, слева, вверху и внизу. Дефектолог: - Какие листочки прилетели к нам на ковролинограф? Покажите рукой и скажите, где находится кленовый (березовый, дубовый) лист? Дети: Кленовый лист лежит внизу. Дефектолог: - Это направление вниз можно показать стрелкой. (Педагог прикрепляет стрелку рядом с листом. Затем дефектолог спрашивает про остальные листья, а дети стрелками обозначают направление).
IV. Зрительная гимнастика. Дефектолог: - Смотрите, ребята, один листочек никак не может приземлиться. Давайте проследим глазками за его полетом. Дети следят глазами.
V. Дефектолог: - Посмотрите, ребята, озорник – ветер не только разбросал листочки на ковролинографе, но и забросил их к вам на столы. (Дети садятся за столы. У каждого ребенка – карточка с контурным изображением листьев вверху, внизу, слева, справа. У всех детей на карточке листья расположены по-разному. Дети рассматривают листья). Дефектолог: - Какие листочки вы узнали? Раскрасьте желтым цветом лист березы. Где лежит лист березы? Заштрихуйте оранжевым цветом кленовый лист. Где он находится? Молодцы! Дефектолог: - Давайте, ребята подарим свои работы Незнайке, чтобы он отнес их своим друзьям в Цветочный город, и они раскрасят остальные листочки. (Дети складывают готовые работы в конверт и отдают Незнайке).
VI. Физкультминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их, Оглянулись: через левое плечо, Через правое еще. Дружно присели, пяточки задели. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. (После физкультминутки включить спокойную музыку).
VII. В это время дефектолог снимает стрелки с фланелеграфа и раскладывает их на полу. Дефектолог: - Посмотрите, ребята, стрелки у нас были на фланелеграфе, а теперь лежат на полу. Это, наверное, опять ветер напроказничал. Куда ведут стрелки? ---> ---> ---> К дверям. А как вы думает, почему? Дети: - Потому, что наше занятие заканчивается и нам пора идти в группу. Дефектолог: - Посмотрите, как лежат стрелки? ---> ---> ---> Дети: - Друг за другом. Дефектолог: - Значит, мы тоже пойдем, друг за другом, т.е. у нас получилась колонна. А если я вот так положу стрелки: ---> ---> ---> ---> - Как вы будете выходить? Парами Дефектолог: - Правильно, давайте встанем парами и дружно пойдем в группу. Наше занятие закончилось.
|