Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Капельки» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сероштан Лариса Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №2 г. Алексеевка Белгородской области
Цель: • познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – парообразным и твёрдым; • выявить свойства и качества воды: превращаться в лёд (замерзать на холоде), в пар (при нагревании); • закрепить представление детей о свойствах воды (не имеет запаха и цвета); • закреплять навыки работы в лаборатории; • стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы; • гармонизация детско-родительских отношений в процессе совместной экспериментальной деятельности,
Оборудование:
Воздушные шарики, пластмассовые стаканчики, ёмкости для воды, фильтры, снег, лёд, чайник, зеркала, салфетки, микроскопы, воронки, глобус, фломастеры, альбомы «Хочу всё знать».
Ход занятия.
Грамзапись: журчание воды. Стук в дверь. Воспитатель встречает гостя. Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пожаловал странный гость. Ты кто? Капелька. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капелька (грустным голосом). Дети. Капелька, почему ты такая грустная? Капелька. Мне очень грустно, потому…(плачет). Дети. Что ты плачешь, расскажи скорее. Капелька. У меня были две сестрички. Мы жили дружно, никогда не ссорились. Однажды, солнышко грело так сильно, что одна из моих сестриц превратилась в пар. А потом нагрянул мороз. Вторая сестрица в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла на месте, превратившись в красивую снежинку. А я успела спрятаться, да вот и осталась капелькой. Но одной мне скучно и грустно, и я решила прийти к вам и попросить помочь мне расколдовать моих сестёр. Помогите мне, пожалуйста, ребята! Дети. Конечно, поможем, Капелька! Воспитатель. А для этого нам надо отправиться в нашу лабораторию. Посмотрите, ребята, Капелька нам накапала целых две лужи (лежат два обруча, в них - воздушные шары). Давайте и мы превратимся в капельки и отправимся в путь. Дети (берут воздушные шары). «Раз, два, три – лети!» Дети перемещаются в исследовательскую лабораторию. Воспитатель. Вот мы и на месте. Давайте положим свои капельки в лужицы и приступим к работе. На столе у воспитателя предметы: лёд, снег, глобус. Воспитатель. Ребята, что вы видите? Дети. Снег и лёд. Воспитатель. Какой снег? Дети. Белый, рыхлый, мягкий. Воспитатель. А лёд какой? Дети. Твёрдый, прозрачный. Снег и лёд дети пробуют на ощупь. Воспитатель. Про снег и лёд мы поговорим позже. А сейчас мы обратим внимание на этот предмет. Что это? Дети. Глобус. Воспитатель. Да, это глобус. Вот так выглядит наша Земля из космоса. А что на глобусе обозначено синим цветом? Дети. Вода. Капелька. Ой, как интересно (повеселев)! Воспитатель. Давайте, ребята, расскажем Капельке, что мы знаем о воде. 1-й ребёнок. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, море, океане И водопроводном кране. 2-й ребёнок. Как сосулька замерзает, В лес туманом уползает. На плите она кипит, Паром чайника шипит. 3-й ребёнок. Без воды нам не умыться Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить Без воды нам не прожить. Воспитатель. Да, ребята, без воды прожить нельзя. А теперь давайте расскажем Капельке о тех свойствах воды, которые мы уже с вами знаем, а также познакомимся с новыми. Вызываю детей поочерёдно, они выбирают те свойства воды, с которыми мы знакомились на прошлом занятии (прозрачность, отсутствие запаха). Воспитатель. А сейчас мы познакомимся с новыми свойствами воды. Для работы нам понадобится рабочая одежда (дети надевают колпаки и халаты, родители помогают). Воспитатель. Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомним правила проведения опытов. Дети. Не толкать соседа во время работы. Сначала посмотреть, потом повторить. С горячей водой быть осторожным. Материал убери и положи на место. Опыт 1. Воспитатель наливает в таз из чайника горячую воду, дети подставляют зеркало. Воспитатель. Что произошло, ребята? Дети. Зеркало запотело, появились капельки. Воспитатель. Да, вода превратилась в пар при нагревании. А когда пар попадает на холодное место, в данном случае – зеркало, он опять превращается в воду. Вода – пар. Дети делают вывод. Воспитатель. Ребята, а теперь давайте вернёмся к снегу и льду. Что с ними произошло? Дети. Снег и лёд растаяли. Воспитатель. Почему? Дети. Потому что в комнате тепло. Воспитатель. Что растаяло быстрее? Почему? Дети. Снег растаял быстрее, потому что он рыхлый, а лёд – медленнее, потому что он твёрдый. Воспитатель. А почему на улице снег и лёд не тает? Дети. Потому что холодно. Воспитатель. Ребята, а снег и лёд кушать можно? Почему? Дети. Грязный, холодный, можно заболеть. Воспитатель. Давайте убедимся, что снег и лёд грязный. Опыт 2. Налить талую воду в стаканы, предложить родителям капнуть пипеткой на стекло в микроскопе и посмотреть, что произойдёт. Воспитатель. Ребята, что вы видите? Дети. Грязь, песок. Воспитатель. Чтобы лучше убедится, что мы видим грязь и песок, воду профильтруем.
Опыт 3. Вылить воду из стаканов в стаканы с фильтрами. Воспитатель. Ребята, что вы видите на фильтрах? Дети. Песок, грязь. Воспитатель. А теперь давайте отдохнем. Физкультминутка. Земля! (дети приседают). Воздух! (поднимают руки вверх). Вода! (волны руками). Воспитатель. А теперь давайте зарисуем свойства воды, которые мы знаем и с которыми сегодня познакомились. Дети зарисовывают в альбомах свойства воды. Воспитатель спрашивает детей о тех свойствах воды, которые они зарисовали. Капелька. Спасибо, вам, ребята, теперь мне пора возвращаться расколдовывать своих сестричек. Я так много сегодня узнала о воде. Воспитатель. А на память тебе мы подарим эмблему нашего клуба «Капелька». Ты станешь участником нашего клуба. Капелька. Спасибо! До свидания, ребята! До скорой встречи! А на память я вам подарю волшебные капельки. Дети прощаются с Капелькой. Воспитатель. Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Снимем рабочую одежду, возьмём волшебные капельки и в путь. «Раз, два, три – лети!» Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Дети. Да. Воспитатель. О чём мы говорили? Дети. О воде. Воспитатель. Ребята! Запомните навсегда: Символ жизни на земле – вода! Экономь её и береги, Мы ведь на планете не одни.
|