Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Чудеса на весенней полянке
Программные задачи:
1.Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова.
2.Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
3.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком.
4.Развивать фонематический слух детей.
5.Воспитывать интерес к образовательной деятельности.
Материал дем-ый: иллюстрации весны, картинки: жук, подснежник, жаворонок, фланелеграф, картина – схема «жуки», указка, фишки синего, зеленого, красного и черного цветов, ручеек.
Материал разд–ый:дид. игра «Цветочки-лепесточки», картина – схема «жуки», указка, фишки синего, зеленого, красного, черного цветов, картинки жучки.
Ход НОД:
1. Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой... (А.Плещеев)
Какие перемены в природе подсказывают нам, что наступила весна?
Д: Снег тает, проталины, птицы прилетают из теплых стран и т.д
В: Предлагаю вам отправиться на волшебную полянку. Вокруг себя повернись, на полянке окажись
Отгадайте весенние загадки
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (Подснежник)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт.
Летит, воет, сядет – землю роет.» (Жук)
В: Какой один и тот же звук слышится в этих словах?
Д: Во всех словах слышится звук (ж).
В: Кто все расскажет о звуке (ж).
Д: Звук (ж) это твердый согласный звук.
В: Подумайте и назовите мягкого братца.
Д: Я думаю, что у звука (ж) нет братца.
В: Правильно его нет, звук (ж) одиночка.
2. В: Через весенний ручеек тот перешагнет, кто слово со звуком (ж) назовет. Слово называйте звук (ж) выделяйте.
(Дети называют слова со звуком (ж) и перешагивают через ручей.
3.В: Какие звуки можно услышать на улице?
Д: Звонко поют птицы, капель и т.д.
В: На нашей полянке появились цветы-первоцветы. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цветочки-лепесточки». Я буду вам называть звук, а вы поднимайте цветок нужного цвета. Если я назову гласный звук, цветок какого цвета вы поднимите?
Д: красный
В: Если я назову твердый согласный звук, цветок какого цвета вы поднимите?
Д: синий
(Воспитатель называет звуки, дети поднимают цветочки).
4. В: Как вы думает, кто собирает пыльцу с цветов?
Д: жуки
В: На нашу поляну прилетели жучки. Какую песенку они поют?
Д: ж-ж-ж
В: Посадите на ладошку жучка и летите на свои места.
(Дети занимают свои места.)
В: Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом «жуки». Приготовьте карточки для звукового анализа. Сколько звуков в этом слове?
Д: четыре звука
В: Как вы узнали?
Д: сколько клеточек, столько и звуков.
В: Поставьте указку на начало слова. Скажите слово «жуки» так, чтобы услышали первый звук, задерживайте указку под первой клеточкой. (дети читают слово, интонационно выделяя первый звук, задерживают указку под первой клеточкой) Назовите первый звук.
Д: первый звук (ж)
В: Кто все расскажет об этом звуке?
Д: звук (ж)твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой
(Дети вместе с воспитателем проводят звуковой анализ)
4.Физ/минутка
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала ти...
5.Дид. упр. «Какого звука не стало?»
В: На весенней полянке происходят чудеса. Раз два, три глазки запри. (Воспитатель убирает фишку звука (у))
В: Какого звука не стало?
Д: не стало звука (у)
(далее фишки убирают дети)
6.Дид. игра «Живые звуки»
(Воспитатель предлагает четырем детям взять на себя роль каждого звука. Читают слово. Меняются местами. Вновь читают слово. Делают вывод: каждый звук должен занимать свое место).
7. В: Пора наводить порядок на весенней полянке. Уберите фишку звука (у, и, ж ) (Ребенок выполняет задание у доски все остальные на местах) Фишка какого звука осталась?
Д: осталась фишка звука (к).
В: Уберите ее.
Наша прогулка на весеннюю полянку подходит к концу. С каким новым словом вы сегодня познакомились. В свободное время нарисуйте весенний рисунок. Тогда мы сможем оформить весеннюю выставку.
|