Конспект занятия по декоративному рисованию
с детьми 5-6 лет
«Русская матрёшка»
Автор: Маркина Наталья Алексеевна
Должность автора: Педагог
дополнительного образования
Название учреждения,
в котором работает автор: ГБУДОД ООДТДМ им. В.П.Поляничко, ДОК «Полянка» г.
Оренбург
Тема: «Русская
матрёшка»
Цель: Продолжать
знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.
Возраст: 5-6 лет
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей
с народной игрушкой – матрёшкой;
- учить составлять узор из
отдельных элементов;
- упражнять в рисовании
узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;
- развивать чувство цвета,
ритма в узоре.
Оборудование и материалы:
силуэты матрёшек из альбомного листа,
гуашь, кисти №1-3,ватная палочка,
стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для
росписи матрёшек, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для
росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная
музыка, сундучок.
Ход занятия:
1.Организационный
момент.
Дети входят в комнату под русскую народную
музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает
пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит
сундучок).
Сказительница: Здравствуйте,
мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я
хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я
хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.
Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот
угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок – глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: матрёшка
Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у
детей были матрёшки. Вот ещё, какая загадка про матрёшек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Сказительница: (рассказ сопровождается показом иллюстраций и
игрушек – матрёшек)
Кажется, что матрёшка пришла к нам из
мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим
больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это
то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые
издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были
полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка –
присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали
матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее
распространённым на Руси.
На Руси в давние времена у людей в
разных местностях были свои особенности костюма. Поэтому есть такие названия
матрёшкам в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские,
Семёновские, Полхов-майданские и т.д. Все эти матрёшки отличаются друг от друга
и имеют свои особенности. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на
память о нашей стране, она стала
традиционным русским сувениром.
Для того чтобы матрёшки получились
красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после
этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна –
весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который
старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.
Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская
игрушка?
(Педагог обобщает ответы детей.)
Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в
русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были
платки, кокошники или вышитые повязки.
Раньше русские женщины носили очень
длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами,
одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки
ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки
на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
2.
Основная часть.
Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи
матрёшек. Проходите в мастерскую за столы. И первое, что вы должны сейчас
решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ
сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже
красный)
(Педагог
показывает заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки с лямками 2-3 варианта.)
Дети закрашивают
платок, лямки и окантовку сарафана.
Физкультминутка
Сказительница: А
пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А
какое же веселье без игры! вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную
игру «Заря».
Проводится игра «Заря» (3-4
минуты)
Правила игры. Бегущие не
должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому
положить ленту.
Дети встают в
круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и
говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними
словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и
они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места,
становится зарёй. Игра повторяется.
Педагог показывает таблицу узоров для
росписи матрёшек.
Сказительница: А вот и набор узоров, которые использовали мастера при росписи. Они
немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла
матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их
рисовать кисточкой и ватной палочкой.
К доске вызываются 2-3 ребёнка для
показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы,
ягодки, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках.
Со всеми детьми вспомнить движение
руки при рисовании цветка в «воздухе»
(повороты кисти руки).
Сказительница:
Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по
вороту и по краю рукава.
(Показ образцов с разными вариантами
использования узоров).
Дети приступают к росписи своих матрёшек. Во время их работы
тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит
детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно
добавить.
3. Итог занятия.
После окончания работы все матрёшки вывешиваются на ширму. И
дети вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую,
яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т.д.
Сказительница: Ну
что ж, за такую замечательную работу положена награда.
Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер».
Вы её заслужили, потому что поработали на славу.
Длительность занятия
30 минут.
|