Конспекты занятий по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры» для второй младшей группы
01.03.2012, 23:46
Федорова Ольга Павловна
воспитатель МБДОУ города Астрахани №52 "Росинка"
Г. Астрахань МБДОУ № 52 «Росинка» Воспитатель Федорова Ольга Павловна
Конспекты занятий по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка. ( 2-ая младшая группа)
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.
Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.
Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения. Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. - Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются) - Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши? Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? Дети: - Это матрешка. Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь. Путь не близкий будет, не беда С музыкой нам весело, хорошо всегда. (под музыку дети идут по дорожке) Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок) Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка. -Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это? Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Воспитатель: - Из чего делают матрёшку? Дети: - Из дерева, молодцы! Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек. Дети читают стихи.
Матрёшка на окошке, в ярком сарафане И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки. Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.
Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке) Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская) -Ребята, это Семёновская матрёшка. ( показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. - А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. -Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.) -Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём? -Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей) -Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо». - А мы сейчас с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают) На ногах сапожки топают матрёшки. (топают) Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо) Всем знакомым поклонись. (дети кланяются) Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся) В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают) Вы похожи словно сёстры. (качают головой) Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают) (Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика) -Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки) -Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные. -Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их) -Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики) -Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)
Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке, А которая осталась Больше всех перепугалась.
-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку) -Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась. -Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)
Тема: Знакомство с костюмом Дуняши. ( 2-ая младшая группа)
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.
Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.
Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? Дети: - Да. Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята? -Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка) -Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка? -Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези) -Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная? -Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка? -Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу) -Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть. -Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки) -Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг) -У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно. -Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм») -В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. ( показ) -Повторим все вместе – это рубаха. -Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан. -На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник. -На ногах – лапти (показ) (каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти) -Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки. -А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса». -Дуняша, а ты хочешь послушать потешку? (ребенок читает потешку) Расти коса, до пояса не вырони ни волоса. Расти косынька до пят все волосоньки в ряд. Расти коса не путайся маму Дуня слушайся. -Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.
Физкультминутка. Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём. Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин. В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно. Никого не обижать всех соседей уважать. -Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем? -Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку) -Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки) -Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше) -Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали. -Вы рады, что помогали Дуне? -За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши». -Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру. -На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.