МДОУ «Детский сад № 35»
О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА УЛИЦАХ ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Кондрашина Светлана Петровна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Соликамск
С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Основные причины несчастий – переходы улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Задача педагогов уже в детском саду формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах. Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Коллектив МДОУ «Детский сад № 35» г. Соликамска осуществляет работу по обучению детей безопасному поведению на улицах города через игру, как ведущий вид деятельности дошкольников. С младшего дошкольного возраста дети вместе с родителями и педагогами дети посещают комнату по безопасности дорожного движения, где в игровой форме знакомятся с различными видами транспорта, изучают дорожные знаки и правила безопасного поведения с помощью макетов, наглядного материала, дидактических игр. Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает знакомство с дорожными знаками. Начинает активизироваться знаково – символическая функция мышления, появляется желание расшифровать информацию, скрытую в дорожных знаках. Среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации. К играм, которые учат детей самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры. Инициативная группа педагогов МДОУ «Детский сад № 35» разработала компьютерную дидактическую игру «Дорожная азбука». Игра выполнена в виде слайд-шоу с гиперссылками с помощью Microsoft Power Point (Размер 23 Мб). Игра «Дорожная азбука» разработана для детей 6 – 9 лет Требуемые навыки: уверенное перемещение курсора по дисплею с помощью манипулятора «мышь» При отсутствии у ребенка требуемого навыка игра может использоваться только как диагностическое игровое задание (взрослый выполняет действия, а ребенок только отвечает на вопросы). Дидактическая компьютерная игра «Дорожная азбука» направлена на обобщение знаний детей о транспорте, о дорожных знаках и их классификации. Способствует развитию навыка самоконтроля и рефлексии собственной деятельности. Состоит из четырех раундов: 1 «Разминка» - дети отгадывают загадки о транспорте и указывают курсором на картинку отгадку. 2 «Знатоки транспорта» - дети отвечают на вопросы и с помощью курсора выбирают картинку – отгадку. 3 «Знатоки дорожных знаков» - дети отвечают на вопросы различного характера: заданные в стихотворной форме, предусматривающие выбор «лишнего», сформулированные в виде отрицания, и с помощью курсора указывают на цифру, расположенную рядом с нужным знаком. 4 «Правильно – неправильно» - дети с помощью курсора выбирают цифру, рядом с которой дорожный знак правильно расположен на картинке. В каждом раунде, при правильном ответе, на слайде появляется значок «Улыбка», при ошибочном ответе появляется значок «Огорчение», и ребенку предоставляется возможность исправиться. В карточке самоконтроля ребенок отмечает только правильные ответы. В конце игры подсчитывает их и получает виртуальный подарок, изображенный на слайде, в соответствии с количеством набранных очков (21-30 – высокий уровень, 15-20 – средний уровень, 0-14 – низкий уровень). Игра безопасна для зрения, так как во время игры взгляд ребенка перемещается с дисплея на лист самоконтроля. Слайд не содержит лишних элементов, используется белый фон и основные цвета шрифта, подобран оптимальный размер шрифта Правила игры содержатся непосредственно в слайдовой презентации. В дошкольном возрасте дети играют при помощи взрослого. Задача взрослого: читать правила и задания на слайдах. В младшем школьном возрасте дети играют самостоятельно при беглом осмысленном чтении и с частичной помощью взрослого, если навык чтения еще недостаточно сформирован. Данная игра может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и в условиях семьи Для того, чтобы начать игру нужно Взрослому: 1. Ознакомиться с пояснением к игре. 2. Вставить диск в дисковод 3. Открыть слайдовую презентацию 4. Включить режим показа слайдов (F5) 5. Приготовить маркер или фломастер на водной основе 6. Предложить ребенку поиграть в игру. Например: «Посмотри, здесь интересная новая игра, давай поиграем?» Ребенку: 1. Удобно сесть за компьютерный стол. 2. Выполнять задания, помещенные на слайдах. Игра апробирована в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад № 35» г. Соликамска; заняла третье место в муниципальном смотре – конкурсе дидактических и методических средств обучения. Понимаем, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строим свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками и полученные в детском саду знания использовали для формирования у детей осознанности выполнения правил безопасного поведения на улицах города.
|