Ни дня без строчки
Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды

На сайте всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Главная » Развивающие занятия для дошкольников » Развитие речи

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством знаково-символической деятельности

Скачать (4.55 Mb) 28.05.2023, 19:59
Валова Светлана Ивановна
воспитатель МДОБУ "Детский сад 14" г.Минусинск, Красноярский край
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством знаково-символической деятельности»

Автор: Валова Светлана Ивановна,
Красноярский край, г. Минусинск,
МДОБУ «Детский сад №14»

Цель: познакомить участников мастер-класса с особенностями работы со знаково-символическими моделями, технологией создания знаково-символических моделей, способствующих эффективному восприятию и усвоению учебного материала обучающимися с ОВЗ.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Аннотация. В данной статье раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника? - как происходит обучение? Рассматривается структура мнемотехники - мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, коллаж. Игры.

Введение
Поскольку процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии и опирается на обмен сообщениями, то необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут заменить или дополнить недостаточность устной речи. Таким средством является знаково-символическая деятельность.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У детей с ОВЗ часто отмечаются нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. Поэтому при развитии речи детей с ОВЗ педагогам приходится использовать различные инновационные, творческие методики и технологии.

Одной из таких методик является мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги».

Основное содержание
В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному:

Метод мнемотехники включает в себя: модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические); звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), картинографию, коллажи, планы-схемы, метод рифмовки, сказки–ассоциации, мнемотаблицы, «материальная» и «пальчиковая» мнемотехника, комбинированный метод.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера – элементы схем, моделей.

Элементы схем:
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка (прием
фрагментарного рассказывания)

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, коллажам.

Коллаж
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дает следующие возможности:
- это дидактический материал по развитию речи;
- преобразование образов в символы;
- использование для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использование при обучении пересказу и составлению рассказов,
заучивании наизусть;
- развитие памяти, внимания и образного мышления, воображения, мелкой моторики.

Отличительные особенности технологии «мнемотехника»:
- имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
- приемы запоминания индивидуализированы;
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое
запоминание;
- введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система
контроля навыка запоминания.

Основные принципы и правила мнемотехники:
1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.
2.Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать,
производить манипуляции.
3. Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено.
4. Лучше запоминается то, что хорошо осознано.
5. Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать.

Последовательность обучения ребенка:
1. Знакомство с предметом (с целью установления точно ли ребенок ассоциирует название с предметом). Предметы могут иметь различные текстуры. Кроме реальных предметов могут использоваться их модели.
2. Соотнесение предмета с реалистическим изображением — картинкой (картинки должны быть четкими, яркими, не стилизованными).
3. Соотнесение предмета с фотографией (фотографии должны соответствовать реальным лицам и объектам).
4. Идентификация символа, т. е. соотнесение реального предмета/реалистического изображения/фотографии с графическим символом — пиктограммой.
5. Выполнение упражнений по использованию пиктографического кода (упражнения по вовлечению в освоение кода — упражнения установления и упражнения по применению кода — упражнения применения).
6. Использование усвоенных графических символов в различных коммуникативных ситуациях. Первые графические символы должны отражать предпочитаемые ребенком предметы или занятия, выступающие в качестве стимула, мотивирующего к инициированию коммуникации: например, пиктограммы с изображением любимых игрушек, еды, одежды и т. д. Графические символы должны быть доступны для восприятия, узнавания, распознавания и «чтения», обязательно сопровождаются надписями, способствующими обучению ребенка глобальному чтению и позволяющими его собеседникам легко понять их значение.

Выбор графических символов должен определяться: зоной актуального развития ребенка; информацией, получаемой в процессе беседы с родителями, специалистами, работающими с ребенком, и на основе собственных наблюдений.

Упражнения по освоению пиктографических символов:
1. Упражнения на распознавание. Их цель состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно или с помощью взрослого доступными для него средствами (вербальными — назвать, невербальными — взять, показать) адекватно прореагировать на воспринимаемые и называемые предметы и абстрактные понятия.
2. Упражнения на воспроизведение. Их целью является формирование умений вербально/невербально обозначить несколько или все основные элементы воспринимаемого и называемого изображения.
3. Упражнения на установление ассоциаций. В процессе их выполнения формируются умения спонтанно или по инструкции выражать простую связь между двумя демонстрируемыми предметами или их изображениями.
4. Упражнения на классификацию предусматривают формирование умений объединить два (или более) предмета и (или) их изображения согласно предложенному или самостоятельно выбранному критерию.
5. Упражнения на приведение в соответствие формируют умения самостоятельно или с помощью взрослого находить и исправлять допущенные ошибки.
6. Упражнения выбора. Их цель - научить ребенка самостоятельно или с помощью взрослого выбирать из серии пиктографических символов, необходимые, позволяющие дополнить смысл фразы/текста.
7. Упражнения анализа и синтеза направлены на обучение ребенка объединению различных пиктографических символов в единое выражение. Выполняя такие упражнения, ребенок должен показать/назвать, что именно он включает в общее значение данной совокупности.
8. Упражнения сериации. В процессе их выполнения ребенка обучают самостоятельно или с помощью взрослого размещать серии пиктографических символов в порядке логической последовательности.
9. Упражнения на изображение. Их цель - научить ребенка при наличии нескольких пиктографических символов выражать свою мысль, изображая недостающие символы.

Практическая часть
Игры и упражнения
Пиктографическое домино
Перед взрослым и ребенком разложены пиктограммы (количество у того и другого одинаковое). Учитель произносит фразу («Мальчик/девочка ест суп») и выкладывает одну пиктограмму (мальчик/девочка). Ребенку необходимо выбрать из «своего набора» и положить рядом пиктограмму, обозначающую действие ест. Затем учитель-логопед кладет пиктограмму суп (тарелка). Среди определенного множества пиктограмм (свитер, чашка, уши, платье, кукла) выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например, к группе одежда.

Составь из пиктограмм пару
Вариант 1: на столе перед педагогом расположены пиктограммы, изображающие предметы куклу, яблоко, уши. Перед ребенком лежат пиктограммы, которые изображают действия: играть, есть, слушать. Педагог берет одну из «своих» пиктограмм и показывает ее ребенку, тот должен выложить одну из «своего» набора, соответствующую той, которую показывает учитель.

Вариант 2: перед педагогом разложены пиктограммы с изображением действий, перед ребенком — предметов. Упражнение проводится также, как и в первом варианте.
Разложи…

Вариант 1. Разложить пиктограммы по тематическим группам (одежда, обувь, части тела). Вариант 2. Разложить пиктограммы одной тематической группы по заданному критерию, например, зимняя и летняя обувь (одежда).

Найди и исправь ошибку
Найти и исправить ошибку, например, в парах пиктограмм: уши — смотреть, глаза — слушать.
Четвертый — лишний
Педагог выкладывает перед ребенком четыре пиктограммы, изображающие три предмета из одной тематической группы, а четвертый — из другой. Ребенок находит «лишнюю» пиктограмму и показывает ее педагогу.

Объект/предмет и действие
Необходимо связать пиктограмму, с изображенным на ней действием, с той, на которой изображен объект/предмет. Педагог выкладывает перед ребенком ряд пиктограмм (например, закрыть, есть, пить) и демонстрирует пиктограмму дверь. Ребенку необходимо расположить эту пиктограмму под пиктограммой закрыть.

Варианты выполнения этого задания состоят в том, что предлагаются пиктограммы действия и места, например, спать — кровать, готовить — кухня, мыться — ванная и пиктограммы действия с прямым дополнением существительным: пить — чай. Педагог выкладывает перед ребенком ряд пиктограмм (например, готовить, мыться, спать) и рядом демонстрирует пиктограмму кровать. Ребенок должен расположить эту пиктограмму под нужной.

Раздели фразу на смысловые группы
Педагог произносит фразу - например: «Маленький мальчик ест яблоко», затем задает ребенку вопрос: «О ком говорится?» Ребенок должен выбрать и показать из серии своих пиктограмм соответствующую пиктограмму - мальчик. Вопрос: «Какой мальчик?»  пиктограмма маленький. Взрослый спрашивает ребенка: «Что о нем говорится?». Ребенок должен выбрать и показать из серии пиктограмм соответствующие пиктограммы. Вопрос: «Что ест мальчик?». Ребенок выбирает и показывает из серии пиктограмм пиктограмму яблоко. Таким же образом могут отрабатываться причинно-следственные и временные отношения.
Картинка с изображением действия и фраза в виде пиктографического ряда

Соотнести картинку, на которой изображено какое-то действие, с фразой в виде пиктографического ряда, т. е. перед ребенком выкладывается реалистичная картинка (например, «Мальчик моет руки») и несколько пиктографических рядов, в которых закодированы фразы. Ребенок должен выбрать пиктографический ряд, соответствующий предъявленной картинке.

Выбери из ряда (по тематическим группам)
Из ряда закодированных фраз выбрать только те, которые имеют отношение к игрушкам (одежде, обуви, частям тела).

Найти и исправить ошибку во фразе
Педагог показывает ребенку пиктографическое изображение фразы (например, «Я ем куклу» или «Я слушаю носом»). Ребенок из нескольких пиктограмм, разложенных перед ним, должен выбрать нужную (например, конфета или нюхать), чтобы исправить ошибку.

Игра «Кубик-активити»
Цель: развитие воображения, образного мышления, связной речи, умения «объяснить» загаданное слово с помощью рисунка, слов или движений. Игровой материал: кубик пластмассовый из детского конструктора, на шести гранях изображены схематичные символы: «Рот», «Человек», «Карандаш»; карточки с рисунками различных предметов (из игр «Зоологическое лото», «Логопедическое лото»; листы бумаги и фломастеры; песочные часы (3 минуты и 1 минута).

Ход игры. Дети делятся на две команды. Можно придумать названия команд. Поочередно из каждой команды выходит один игрок, бросает кубик. Какая картинка выпала, таким способом он будет объяснять слова своей команде: «Рот» - объясняет словами, не называя объект; «Человек» - показывает движениями; «Карандаш» - рисует. Команде объявляется способ объяснения, запускаются песочные часы, ребенок берет из колоды карточки, загадывает своей команде слово выпавшим ему способом.

Задача команды: за отрезок времени 3 минуты отгадать как можно больше слов из карточек, отгаданные карточки команда забирает. Ход по очереди переходит от одной команды к другой. Выигрывает команда, набравшая больше карточек.

Усложнения: 1) сокращение времени для отгадывания до 1 минуты; 2) карточки для загадывания словосочетаний из двух слов: «весёлый ёжик», «большой крокодил», «зеленое яблоко», «овальный стол» - карточка состоит из двух частей под номерами 1 и 2. Обговорить знаки для обозначения цвета, размера, формы, эмоций. Обсудить способы показа команде, какое по счету слово показываешь, показывать 1 палец и кивать, если показываешь первое слово, показывать 2 пальца и кивать, если показываешь второе слово. При рисовании на бумаге указывать цифрой, какое по счету слово рисуешь.

Покажи только то, что бывает… (весной, летом, осенью, зимой)
Карточки с инструкциями
Составление рассказа с помощью схем-предложений
Составление описательных рассказов по сюжетной картинке
Расскажи сказку по мнемотаблице
Разучивание стихотворений по мнемотаблице
Современные пиктограммы. Где они применяются?

Символы для занятий, совместной деятельности педагога с ребенком, для самостоятельной детской деятельности (технология «коллективные способы обучения» - КСО)

Рефлексия
Уважаемые педагоги, мы говорили о знаково-символическом моделировании. Попробуйте подобрать слова, характеризующие педагогическую деятельность, связанную со знаково-символическим моделированием – мнемотехникой, на любые буквы слов нашей темы.

Используемая литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось -89», 2006.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО Детство-Пресс, 2010.
3. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-метод. пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
4. Одинцева А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста - СПб.: Заневская площадь, 2014.
5. Гаврилушкина О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности дошкольников, отстающих в развитии. (Сб.докл.Межресп. научно-практ. конф.) Минск, 1997.
6. Интернет-ресурсы 


Категория: Развитие речи | Добавил: svetlanavalova29821
Просмотров: 580 | Загрузок: 75 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 28.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.