Детская тема занимает особое
место в поэтическом наследии Терентiя
Травнiка. Мир детства – неповторимый
мир, раскрашенный детскими фантазиями
и помогающий ребенку создавать собственные
миры, удобные для проживания. Стихотворения
для детей Т.Травнiка написаны простым
и понятным для ребенка языком. Его стихи
интересны и увлекательны для детей –
это и мир игрушек «Мои игрушки», и мир
домашних любимцев: «Про кота Мурлыку»,
«Баламут», «Ну и кошки», и мир предметов
быта, одухотворенного детским воображением:
«Чайник и самовар» и многие другие. Образы, созданные поэтом
в стихотворениях, написанных для детей,
увлекают ребенка, расширяют его знание
об окружающем мире, тем самым обучая,
развивая и обогащая его душу. Так, в стихотворении
«Листики», автор преподносит детям своеобразный
урок природоведения, рассказывая о разнообразии
листочков у разных пород деревьев, учит
ребенка наблюдательности, предлагает
ему самому увидеть и придумать слова,
которые отличают листик березки от листьев
других деревьев. Известно, что в детстве
Терентiй любил собирать разные листья
и травы, составляя из них гербарий. Это
увлечение, позже ставшее хорошим знанием
о растительном мире, поэт сохраняет и
по сей день. Еще в студенческие годы, его
называли Травником сокурсники и друзья.
Это и послужило появлению, теперь небезызвестного,
псевдонима в литературном мире – Травнiкъ.
В стихотворении «Считалочка» Терентiй
рассказывает ребятам не только о том,
как называются детеныши у разных животных,
но и показывает особенности детского
языка и детской логики: раз «бельчонок
– у беличихи», значит «лисенок – у лисихи»!
А Травнiкъ с любовью поправляет: «Не лисихи,
а – лисицы! Будешь – первым ты учиться».
В стихотворении «Мишка» умиляют две первые
строки, написанные «особым» языком с
глубоким пониманием детской логики: «Мишка
шлепает по лужам, потому что неуклюжий…»
– истинно, только ребенок так может рассуждать,
и в конце истории про мишку, который простудился
и пьет горькую микстуру, автор завершает: Он лежит в своей кроватке, Под подушку спрятал лапки, Знает Мишка: ко всему Мёд достанется ему. Стихотворение «Юный художник»
– просто кладезь детских умозаключений
и рассуждений, оно буквально «пересыпано»
ими: Я слепил из пластилина Королевского пингвина, Чтобы тот не вешал нос – В холодильник жить отнес, Вынул масло и творог И поставил в уголок. Читая стихи Травнiка для детей, не
перестаешь удивляться исключительной
способности мастера, почти с гениальной
легкостью, воспроизводить ход рассуждений
ребенка, да еще и в поэтической форме! Детство – самая важная пора в
жизни каждого человека, именно
в эту «золотую пору» в психике ребенка
формируется не только базовое доверие
к миру, но и здоровое представление о
нем, где фундаментом для гармоничного
развития ребенка становится родительская
любовь. Наполняя ребенка любовью, мы,
таким образом, творим свободную и уверенную
личность, хорошо адаптированную к преодолению
непростых жизненных ситуаций. Мир детской
поэзии Терентiя Травнiка - это яркие краски
и образы детства, которые поэт сохранил
в своей душе, и великодушно дарит всем
детям, наполняя их сердца любовью, которую
с избытком получил от своих родителей.
Природа очень мудро распорядилась,
создав в жизненном цикле человека
период детства. Все мы «родом из детства»,
детства, наполненного радостью каждого
дня, беззаботностью и возможностью отдаваться
любимому занятию – Игре. Её Величество
Игра влияет на формирование произвольности
психических процессов у ребенка: произвольного
внимания и произвольной памяти, ведь
в процессе игры ребенок произвольно сосредотачивает
свое внимание на предметах, включенных
в игровую ситуацию и ему необходимо запоминать
условия игры. Именно в игре формируется
особое свойство мышления, позволяющего
встать ребенку на точку зрения других
людей, предвосхитить их будущее поведение
и в зависимости от этого строить свое
собственное поведение. Игра имеет определяющее
значение для развития воображения. В
процессе игры приобретаются навыки общения,
а необходимость подчиняться правилам
игры, способствует развитию чувств и
воли. Вот как важно, чтобы в период детства
наши дети вволю наигрались, набегались
и нагулялись. В стихотворениях «Весеннее.
Детское», «Плющихинское», «Такой случай»,
«За жужалицами» и др., Травнiкъ рассказывает
о своем детстве, и в этих историях каждый
ребенок с легкостью может узнать и себя,
и своих друзей. Эти стихотворения органично
вписываются в детское сознание и становятся
неотделимыми от самих детей. А еще эти
стихи… очень добрые. Игра является для ребенка
и способом познания мира, и развитием
его психических процессов, и особой формой
социальной адаптации. В общении с детьми
сам поэт постоянно импровизирует, придумывая
разные игры для них, загадки, скороговорки
(скороговорилки, скороговорушки, как
он сам их называет), «жужжалки» и считалки.
Например, придуманная Травнiкомъ поэтическая
«Детская игра Пумпурум», прекрасно помогает
развитию памяти ребенка, ведь победителем
в игре становится тот, кто сможет без
ошибки повторить стихотворение и остаться
до конца в игре: Пумпурум сидел на стуле, Пумпурум качал ногой, Пумпурума ветром сдуло, Он упал вниз головой. Ловко отскочил от пола И на стул уселся снова. Пумпу раз и два, и три Ты (показать кто) за мною повтори. Стихотворение, стержнем которого является
«детское» слово «пумпурум», легко
запоминается и воспроизводится детьми.
Дети – талантливые и непревзойденные
создатели выразительных слов в период
развития речи. Они с азартом играют в
эту игру. Принимать участие в этой игре
может любое количество ребят, а правила
игры – просты и увлекательны. Таких,
детско-поэтических игр, сочиненных
Травнiкомъ, немало. Среди них особо выделяется
игра-загадка «Летняя игра в огурцы», своеобразием
которой являются загадки на различные
явления природы. В разные годы поэтом
созданы такие игры, объединенные им в
единый цикл детских стихов «Стихи-загадки». Персонажи, созданные Терентiемъ,
помогают в игровой форме овладеть маленькому
человечку миром окружающих его вещей
и предметов, миром людей, с которыми ребенок
взаимодействует в процессе общения и
игры. Все это создает условия развития
ребенка, его познавательных процессов
– восприятия, внимания, памяти, речи,
воображения и высшего познавательного
процесса – мышления. Поэзия Т.Травнiка для детей
– это не только удивительные стихотворения,
передающие особенности детского мышления
в отображении юного познания мира, но
это еще и умение автора передавать поэтическим
словом нюансы детского рассуждения и
размышления. В забавном стихотворении
«Про ёжика» наглядно представлен процесс
начального формирования логического
мышления у ребенка, стремления ребенка
проникнуть в суть увиденного им явления: По траве мешок ползет – Кто-то хвою в дом несет. И торчат от ёлки Из мешка иголки. Надо ёжика спросить: Кто же это может быть? Понимание Т.Травнiкомъ своеобразия
детских рассуждений и умозаключений,
подмеченных им в общении с ними, позволило
ему создать произведения, близкие и понятные
деткам. Они с интересом слушают их, быстро
запоминают и, конечно, с удовольствием
рассказывают. Эти произведения ребята
узнают и любят, потому что они написаны
им знакомым языком, который не только
знает поэт, но и владеет им в совершенстве.
Это знание позволяет ему в своих стихах
разговаривать на одном языке с детьми.
Нетрудно заметить, что Терентiй в своем
творчестве для ребят активно пользуется
их же словами: «каляка малякин», «пумпурум»,
«поклал», «папову книжку», наделяет героев своих
стихов несуществующими «детскими» именами,
называя и передавая тем самым суть, главное
свойство персонажа, например, «Неуклюж»,
«Худомал», «Нетужиль и Нетужиля» и т.д.
Зная эту особенность словотворчества
малышей и их удивительную способность
создавать новые слова и фразы, которыми
они объясняют по-своему знакомые им явления,
Травнiкъ смело использует ее в создании
своих стихов для детей, которая и придает
неповторимую самобытность его стихотворениям: ТРИ БРАТА Я спросил у Колобка: "Ты чего надул бока?" Колобок мне отвечал: "Я бока не надувал. Это брат мой – Надулбок – У того бока надуты, А еще есть – Раздулбок. У него они – раздуты". «Гениальным лингвистом» – назвал
Корней Чуковский ребенка в период начала
познания мира и развития речи у него.
Ведь еще Лев Николаевич Толстой, обращаясь
ко взрослым, заметил: «Ребенок сознает
законы образования слов лучше вас, потому
что никто так часто не выдумывает новых
слов, как дети». Вот и Терентiй Травнiкъ,
понимая это, вводит в свое стихотворение
«Три брата» совершенно «детские слова»
– Надулбок и Раздулбок. Посмотрите, как
поэт показывает рождение новых слов,
играя этими самыми словами в стихотворении
«Песенка о сэре Флобоке»: Бросил заниматься боксом – Посадил на даче флоксы. Был боксёром – стал флоксёром, А точнее – флобоксёром... Флобоксёром, Флобоксэром, Ну а позже, просто сэром…
Флобоком. Особого внимания заслуживают колыбельные,
названные «по-травнiковски» им самим
– «баиньками». Это, придуманное поэтом
слово, стало сегодня известным в лексике
молодых мам. «Баинька для Серафимы», «Баинька
для Сони», «Баинька для Жужжи»… вот неполный
список нежных баинек-песен, «пахнущих
грудным молочком». Плавный ритм этих
стихов успокаивающе действует на малыша,
как будто раскачивается люлька: «ба-а-й
– бай…», «ба-ю – бай»… Почувствуйте
этот ритм в удивительном стихотворении
– колыбельной, написанной Т.Травнiкомъ
к первой ночи на Земле «Для девочки Таи»,
оно наполнено бесконечным теплом, нежностью
и мелодичностью: Маленькая Тая, Нежная такая, Словно льдинка, тая, Излучает свет… И таится в Тае Тайна непростая, Знает эту тайну Дедушка Тэтэ… Он придет к Таисии С травами и листьями, Спать уложит Таиньку И споет ей "баиньку". Таю-таю, таю-тай, Спи, Таисья, засыпай. «Дедушка Тэтэ» в этом стихотворении
и есть детский поэт Терентiй Травнiкъ. Он
и приходит «с травами и листьями» к каждому
малышу на Земле и поёт для него свои добрые
и волшебные колыбельные «баиньки». Наделенный
композиторским даром, Терентiй Травнiкъ
написал детскую колыбельную песенку
«Папина баинька». В авторском исполнении
(поэт хорошо играет на фортепиано и гитаре)
она производит неизгладимое впечатление,
и не только на детей: тембр голоса Травнiка
– от природы мягкий и бархатистый, исполняющий
детскую баиньку, а в конце песни, переходящий
в шепот, успокаивает и уносит малыша в
волшебную страну Детских Сновидений. Терентiй Травнiкъ – настоящий волшебник.
Всем детям свойственно верить в чудеса,
сказочные персонажи, например, в Деда
Мороза. Они любят слушать, читать сказки
и… сочинять их сами. Опираясь на эту детскую
особенность, Т.Травнiкъ поддерживает
в них эту веру, и своими стихами показывает,
что волшебные существа есть и в нашем
мире, и они открываются всем, кто в них
верит. Например, все дети знают, что есть
гномы. В своем стихотворении «Мой друг
гном» поэт серьезно рассказывает: Ко мне пришёл сегодня
гном, Уселся
тихо под столом, Сидел
и слушал не дыша: Что
он там делает шурша?.. А я
писал статью про то, Что
гномы в сказках и в кино… Т.Травнiкъ не заигрывает с детьми,
понимая, что гномы могут жить только в
детских фантазиях и сказках, но, открывая
свои волшебные секреты, предлагает ребятишкам
сделать гномов своими руками: «У меня
живут два гнома, я их сделал из картона». Т.Травнiкъ дружит не только с гномами,
он лично знаком и с волшебным героем по
имени Ушка. Терентiй рассказывает об Ушке,
который кладет деткам под подушку, под ушко ребенка – игрушки. Отсюда и имя у него такое –
Ушка. Ушку знают, любят и ждут все маленькие
дети, когда засыпают в своих кроватках,
потому что верят, что Ушка обязательно
придет к ним и положит под подушку игрушку,
которая увлечет малыша в волшебный мир
снов: Есть смешной проказник Ушка: Он в мешочке за спиной Носит детские игрушки И с фонариком-луной К нам приходит в час ночной. Достаёт свои игрушки, Если тихо и все спят, И кладёт их под подушки Только маленьких ребят… Т.Травнiкомъ создан большой цикл
детских сказок, под единым названием
«Сказки собирателя трав», и, конечно же,
его знаменитая Волшебная страна, реально
существующая – «Гугушатия», любознательному
читателю будет не трудно найти ее местоположение,
сделав запросы в интернете. Сказки Т.Травнiка
обладают уникальными свойствами и статусом
– они, действительно, волшебные! Такие
сказки занимают особое место в его творчестве.
Им свойственна таинственность, необычность
имен героев, волшебных ситуаций, в которые
попадают герои, и, конечно же, эти сказки
пропитаны любовью к детям и, осваивая
сказочный мир взаимоотношений сказочных
героев, дети научаются из них добру, искренности,
любви, заботе друг о друге. «Таинственная
страна», «Песни великана Лума», «Эльгур»,
«Утро мага» – эти названия волшебных
стихов притягивают внимание маленького
читателя и вводят его в сказочный мир.
Удивительная страна Гугушатия – страна
света и добра, созданная гением Т.Травнiка,
полюбилась и детям, и их родителям. Они
подружились с жителями этой страны –
гугушатами, маленькими желудиными человечками,
которым неведомы ни жадность, ни зависть.
Т.Травнiкъ много лет работает над проектом
Гугушатия. Кроме поэтической поэмы «Гугушатия»
автор написал в 2006 году фантастическую
симфонию «Simphostory «Ghugushatiah». И этот проект
еще не закончен. Сейчас вместе с поэтом
над этой темой работают талантливая писательница
Елена Дапирка и молодая художница Алена
Ромадина. Маленьких читателей, а также
их мам и пап в скором времени ждет феерический
сюрприз от Травнiка и его друзей – цикл
книг с прекрасными иллюстрациями. Российский
гугушонок, созданный Травнiкомъ, - дальний
родственник толкиенского хоббита, но
с качествами характера, присущими здешней
земле. Искрометная, написанная с тонким
юмором поэтическая история «Ёжки-Пажки»
Книга предназначена для совместного
прочтения детей и взрослых. Это история
из жизни… ежей. Невозможно без улыбки
читать о жизни сначала одинокого, а потом
семейного ежа со всеми атрибутами обустройства
«ежиной семейной жизни». Что за прелесть
эти «Ёжки-Пажки» Травнiка! Читая их, ребенок
по-доброму постигает науку взросления,
а взрослый – получает массу удовольствия
от забавной истории про ежей, у которых
все как у людей. Эта книга объединяет
семью, создавая психологическое благополучие
и для детей, и для взрослых, заряжая всех
хорошим настроением и здоровьем. Детская поэзия Терентiя Травнiка
является не только познавательным и образовательным
средством для детской души, но и оказывает
верное воспитательное воздействие на
формирование личности ребенка, закладывая
в его душу высокие духовные и нравственные
идеалы дружбы, чести, достоинства и благородства.
Великолепные образы, созданные в этих
стихотворениях, учат ребенка любить свою
Родину, беречь природу, заботиться о «братьях
наших меньших» и являются своеобразными
векторами дальнейшего развития будущего
полноправного гражданина своей Родины.
Велико влияние поэзии Т.Травнiка и на
эмоциональную сферу ребенка, наполняя
его радостью от того, что светит солнце,
что на небе радуга, и что каждый день мир
дарит маленькому человечку свои новые
тайны. Своими стихами Терентiй Травнiкъ
открывает сердце ребенка для восприятия
красоты окружающей природы, научает любить,
ведь, как пишет сам поэт в одном из своих
стихотворений, но теперь уже для взрослых
«Всё, что исполнено любовью, любовью и
защищено»!
Терентiй Травнiкъ является учредителем художественной благотворительной
галереи «Дэлонь», которая поставила своей целью помогать ветеранам и инвалидам, малоимущим семьям и подрастающему поколению.
ГАЛЕРЕЯ «ДЕЛОНЬ!
http://delonart.narod.ru/
Конкурс детского рисунка в Москве.
http://issuu.com/artdelon/docs/_______________
Травнiкъ - детям!
Литературный
критик, психолог, публицист Ирина Михайловна Соловьева Фото: Светланы Соколовой, Сергея Гончара и Иулии Фадеевой ----------------------------------------------------------------------
ТЕРЕНТIЙ ТРАВНIКЪ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЧАСЫ»
Образовательная программа поэта
и публициста Терентiя Травнiка «ЧАСЫ»
включает в себя цикл гуманитарных лекций,
в которых, в популярной форме, Терентiй
рассказывает о всемирно известных деятелях
науки и искусства, философии и религии.
В основу лекций легли материалы из научно-популярных изданий, энциклопедий,
биографических книг и много другого.
В программу, создаваемую не один год,
Терентiемъ включены необычные исторические
факты и гипотезы.
Лекции можно прослушать по ссылке: http://stixirus.ru/obrazovatelnaya-programma-chasy/
С благодарением к слушателям…
|