Отдых друг от друга (39) Зимняя одежда для малышей российских производителей. (21) Борьба с циститом (11) Миома при беременности (6)


Главная » Детские исследовательские проекты » Eстествознание

Научно-исследовательский проект "Помнить все!!!"
Скачать (264.6 Kb) 28.10.2018, 12:58
Автор: Макаров Николай, ученик 3 «З» класса МБОУ "СОШ №2" г. Чебоксары
Михайлова Лия Петровна
учитель начальных классов МБОУ "СОШ №2" г. Чебоксары

Научно-исследовательский проект
"Помнить все!!!"

Память величайшее сокровище данное человеку. Недаром говорят мудрые люди «Пока мы помним - мы существуем» или «Мы есть то, что мы помним…». Миллиарды гигабайт информации проносятся мимо нас, но из всего этого мы помним лишь малую частичку, лишь то - на что случайным образом обратим свое внимание. Мозг человека работает непрерывно, и что то он запоминает сразу, а что то - забывает спустя несколько секунд. Для многих физиология данного процесса остается загадкой. Школьникам и студентам необходимо работать с огромным объемом текстовой и численной информации: что то надо понять, что то запомнить. Но часто бывает так, что, выучив текст или стихотворение, и заработав за это оценку, информация бесследно исчезает из головы школьника или студента. Такое часто происходит и со мной. А как хотелось бы одиножды прочесть, но помнить при этом всю оставшуюся жизнь. Полностью исключив длительную зубрежку, и благодаря этому, освободив кучу времени, можно заняться любимыми делами, чтением книг и, конечно же, спортом. Тем самым снизится нагрузка на глаза, улучшится осанка. В общем, одни плюсы... Вот однажды я услышал фразу, что мозг ничего не забывает, просто он не все может вспомнить. Меня эта фраза очень заинтересовала. Что если действительно можно помнить все? Я решил в этом разобраться. В этом мне помог папа. Он недавно прочитал несколько книг по улучшению памяти, и убедил меня, что любой человек может за достаточно короткий срок выучить абсолютно любую информацию, используя специальные методики для запоминания. Итак, тема моей работы «Помнить все!»

Цель: Цель работы заключается в изучении методик по запоминанию различной информации и применение этих методик на практике.

Задачи:

1. Научиться запоминать следующую информацию:

- списки (дел, предметов);

-числа;

-иностранные слова;

-тексты художественных произведений;

- стихотворения.

2. Провести оценку своих возможностей по запоминанию до и после овладения методиками.

Актуальность: Навыки запоминания различной информации будут полезны для школьников и студентов.

Проблема: В наш век информационных технологий человеческому мозгу уже нет необходимости держать в голове большой объем информации, большинство информации хранит и обрабатывает для него компьютер, планшет, либо смартфон. Буквально несколько лет назад многие родители пользовались домашними проводными телефонами и могли с легкостью хранить несколько десятков телефонных номеров у себя в голове. Сейчас же они пользуются телефонными книгами своих смартфонов, тем самым необходимость помнить телефонные номера отпала. То же самое касается дней рождения родственников и близких друзей, все за них помнит смартфон. Замечали наверно и не раз, что многие родители жалуются на то, что у них нет памяти, и они постоянно все забывают. И этому есть объяснение. Если нет необходимости запоминать, то мозг и не запоминает, а следовательно не развивается.

Гипотеза: Я полагаю, что память является навыком, который можно тренировать и развивать с помощью специальных мнемотехнических методик.

История возникновения техники запоминания.

Иллюстрация № 1 Согласно легенде техника запоминания возникла в 447 г. д.н.э., и была впервые применена древнегреческим поэтом Симонидом Кеосским при достаточно трагических событиях. Здание, в котором во время пиршества, находилось множество знатных людей, вдруг обрушилось. Единственным выжившим оказался Симонид, которого по счастливой случайности за мгновение до обрушения, вызвал из здания прибывший с известием гонец. После того как разгребли завалы, оказалось, что тела настолько искалечены, что их невозможно было даже опознать. Родственники погибших были в отчаянии. Симонид решил помочь им. Воссоздав мысленно образы всех погибших людей, он повел родственников по развалинам, и в мельчайших подробностях поведал о последних минутах жизни каждого. Образы в его памяти были настолько яркими, что он без труда смог указать местоположение каждого из гостей. А все благодаря тому, что во время пиршества достаточно подробно изучил помещение и обратил внимание на каждого сидящего в зале. Отсюда и пошло название техники для запоминания – «Дворец памяти». Дворцами памяти пользовались такие величайшие ораторы как Цицерон и Аристотель. Известен тот факт, что Наполеон, проходя вдоль шеренги солдат, здоровался с каждым из них, обращаясь по имени, а Александр Македонский знал имя каждого бойца в своем 15-ти тысячном войске.

2. Механизмы запоминания.

Попробуем разобраться, каким образом работает наша память. Принято считать, что главной функцией памяти является запоминание, но мало кто знает, что у памяти есть еще одна немаловажная функция – забывание. Забывание играет защитную роль и предотвращает наш мозг от перегрузки лишней информацией. Память делится на два типа – кратковременную и долговременную. Многое из того что мы хотим запомнить помещается сначала в кратковременную память, но крайне малая ее часть спустя некоторое время перемещается в долговременную. Начинают срабатывать защитные механизмы забывания, и в долговременную память откладываются только наиболее интересные и яркие события.

Кратковременная память позволяет хранить в среднем 7 единиц памяти (изображения различных предметов, списки слов, дел и др) и используется для:

- хранения условия решаемой задачи, ее ключевых моментов;

- счета в уме, просчитывания шахматных ходов;

-разговора, наблюдения за чем либо и запоминания списка дел или поручений.

Чем дольше запоминаемая информацию будет находиться в кратковременной памяти, тем лучше она запомнится.

Таким образом, при развитии кратковременной памяти мы можем быть уверены в том, что вышеописанные навыки тоже разовьются, тем самым повысится успеваемость в школе, что позволит добиться выдающихся результатов в будущем.

Долговременная память – это набор навыков, опыта, хранилище сведений, накапливаемый на протяжении все жизни и содержит в себе:

- словарный запас, названия столиц, важные имена и даты;

- умение плавать, ходить, разговаривать, ездить на велосипеде и др.

Долговременная память заполняется в том случае, если информация прошла через выставленные мозгом барьеры-фильтры кратковременной памяти. Чем дольше информация задержалась в сознании, чем больше эмоций она вызвала и чем легче понимается, тем проще проходит через эти фильтры.

Для примера давайте попробуем в течение нескольких секунд запомнить следующую последовательность букв:

л е и н е п

е л ц о ч о

т с н к и н

а с е я т ч

в и р а к у

о я е к а а

д я ф с р н

Уверен, что сделать это вряд ли получится. А теперь давайте более внимательно изучим данную последовательность, и попробуем прочесть буквы в обратной последовательности. Перед нами предстает вполне осмысленное выражение, состоящее всего из пяти слов, запомнить которое не составит никакого труда.

Такая же ситуация возникает при запоминании последовательности цифр. Например, попробуем запомнить следующий набор из 20 цифр:

23051410020601032609

На первый взгляд между цифрами не ничего общего, но стоит разбить эту последовательность на группы по 4 цифры, и числа приобретают следующий смысл:

2305 - день и месяц моего рождения;

1410 - день и месяц рождения моей мамы;

0206 - день и месяц рождения моего младшего братика Вовы;

0103 - день и месяц рождения моего папы;

2609 - день и месяц рождения моего деда;

Как видим необходимо запомнить всего пять единиц запоминаемой информации (пять четырехзначных чисел), их уже гораздо легче запомнить.

Таким образом, для эффективного запоминания достаточно лишь подготовить запоминаемую информацию в понятном для мозга формате. И если в случае общения человека с компьютером, человек использует различные языковые трансляторы (языки программирования), так и в случае с памятью, трансляторами для мозга выступают мнемотехники. Мнемотехники предназначены для того чтобы давать информацию мозгу в привычном для него виде - в виде образов. Что для этого надо сделать? Необходимо всего лишь упорядочить информацию в группы и уменьшить количество единиц запоминаемой информации. Замечено, что по мере совершенствования навыка количество единиц запоминаемой информации в кратковременной памяти увеличивается.

Выделяют несколько факторов, влияющих на запоминание:

- фактор основного интеллекта – уровень IQ;

- социальный фактор – определяется взаимоотношениями людей в обществе;

- позитивный фактор – определяется мотивацией, интересом и эмоциями;

- творческий фактор – определяется воображением, умением представлять яркие образы.

Основным из этих факторов является мотивация (позитивный фактор). Как сказал великий философ И.В. Гетте «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память». Мотивация лежит в основе любого произвольного запоминания. И при прочих равных условиях (уровень шума, состояние здоровья) именно ее сила определяет качество запоминания. Только мотивация дает доступ к внутренним ресурсам и обеспечивает хорошую концентрацию, без которых невозможно достичь серьезных успехов.

В повседневной жизни (социальный фактор) хорошая память дает ряд важных преимуществ:

- умение произносить речи;

- умение запоминать имена и лица;

- умение пользоваться большим словарным запасом;

- умение вести переговоры.

С использованием мнемотехник можно хорошо натренировать и творческие способности. Творческий навык определяет скорость создания мысленных образов, а следовательно и скорость запоминания.

Усвоение любой информации включает в себя три этапа:

1) интерес (мотивация или побуждение к действию);

2) интеллектуальная работа с материалом (выявление ассоциативных связей, понимание смысла или просто зубрежка);

3) повторение (сознательное повторение усвоенного материала).

Итак, приступим к изучению мнемотехник.

Запоминаем списки слов.

Интерес. В повседневной жизни часто бывает необходимо запомнить список чего либо: например список предметов для покупки, список дел на день или просто набор слов на спор, чтоб удивить друзей. Но в любом случае, используя таким образом свою память, мы развиваем наш мыслительный аппарат, не только творческие способности, но и мышление в целом.

Для примера постараемся запомнить следующий список:

канистра

мышь

крокодил

Штанга

алмаз

луна

вагон

корица

ножницы

телефон

звезда

курица

глазные капли

книга

ковер

апельсин

микрофон

всадник

снегоход

Андрей

Интеллектуальная работа.

Метод мест. Если нам нужно взять с собой несколько документов, фильм или музыку в электронном формате, мы копируем файлы на информационный носитель – флешку или жесткий диск.

То же самое будем делать мы при запоминании, только в качестве информационного носителя выступит маршрут. Маршрут – это выделенная нами последовательность мест. На этом маршруте мы будем располагать информацию, переведенную в образы, и она запомнится без каких-либо заметных усилий с нашей стороны. Создать маршрут очень легко. Просто выделяем уже известную последовательность мест. Для примера начинаем с балкона нашей квартиры и заканчиваем выходом из подъезда:

балкон – спальня - коридор – прихожая - кухня – лифт - 1й этаж - крыльцо подъезда – скамейка.

Для начала выделяем первые пять мест. Важно не нарушать естественную последовательность мест и чтоб одно место следовало за другим. Эта последовательность локаций, которую мы прекрасно помним, будет играть роль записной книжки для нашей памяти. Итак, балкон первая локация. Все что нам нужно сделать - привязать образ из списка к локации: расположим канистру на балконе, над ней размещаем алмаз, солнечные лучи, проходя через алмаз, нагревают канистру и она взрывается. Заходим в спальню, на подоконник кладем ножницы, с помощью которых мы можем вскрыть флакончик с глазными каплями. Продвигаемся дальше, видим компьютерный стол, на системном блоке лежит микрофон (мы часто поем караоке), поднимаем выше взгляд – на столе видим компьютерную мышь. В качестве фона рабочего стола компьютера у нас ландшафт Луны, весь покрытый кратерами. Перемещаем взгляд еще выше, и видим телефон стоящий зарядном блоке. Рядом с ним лежит книга, переворачиваем ее, и читаем название «Всадник без головы». Далее перемещаемся в коридор, и видим раскиданные игрушки на полу, в том числе крокодила Гену сидящего на крыше игрушечного вагона. У поезда в голове состава на передней части расположена пятиконечная звезда. Рельсы железной дороги разложены на ковре – потому что мама запрещает играть на холодном полу. А пол настолько холодный, что на нем образовался снег и огромные сугробы, и добраться теперь до прихожей возможно только на снегоходе. В прихожей у нас спортивный уголок, где без труда умещается даже скамья со штангой. Ложимся на скамью и делаем несколько жимов лежа. После занятия спортом, нам очень захотелось кушать, и перемещаемся на кухню, где на столе лежит булочка с корицей и съедаем ее. Но этого нам показалось мало, и далее мы обращаем внимание на духовой шкаф, где у нас жарится курица с апельсинами (аналогично жареному поросенку запеченого в яблоках). Достаем курицу, аромат заполняет все помещение, и кладем ее на стол. Скоро должен прийти Андрей Галкин (друг папы), будет чем угостить дорого гостя!

Повторение. Достаточно повторить один раз маршрут от балкона до кухни, и список надежно отложится в голове. Следует заметить, что представленное в воображении запоминается практически так же хорошо, как и реально произошедшее. Поэтому не рекомендуется повторять список больше одного раза, так как в большинстве случаев списки необходимо запомнить на короткий срок, и после завершения покупок или выполнения всех дел, их необходимо забыть. И для этого у нас есть прекрасный инструмент – естественное забывание. Само по себе отсутствие повторения обеспечит нам удаление информации из доступной сознанию памяти, а поскольку отмеченными локациями мы будем пользоваться постоянно, но новые образы сотрут старые (под действием естественного забывания).

Рекомендации:

1. Необходимо выбирать полноценные места, такие как балкон, спальня, коридор, ванна, выход из подъезда, продуктовый магазин т.д. Места должны быть хорошо знакомы.

2. Не нужно представлять слишком большие места (дворы, районы, улицы, парки), так как сложно будет найти размещенные образы.

3. Необходимо использовать яркие объемные образы. Для уменьшения количества локаций рекомендуется размещать по два образа на локацию (иногда удобно размещать и больше).

Запоминаем новые слова.

«Богатство языка – есть богатство мыслей» (Н.М.Карамзин).

Для запоминания новых слов необходимо создать яркую, запоминающуюся ассоциацию с этим словом, или из частей этого слова.

Приведем пример:

Пример 1. Попробуем запомнить слово вазопрессин. Из википедии сначала узнаем значение этого слова: «Вазопрессин - пептидный гормон гипоталамуса, найденный у большинства млекопитающих. Гормон накапливается в задней доле гипофиза и оттуда секретируется в кровь. Его основными функциями является сохранение воды в теле и сужение кровеносных сосудов. Вазопрессин регулирует количество воды и увеличивает водную проницаемость канальцев почки»

Для комфортного запоминания названия этого гормона присвоим ему несколько ассоциаций:

Вазо - Ваза

Ваза с прессом наполненная водой, так как вазопрессин отвечает за сохранение воды в организме

Прессин – Пресс живота

Получается яркий, хорошо запоминающийся образ.

Пример 2. Запоминаем слово коллизия.

Из википедии узнаем значение этого слова:

«В социологии коллизия — это столкновение области человеческих отношений.

В праве коллизия — это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения. При коллизии действует закон, вступивший в силу позже (при прочих равных, то есть при одинаковой юридической силе).

В геологии коллизия континентов — это столкновение континентальных плит, которое всегда приводит к смятию коры и образованию горных цепей.»

Как видим, слово встречается во многих областях, и везде имеет значение как столкновение.

Для запоминания этого слова необходимо провести с ним следующую интеллектуальную работу: Коллизия -> Колизей (арена для поединков) – Столкновение колесниц. Сразу же представляется яркий образ поединка на колесницах, происходящий на арене Колизея Древнего Рима. Колесницы несутся навстречу друг другу на огромной скорости, всадники в ярости хлещут своих коней, держа оружие наготове и происходит их столкновение. Настолько сильное, что люди и лошади все смешалось воедино, поднявшаяся пыль скрыла последствия ужасного столкновения от зрительских глаз. Достаточно ярко? Вполне.

Запоминаем имена и лица

Умение запоминать имена и лица очень полезно в повседневной жизни. Каждому человеку лестно, если вы после первого знакомства назовете его по имени. Собеседник обязательно отметит это и поставит вам большой плюс, тем более, если сам имеет такую же привычку.

Как правило. мы сначала видим лицо нашего нового собеседника, затем слышим его имя. Таким образом, правильнее будет запомнить сначала его лицо. А для этого необходимо тщательно изучить свое. Ведь мозг гораздо проще запоминает информацию, сравнивая ее с уже известными объектами. Например, мы очень хорошо помним какие модели телефонов у наших одноклассников, знаем размер диагонали их экранов, какой объем памяти, какая емкость батареи, тип операционной системы. А все потому, что отлично знаем параметры своего телефона и поэтому можем достаточно точно сказать у кого экран меньше или больше, а у кого аккумулятор слабее или мощнее, операционная система Android или iOS.

Тот же механизм лежит в методике запоминания лиц. Все люди разные, и найти отличия в форме лица, бровей, носа, разреза глаз не составляет никакого труда. Для этого необходимо встать напротив зеркала и тщательно изучить свое лицо, отмечая любые детали: высоту лба; расстояние между глаз и их цвет; форму бровей, размер носа, направление уголков рта, выпуклость губ, ширину подбородка, форму ушей и т.д. Теперь при знакомстве достаточно легко будет выделить эти особенности.

Многие великие полководцы знали своих воинов по именам, и эти мнемотехнические усилия были оправданы, ведь солдаты любили своих полководцев и готовы были жертвовать ради них своими жизнями, тем самым помогали одерживать победы в величайших сражениях. Люди с хорошей памятью на имена пользуются популярностью и в наше время.

Для того, что бы запомнить имя достаточно воссоздать образ своего очень хорошего знакомого или родственника с тем же именем, и усилить образ каким либо действием по отношению к новому собеседнику. И чем ярче будет действие, тем проще будет запомнить. К примеру, нам представляют нового учителя, предположим зовут его Александр Владимирович. Мысленно представляем перед собой образ хорошо знакомого Александра (в моем случае это тренер по Самбо) и своего младшего братика Владимира: Александр хочет поздороваться с моим братиком и тянет к нему руку, но Владимир, вместо того чтобы протянуть руку в ответ, кусает его за палец и убегает к маме. Думаю, такой яркий образ достаточно долго сможет закрепиться в сознании, а многократное повторение имени учителя во время учебы, позволит закрепиться ему в долговременной памяти.
 

 
 
 
Категория: Eстествознание | Добавил: Весна
проект, Научно-исследовательский, память
Просмотров: 227 | Загрузок: 19 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках! Будьте в курсе!





 Все новости "ПочемуЧки" в наших рассылках!

Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


Сладкие новогодние подарки: самые лучшие варианты для детей и взрослых
Какие бывают крепления у шведской стенки
Воровство в школе. Почему ребенок ворует и как исправить ситуацию?
Готовимся к Новому году

На сайте всего: 45
Гостей: 43
Пользователей: 2
MIQUELunfog, shloa






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2018
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310



Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Рейтинг@Mail.ru Самарский школьный портал