Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Искусствознание

Научно-исследовательский проект "Из глубины веков" девичья повязка"

Скачать (1.76 Mb) 15.04.2016, 15:02
Автор: Улицкая Виктория, ученица 5 класса ученица 5 класса МБУ ДО "Центр детского творчества г. Чусовой
Медведева Елена Николаевна
педагог детского объединения "Бижу" МБУ ДО "Центр детского творчества "Ровесник"

Научно-исследовательский проект
"Из глубины веков" девичья повязка"

 

В 2015 году весь Пермский край отмечал 10-летний юбилей. К этой дате было приурочено большое количество массовых мероприятий, в которых я принимала активное участие. В честь этой даты я решила поучаствовать в этом проекте, который посвящён истории и традициям Пермского края. Мне захотелось внести свой вклад в сохранение наших культурных традиций и изготовить девичью повязку (головной убор) для фольклорной студии «Матица». Девочки из студии часто выступают  на концертах и фестивалях в национальных костюмах Пермского края, а такого головного убора у них еще нет. Мне показалось интересной идея изготовить им этот головной убор в технике вышивки бисером.
Реализация этого проекта поможет мне узнать много интересного из истории края, научиться новым техникам бисероплетения и поможет раскрыть  скрытые таланты.
 
Цель: изготовить девичью повязку (старинный головной убор) для девочек из студии «Матица».
 
Обоснование выбора темы проекта
Народный костюм является частью духовного богатства  народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать,  которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у нас чувства красоты и гармонии. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Я сделала много  украшении  в технике вышивка бисером, но еще  не вышивала в  традиционной технике  пермского края. Девочки из студии «Матица» не раз подходили,  смотрели как  я  работаю и просили сделать  к костюму пояс или повязку на голову.  Мне приходилось уже работать с традиционными  узорами  Пермского края, но  в технике бисерного ткачества, делала  большую фенечку.   Поэтому мне стало интересно, и я решила  сделать девичью повязку в этой технике,   а  заодно   принести пользу и радость нашей студии «Матица».
 
Задачи:
1. Изучить литературу,  выбрать  девичью повязку,  которую носили в старину в Пермской губернии.
2. Составить банк идей, исследовать  и выбрать лучший вариант.
3. Подобрать  материал для повязки.
4. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
5. Раскроить  повязку.
6. Подготовить ткань к  вышивке (посадить на флизелин).
7. Нанести рисунок вышивки на ткань.
8. Начать вышивать.
9. Собрать   повязку.
10. Оформить повязку.
11. Оценить качество работы.
12. Вручить готовую повязку студии «Матица».
 
Требования к изделию

Изделие должно быть:
практично, качественно исполнено, выполнено по традиционным головным уборам, красивым по внешнему  виду,  экономично.
 
Схема управления проектом
1. Изучить литературу, выбрать  девичью повязку, которую носили в старину в Пермской губернии. 
Ответственный: Улицкая В.,  Медведева Е.Н.
2. Составить банк идей, исследовать  и выбрать лучший вариант. Ответственный: Улицкая В.
3. Подобрать материал для повязки.
Ответственный: Улицкая В.
4. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
Ответственный: Улицкая В.
5. Раскроить  повязку.
Ответственный: Улицкая В.
6. Подготовить ткань к  вышивке (посадить на флизелин).
Ответственный: Улицкая В.
7. Нанести рисунок вышивки на ткань.
Ответственный: Улицкая В.
8. Вышить.
Ответственный: Улицкая В.
9. Собрать   повязку.
Ответственный: Улицкая В.
10. Оформить повязку.
Ответственный: Улицкая В.
11. Оценить качество работы.
Ответственный: Улицкая В., Медведева Е.Н.
12. Вручить готовую повязку студии «Матица».
Ответственный: Улицкая В.
 
Разработка идеи
Девичью повязку можно сделать разными способами.
Рассмотрим несколько вариантов: 
 
Поиск лучшей идеи


1. Девичья повязка Чердынского уезда, выполненная по музейному образцу мастером Ольгой Спеховой. Изготавливается из разных по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется цветной бисер и рубка для вышивки. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но она мне не очень понравилась.

2. Девичья повязка из Кудымкарского краеведческого музея.Изготавливается из желтой  по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется цветной бисер и рубка для вышивки. Но узор более характерен для северных районов нашего края. 

3. Девичья повязка из Пермского краеведческого музея.
Изготавливается из разных по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется цветной бисер и рубка для вышивки. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но она мне не очень понравилась.

4. Девичья повязка конец 19 века.
Изготавливается из разных по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется цветной бисер и рубка для вышивки. Необходимо сплести еще большой поднизей. Она мне не очень понравилась.

5. Девичья повязка вторая половина 19 века южный Урал.
Изготавливается из разных по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется  бисер, бусины  и рубка, нитки для вышивки. Необходимо будет вышивать не только бисером, но и золотыми нитками. С этой работой могу  не справиться.

6. Девичья повязка вторая половина 19 века.
Изготавливается из разных по цвету лоскутов парчи, ситца  и атласа. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной.  Используется цветной бисер и рубка для вышивки. Необходимо сплести еще поднизей. Она мне  очень понравилась и характерна для нашего региона, в этой технике я умею  уже работать.
 
 
Исследование
 
Проведу исследование, необходимо  изучить  литературу и узнать,  что такое повязка.
ПОВЯЗКА – ОДИН ИЗ СТАРИННЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ ДЕВУШЕК, ИЗВЕСТНЫХ ЕЩЁ В XVI – XVII ВЕКАХ, А ВОЗМОЖНО И В ДРЕВНЕЙ РУСИ.  В качестве девичьего головного убора повязка была известна на всей  территории расселения русского народа, как в Европейской  России, так и в Сибири.  Ее конструктивный тип был един для всего этого пространства.  Повязка представляла собой полосу ткани (шелка, парчи, бархата, кумача, позумента) на подкладке из холста, набойки, ситца, шириной от 5 см до 20—25 см, длиной до 50 см. Повязка надевалась  на  темя  или  лоб, а затем  завязывалась тесемками под косой на  затылке. Сзади  к  повязке пришивались две лопасти  из шелка или парчи на подкладке или привязывались длинные разноцветные ленты, спускавшиеся по спине. Повязка,  в отличие от ПЕРЕВЯЗКИ, редко делалась  на  твердой основе — картоне,  бересте  или  проклеенном  холсте. Обычно она мягко облегала  голову. 
Девичья повязка, столь широко распространившаяся по территории России, имела некоторые локальные разновидности, проявлявшиеся главным образом не столько в конструкции или манере ношения, сколько в украшениях. В се верных губерниях Европейской России повязка обычно украшалась позументом, золотой вышивкой, жемчугом или белым бисером, имитировавшим жемчуг, перламутром, цветными стеклами в металлической оправе. К передней части повязки прикреплялась поднизь из бисера или жемчуга, спускавшаяся на лоб почти до бровей или приподнятая над лбом в виде двух или трех дуг. Такая же повязка, но только на более жесткой основе (проклеенный или простеганный холст, картон), была известна у русского населения Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерний, а также во многих районах Сибири. 
В южных губерниях Европейской России повязка представляла собой более сложный вариант девичьего головного убора, чем повязка русского севера. В ее основе, так же как и на севере, лежала полоса ткани, завязывавшаяся на затылке и заканчивавшаяся разноцветными лентами, спускавшимися по спине. Она называлась во многих местах налобником и украшалась блестками, галуном, дутыми бусами, разноцветным бисером. К ней полагались дополнительные украшения, количество которых, их внешний вид, конструкция варьировались в зависимости от места бытования. Полная повязка, надевавшаяся по большим праздникам, должна была включать в себя несколько частей. Под налобник полагалось завязывать узкую полосу холста, украшенную по краю черной или красной бахромой с блестками на концах. Над ушами прикреплялись к налобнику четырехугольные пластинки из позумента на картоне. Под налобник, около вис ков, прикреплялись селезневые перышки или пучки черного конского волоса. Поверх налобника, но так, чтобы основная орнаментированная его часть была видна, завязывался шелковый платок, сложенный по диагонали в виде неширокой (около 5 см) ленты, концы которого завязывались на лбу или на затылке. Сзади и спереди головной убор украшался павлиньими, индюшачьими, петушиными перьями, искусственными цветами и т.д. 
Близкую к вышеописанной повязку носили русские девушки, жившие в Забайкалье. В ее основе лежал платок, сложенный по диагонали в виде ленты, с подложенным в середину картоном-гумажкой. Его завязывали вокруг головы, концами назад, оставляя открытым верх головы.  Под платок завязывали поднизь из разноцветного бисера, а к вискам — «кучеря» — подвески из перышек селезня. В том случае, если повязка надевалась на голову невесты, к ней добавлялся венок из искусственных или живых цветов, прикреплявшийся сверху к платку. 

Повязки были праздничными головными уборами
Их  надевали  в  особо торжественные дни: на святочные вечеринки-игрища, на весенне-летние гулянья молодежи, в праздник Троицы. Кроме того, повязки  были  головными  уборами  невест, которые  они  надевали на  девичник, на обряд  расплетания косы. Во многих случаях невеста стояла в повязке под венцом.  Во   второй   половине  XIX  века  повязка  стала выходить из народного праздничного обихода, заменяясь  другими головными уборами или, что особенно характерно для южных губерний России, значительно упрощаясь. В начале XX века она была в основном свадебным головным убором. В некоторых районах, как, например, в Забайкалье, она была убором невесты еще в 50—60-е годы XX века. 
Выбор сделан,  для нашего района  Пермского края характерна последняя повязка. Буду изготавливать  девичью повязку под № 6. Очень хорошо, что мое  мнение    совпало с выбором большинства опрошенных, так как их мнение для меня очень важно. Пусть эта повязка на голову создаст всем хорошее настроение, обновит народный костюм и принесет пользу.
 
Мой выбор
Девичья повязка. Прежде чем я окончательно определилась с изделием, творческим проектом,  я  изучила много литературы на эту тему, поговорила с педагогом студии «Матица» Ибрагимовой Ларисой Равильевной, обсудила со своим  педагогом все варианты изделия.
Изготовление вещей своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.  Материал для изготовления был подобран. На изготовление уйдёт не так много времени, зато, сколько красоты и пользы  несёт повязка  для студии «Матица»! Таким образом, я сделала свой выбор.
 
Технологический этап
Используемые материалы
Для изготовления девичьей повязки  я решила выбрать следующие материалы:
Основа – золотая парча.
Подкладка -  флизелин,  ситец.
Лента – атлас. 
Цветной  крупный  и мелкий  бисер – синий, красный, желтый, голубой, зеленый.
Рубка – серебристая,  светло-желтая. 

Инструменты и оборудование для изготовления повязки
Нитки для вышивки и шитья.
Утюг, гладильная доска.
Линейка, сантиметровая лента, мел, карандаш.
Иглы ручные для шитья и вышивки. Булавки, ножницы, наперсток.
Швейная машинка.

Организация рабочего места, правила безопасной работы
Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы. При изготовлении повязки во время работы необходимо соблюдать правила техники безопасности при ручных работах, при влажно-тепловой обработке при работе за швейной машиной.

 





Категория: Искусствознание | Добавил: Весна
проект, Научно-исследовательский, повязка
Просмотров: 3367 | Загрузок: 476 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 20.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.