Конкурс


Полезные советы для всей семьи

Наши акции


Веселый Жираф - сайт для всей семьи
Отзывы о роддоме на BabyBlog.ru


Конкурс

Главная » Дошкольное образование » Занятия, конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность "Мир насекомых" для детей подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)
Скачать (4.81Mb) 21.10.2012, 20:58
Смотрова Надежда Николаевна
воспитатель МОУ детский сад № 176 г. Волгоград
Смотрова Надежда Николаевна, воспитатель высшей категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №176 г. Волгограда

Для детей подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности:
«МИР НАСЕКОМЫХ»

Вид занятия: Экологическое развитие
Тип занятия: Интеллектуально – развивающее
Тема занятия: Мир насекомых (итоговое – закрепление знаний)
Место проведения: Музыкальный зал

Способ организации детей на занятии: вся группа и мамы 6-ых детей, помогавшие шить костюмы насекомых.

Предварительная работа:
• Наблюдение за насекомыми на прогулке;
• Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых;
• Чтение художественной литературы о насекомых:
- из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец»,
«Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»;
- Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»;
- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»;
- В.Зотов «Лесная мозаика»;
- Составители Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки,
загадки»;
- Крутов В.А. «Жизнь насекомых»;
- Джинни Джонсон «Насекомые и пауки» из серии «Все обо всем»;
- Э. Шим «Жук на ниточке»;
- В. Пальчинскайте «Муравей» и др.;
• Проведение цикла из 6-и занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
• Пословицы и поговорки о насекомых;
• Настольно – печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»;
• Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо – плохо», «Докажи по модели»,
«Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;
• Придумывание загадок о насекомых;
• Ребусы и кроссворды о насекомых;
• Театрализованные представления «насекомых»;
• Насекомые Красной книги;
• Письма насекомым;
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный дидактический материал:
• Фонограмма музыки «Малыш в лесу» - «Ночные цикады»;
• Загадки о насекомых (приложение №1);
• Авторские загадки – представления «насекомых» (приложение №2);
• 20 карточек – картинок с изображением насекомых (приложение №3);
• Блиц – вопросы о насекомых (приложение №4);
• Фишки – звездочки;
• Самодельная медаль «Знаток насекомых» (приложение №5);
• 3 флажка и 3 веревочки для эстафет;
• Набор больших кирпичиков для эстафеты «Муравейник»;
• Материалы для эстафеты «Пчелка» (6 «цветков» из бумаги, где серединка – детское ведерко с водой, 3 ведерка и 3 игрушечные чашечки);
б) раздаточный дидактический материал:
• Материал к игре – мозаике «Бабочки» (3 различные бабочки – образец и 3 такие же бабочки в виде мозаики – приложение №6);
• Поговорки и пословицы о насекомых (приложение №7);
• Самодельная медаль «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8);
• Авторское театрализованное представление «насекомых» (приложение №9);
• Модели «Защита насекомых» (приложение №10);
• Самодельная памятная медаль «Любитель насекомых» по количеству детей (приложение №11).


Домашнее задание родителям: Помочь воспитателю сшить своему ребенку костюмы насекомых: бабочки, божьей коровки, пчелы, мухи, комара, кузнечика; разучить с ребенком соответствующее костюму загадку – представление.
Помощь музыкальных руководителей: Помочь воспитателю поставить танцы детям, изображающим насекомых; подобрать музыку к каждому представляемому насекомому; музыкальное сопровождение занятия.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить и обобщить знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие
черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их
внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды
насекомых и различаем конкретных насекомых. Закрепить умение детей составлять
группы насекомых. Закрепить знание детьми пословиц и поговорок о насекомых.
Формировать научно - реалистические представления о насекомых.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать добрые чувства к насекомым. Формировать осознанно - правильное
отношение к насекомым, понимание, что в природе все нужны друг другу.
Формировать познавательный интерес к насекомым, желание продолжать их изучать.
Речевые:
Обогащать словарный запас детей:
- учить использовать специальные термины: жесткокрылые, чешуекрылые,
перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые;
- учить рассказывать пословицы и поговорки.
Развивать выразительность речи.
Ход занятия.
Под музыку все дети, кроме шестерых «героев – насекомых», проходят и садятся на свои места.
Воспитатель: Мы с вами собрались на долгожданный праздник «Мир насекомых». Вы уже знаете, что это удивительный мир и сегодня мы в этом убедимся еще раз. Наш праздник начинается! И начинается он с загадок: если вы правильно отгадаете загадку, то зазвучит красивая музыка и вы увидите живую отгадку.
Загадываю загадку про бабочку (смотри приложение № 1). Дети отгадывают ее.
Звучит музыка «Ночные цикады». Появляется девочка в костюме бабочки. Медленно кружась, исполняет танец бабочки, на носочках «облетает» всех детей. Становится в середине и читает свою загадку – представление (смотри приложение № 2). Садится на стульчик. Все хлопаем в ладоши.
Аналогичным образом проходит представление других «героев – насекомых»: божьи коровки, пчелы, мухи и комара (они вместе исполняют один танец), кузнечика.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим группы насекомых (беру за руку девочку, одетую бабочкой) – Кто она? (все дети хором отвечают – чешуекрылая). Кто «прилетит» к ней? (дети – все бабочки). А это кто? (беру за руки «муху» и «комара», дети отвечают – двукрылые). Кто «прилетит» к ним? (дети – слепни, оводы…)
Так повторяем жесткокрылых, перепончатокрылых и прямокрылых.
Воспитатель: Теперь мы все «превратимся» в насекомых и поиграем в игру «Насекомые». У вас под стульчиками лежат карточки, взяли их. Все узнали насекомого на картинке? Хорошо. Под музыку вы изображаете своего насекомого. Старайтесь изобразить его так, чтобы я и гости поняли, кого вы изображаете. Как только музыка закончится, вы должны прибежать к своему «насекомому», которые тоже танцуют и могут быть в любом месте зала.
Играют.
Воспитатель: «Насекомые» в костюмах проверьте, ваши ли насекомые к вам собрались? (проверяют по картинкам). Молодцы. Играем еще раз.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, как вы знаете насекомых. За правильный ответ получите звездочку. Старайтесь набрать как можно больше звездочек.
Задаю блиц - вопросы (приложение №4).
Воспитатель: Я рада, что вы любите насекомых и много знаете о них. Кто же набрал больше всех звездочек?
Подсчитываем, победителю, набравшему большее количество звездочек, под музыку и аплодисменты детей вручаю медаль «Знаток насекомых» (приложение №;5).
Воспитатель: Пришла пора игр – соревнований. Разделились на три команды. Первая эстафета «Кто быстрее построит муравейник». Мы – дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик - он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три – начали!
Воспитатель: Муравейники получились замечательные! Похлопали сами себе.
Вторая эстафета «Кто больше наберет меда». Мы – пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «мед» и переливаем его в ведерко. Кто больше и быстрее наберет «меда»? Раз-два-три – начали!
Воспитатель: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «меда». Молодцы! Последняя игра «Бабочки». Каждая команда получает мозаику из семи частей (приложение №6). Из них по образцу выстраивает картинку бабочки. Кто правильнее и быстрее соберет? Раз-два-три – начали!
Воспитатель: Команды, назовите, пожалуйста, названия получившихся на картинках бабочек. (Дети называют).
Я думаю, мы все заслуживаем продолжительных аплодисментов.
(Дети хлопают и садятся на стулья).
Воспитатель: Все мы знаем крылатую народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках (приложение №7, не стараться использовать все пословицы и поговорки, сколько дети вспомнят). Посмотрим, кто же больше сможет вспомнить и назвать пословиц и поговорок о насекомых. За каждую названную пословицу или поговорку вы получите фишку-звездочку.
Дети называют. При затруднении воспитатель начинает поговорку, а дети продолжают ее. По окончании – подсчет звездочек.
Воспитатель: Замечательно, что вы все знаете так много поговорок и пословиц о насекомых. И у нас есть победитель. Он награждается медалью «Знаток народной мудрости о насекомых» (приложение №8).
Под музыку одеваю медаль.
Воспитатель: Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из них лучше и нужнее. Что из этого получилось – вы сейчас увидите (приложение №9).
Воспитатель: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой.
Наш праздник, к сожалению, подходит к концу. Давайте вспомним на прощание, что обозначают модели, которые мы с вами составляли на занятии.
Воспитатель показывает модели «Защита насекомых» (приложение №10) – дети рассказывают по ним.
Воспитатель: Приятно слышать ваши ответы. Верю, что вы – настоящие защитники и любители всей природы и насекомых в частности. На память об этом празднике позвольте вручить вам памятные медали «Любитель насекомых» (приложение №11).
Под фонограмму музыки «Ночные цикады» всем детям одеваю медали.

Приложение №1.
Загадки о насекомых.

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не
захотел,
Шевельнулся,
встрепенулся,
Взвился вверх
и улетел. (Бабочка).

Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).

Домовитая хозяйка
Пролетает над
лужайкой,
Похлопочет над цветком –


Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха).

Не зверь, не птица, а нос как спица,
Летит – кричит, а сядет – молчит,
Кто его убьет – свою кровь прольет. (Комар).

Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Он поделится медком. (Пчела).

Приложение №2.
Представления – загадки насекомых.
(авторские).


Была я страшной гусеницей,
Куколкой была,
И вот метаморфоза –
Прекрасной стала я.
Нежная, красивая,
Я – чешуекрылая! (бабочка)

Меня любят садоводы,
Зовут в свои сады.
Я тлей там поедаю –
Деревья тем спасаю.
И дети меня любят,
Давить не станут, нет.
Лишь на руку посадят
И просят улететь.
По-своему красивая,
Я – жесткокрылая!
(жук – божья коровка)

Живу в большой семье я,
В работе целый день.
Мой сбор целебный очень,

Меня никто не любит,
«Липучка», - говорят.
Болезни разношу я –
Сажусь на все подряд.
Меня не любят тоже,
Прихлопнуть норовят.
Уж больно я кусаю
И писком донимаю.
Пусть мы не красивые,
Мы – двукрылые! (муха, комар)


Я – зеленый и прыгучий,
И в траве живу.
Скрипки нет, и я тру крылья –
Так я стрекочу.
Наверно, я красивый,
Я – прямокрылый! (кузнечик)


Он нужен людям всем.
Но ты меня не трогай –
Могу ужалить я,
Я – перепончатокрылая! (пчела)

Приложение№3
Чешуекрылые.
Бабочки: 1. Капустница
2. Репейница
3. Крапивница
4. Махаон
Жесткокрылые.
Жуки: 1. Божья коровка
2. Колорадский жук
3. Навозник
4. Жук – олень
Перепончатокрылые.
1. Муравей
2. Пчела
3. Шмель
4. Большой рогохвост
Прямокрылые.
1. Саранча
2. Сверчок
3. Кузнечик
4. Медведка
Двукрылые.
1. Муха
2. Комар
3. Овод
4. Слепень

Приложение №4
Блиц – вопросы о насекомых.
1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).
2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).
3. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).
4. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).
5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).
6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).
7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).
8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).
9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).
10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца).
11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет).
12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы).
13. Какое взрослое насекомое никогда и ничего не ест? (овод).
14. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).
15. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).
16. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).
17. Каких насекомых называют защитниками урожая? (хищных: божья коровка, жужелица…).
18. Как у кузнечиков отличить самку от самца? (у самки есть яйцеклад - отросток, похожий на меч).
19. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки).
20. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров…).
21. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).

Приложение №9.
Театрализованное представление «Спор насекомых».
(авторское).
Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!
Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!
Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.
Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!
Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.
Муха: - Да.
Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.
Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.
Божья коровка: - От вас только вред.
Бабочка: - Недаром вас люди не любят.
Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.
Пчела: - Вы никому не нужны.
Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.
Муха: - И болезни я не специально разношу.
Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.
Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.
Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.
Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.
Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.
Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.
Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!

Приложение №10.
Модели «Охрана насекомых» (разработаны с детьми).
1. Не уничтожать насекомых.
2. Не ловить насекомых.
3. Не топтать.
4. Не разрушать их жилища.


1. Не ломать и не рвать растения – они основные места обитания насекомых.
2. Не сорить в природе (местах обитания насекомых и не только их).
3. Не жечь костры (трава и почва - места обитания множества насекомых).
4. Сажать деревья и другие растения в местах проживания, создавая места для обитания
насекомых.


1. Наблюдать насекомых в естественных условиях.
2. Изучать их (энциклопедии, специальная литература, фильмы).
3. Наблюдать в специально созданных условиях очень недолго (жизнь насекомых коротка) и выпускать в естественную для них среду.
4. Объяснять другим детям и взрослым правила поведения в природе.
Категория: Занятия, конспекты | Добавил: Majashok
Просмотров: 11008 | Загрузок: 791 | | Рейтинг: 0.0/0 |

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]






Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  


Конкурс

Конкурс

Конкурс

Конкурс

Конкурс

Конкурс

Конкурс учитель года Я Учитель 2014

Конкурс

Конкурс

Конкурс

Конкурс

фото (9) Боль в ногах (27) Проблемы со стулом у ребенка (11) Красите ли Вы волосы? (36)

Журнал записей пользователей Baby.ru

Детские горки, площадки, качели www.top-dom.ru

Детский лагерь Орленок - dol-orlenok.ru


Стенгазета ко Дню матери со стихами (для раскрашивания)
Стенгазета ко Дню матери со стихами
Сценарий "Праздник мыльных пузырей" для детей дошкольного возраста
Конспект занятия "Наше первое путешествие по Смоленску" во второй младшей группе

Развиваем мелкую моторику
Изюминка вашего гардероба – брендовая одежда и обувь
Пластическая хирургия в жизни женщины
Пластическая хирургия в жизни женщины

На сайте всего: 51
Гостей: 51
Пользователей: 0






© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2014
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Партнеры
Полезные сайты

Создать сайт

"ПочемуЧка" в социальных сетях"
"Почемучка" в ОдноклассникахВ "Одноклассниках"
 
"ПочемуЧка" ВКонтактеВКонтакте
 
"ПочемуЧка" в ФейсбукВ Facebook
 
"ПочемуЧка" в Живом ЖурналеВ "Живом журнале"
 
ПочемуЧка в ТвиттереВ Твиттере
Наши партнеры:
КОНКУРСЫ!!!
Самарский школьный портал
Полезные советы
Самарские школьники



Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов  KINDER.RU Самарский школьный портал