Цель занятия: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, обогащение словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя речи.
Материал: фигурки (дедушки и бабушки), картинки (дом, кот, кони, овцы, коровы, ослик, укроп, картошка, помидоры), символ звука О.
Ход занятия: 1. Оргмомент Психогимнастика Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!
2. Сообщение темы занятия откуда мы только что вернулись? Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком о, познакомимся с буквой О
3. Характеристика звука О. Повторение гласных звуков что происходит с губами, когда вы произносите звук О? Спойте звук О. Намотайте ниточку на клубок. Звук О поется, тянется. Какой это звук? В каком замке поселился звук О? Какие гласные звуки вы знаете?
4. Развитие слуховой памяти и просодии Послушайте стихотворение о гласных звуках: Гласные песенку звонкую тянут – и-и-и. Могут заплакать – о-о-о и застонать – у-у-у. Могут качать в колыбели Аленку – а-а-а. Могут, как эхо в лесу закричать: ау-ау! Легко летят они в высоту – а-и-о-у!
Повторение детьми звукового ряда – а-о-у-и. Какой звук исчез из ряда а-у-и?
5. Произношение звука О в словах. Выделение звука о из середины слов это бабушка Оля и дедушка Олег. Повторите их имена. Какой первый звук в этих словах? А вот их дом. Есть ли звук о в слове дом? Где слышится звук о? Дом бабушки Оли и дедушки Олега стоит у озера. Где стоит дом у бабушки и дедушки? Они пригласили нас на отдых. Повторите слова со звуком о. Где вы произносили звук о в этих словах? Упражнение «Где спрятался звук?» Детям предлагаются картинки. - Послушайте внимательно слова и скажите, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова.
костёр сом мост оса остров село
6. Развитие связной речи Упражнение «Собери предложение» Нужно из слов составить предложения (ЛИСТ, НА, ГУСЕНИЦА, СИДЕТЬ; ЗАЯЦ, ПОД, КУСТ, СПРЯТАТЬСЯ; АКРОБАТЫ, ВЫСТУПАТЬ, ЦИРК, В; У, КОЛЕСО, МАШИНА, МЕХАНИК, МЕНЯТЬ.)
7. Физминутка Покажите дедушке и бабушке, как вы умеете изображать овощи. Игра – пантомима «Толстячки – худышки». Изобразите ворчливый горох. - ох, ох, ох! – разворчался горох.- ох и трудно жить в стручке, если дверца на крючке. Покажите, как убирают овощи.
8. Формирование грамматического строя речи Упражнение «Маленькие слова» Вставь в предложения подходящие по смыслу «маленькие слова»(СОБАКА СИДИТ…БУДКЕ, СОМ…УСАМИ, ДЕТИ ИДУТ…ТРОПИНКЕ, БАБОЧКА ПОРХАЕТ…ЦВЕТКОМ, СТУЛ СТОИТ…СТОЛА, ЩЕНОК ЗАЛЕЗ…КРЫЛЬЦО; «маленькие слова»- ПОД, НАД, ОКОЛО, В, С, ПО).
9. Знакомство с буквой О Какая новая буква появилась в замке? На что она похожа? В этой букве нет угла, Оттого она кругла, До того она кругла, Покатиться бы смогла. Выложить слоги ко, то, слово кот – ток.
10. Итог занятия какую новую букву узнали? Сколько гласных звуков вы знаете?
|