Вкусная выпечка для диабетиков: рецепты без сахара
О пользе катания на коньках
Русский язык без границ
Польза дистанционного обучения с профессиональными педагогами

На сайте всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0


Главная » Дошкольное образование » Логопеду

Проект "Сказка за сказкой" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать (269.7 Kb) 18.01.2013, 15:04
Родионова Ирина Владимировна
Учитель логопед МДОАУ № 17 комбинированного вида
Проект «Сказка за сказкой»
Родионова Ирина Владимировна, учитель-логопед МДОАУ № 17 г. Белогорск Амурской области



Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий.
По содержанию: психолого-педагогический.
По числу участников проекта: педагоги, родители, дети.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, родители.

Актуальность проблемы.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Проблема: общее недоразвитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Задачи:

1.Создание научно-методической и материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».
4.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии.
5.Разработать консультации для педагогов и родителей с целью обновления и качественного улучшения речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки.

Методы решения задач:

1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.
4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.
5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.
6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.

Содержание проекта строится на принципах:

• Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
• Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
• Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
• Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
• Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
• Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
• Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
• Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
• Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный:
1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
2.Диагностика.
3.Анкетирование родителей.
4.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
5.Разработка комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, специалистов по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».
6.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса.
II этап – основной текущий:
1.Разработка конспектов занятий и их проведение.
2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
3.Реализация комплексного плана взаимодействия учителя-логопеда и специалистов «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи».
III этап – заключительный:
1.Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали») 2. Беседа с детьми.
3. Анкетирование родителей.
IV этап – аналитический:
1.Анализ проделанной работы.
2.Вывод по теме.
3.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.

Сдерживающие силы: пропуски детьми занятий, недостаточность использования произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Устранение рисков: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, пополнение методической и художественной литературой, драматизация сказок, просмотр кукольных театров и сказочных постановок.

Сторонники проекта:
1.Дети.
2.Воспитатели.
3.Специалисты.
4.Родители.
5.Администрация.

Участники проекта:
1.Дети.
2.Воспитатели.
3.Специалисты: учитель-логопед, воспитатель по изодеятельности, воспитатель по театру, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Ресурсы проекта:
1.Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители).
2.Материальные (художественная литература, оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).

Прогнозируемый результат:

Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; развитие диалогической и монологической речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка; приобщение детей к народному творчеству.

Заключение

Проведенный проект с сентября 2009 года по май 2010 года позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе сказки; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.


Категория: Логопеду | Добавил: IrinA290526
Просмотров: 38821 | Загрузок: 6320 | | Рейтинг: 4.9/9 |

0

Рекомендуем также:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Зимний марафон"
Международный творческий конкурс посвященный Символу 2025 года "Змейка-новогодняя Чародейка!"
X Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя мастерская"
IX Всероссийский творческий конкурс "Ёлочка-красавица!"
VI Всероссийский творческий конкурс "Зверюшки на лесной опушке"
VI Всероссийский творческий конкурс "Сытая птица зимы не боится"
XII Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.12.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.